Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Николай Щетько, /

Понятие "юзабилити" уже прочно закрепилось в нашем обиходе. Но насколько успешно внедряется практика юзабилити на просторах байнета? Какие советы дают специалисты тем, кто только задумывается о совершенствовании интерфейса своего проекта? 

Об этом и не только мы спросили основателя сообщества usability.by, проектировщика интерфейсов и специалиста по юзабилити Павла Коноплицкого. 



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (16.54 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео

Что такое юзабилити? Есть ли какой-то его общепринятый русский аналог? Кому и зачем нужно юзабилити?

Есть определение, закрепленное в стандарте ISO. Юзабилити - это степень продуктивности и удовлетворенности, с которой продукт может быть использован конкретным пользователем для достижения определенных целей в определенном контексте. Как вы видите, определение достаточно громоздкое, но оно точно характеризует то, чем является юзабилити. Это определение подчеркивает, что речь идет о пользователе. Это значит, что надо исследовать контекст использования, мотивы, которые толкают людей на использование продукта.
 
В определении меня смутило, что речь идет об определенном пользователе. Вы работаете для массового пользователя или оптимизируете работу под конкретного человека?

Казалось бы, если вы создаете продукт для массового пользования, то кажется, что пользователем продукта является весь интернет. Но если задуматься, то конкретную прибыль приносит вполне определенная группа пользователей. В отличие от маркетологов, которые исследуют конкретные выборки, специалисты по юзабилити сужают выборку до одного человека, который представляет всю группу. Мы можем даже сказать, что работа ведется для конкретного человека.
 
Под какого человека обычно оптимизируется сайт?

Я бы все же избегал слова "обычно", потому что каждый проект - это конкретная история, исследования, различная целевая аудитория. Проектирование проходит не только для сайтов, но и для гаджетов, сервисов, банкоматов. Безусловно, какие-то наработки переходят из проекта в проект, но одинаковых проектов не бывает.
 
Как специалист по юзабилити определяет, что удобно для человека? С моей точки зрения, удобно - это привычно, а привычно - это то, что везде. Получается замкнутый круг. Большие заголовки Web 2.0 - это круто, привычно, значит, удобно. Разделяют ли такой подход специалисты по юзабилити? Составляете ли вы какие-то фокус-группы?

Действительно, привычка - сильная вещь. В 2007 офисе Microsoft использовал свою новую разработку Ribbon. Как и многие пользователи 2003 офиса, я был сильно недоволен, мне было неудобно. Я привык к интерфейсу 2003 офиса. Но у Microsoft есть конкретные данные, что после введения этой новой парадигмы интерфейса количество ошибок стало меньше, а обучаемость увеличилась. Пользователи, у которых нет привычки работать с 2003 офисом, более эффективны и продуктивны.
 
В каждом проекте по проектированию 4 этапа. Первый - это исследование аудитории, привычек, представлений. Дальше идет анализ полученных данных. Потом идет синтез некоего решения. Четвертый этап - это тестирование. В ходе тестирования мы видим, как на наше решение реагируют пользователи. Если мы видим, что пользователи недовольны, делают много ошибок и жалуются, что им непонятно, мы производим всю операцию еще раз. Мы снова исследуем, смотрим их реакции на показанные прототипы и решения, анализируем, синтезируем некое решение и снова внедряем.
Это может быть веб-проект, которого еще не было. Если уже есть какой-то конкретный проект, то данными для анализа может быть статистика посещений. Например, Google Analitics, Yandex Метрика показывают, кто как заходит, кто как пользуется, где падает конверсия. Есть статистика зарегистрированных пользователей, что-то купивших. Специалисты анализируют, на каких этапах падает посещаемость, составляют сценарий, проходят его, находят ошибки, исправляют и смотрят на результат после исправления. С помощью этого цикла, который называется User-centered design, создаются удобные проекты.
 
Сколько интераций в среднем проходит для достижения приемлемого результата?

Я стараюсь избегать слова "средний", потому что каждый проект индивидуален. Если не кривить душой, то ведь все это оплачивается.
 
И вы заинтересованы, чтобы этих интераций было побольше? То есть вы стремитесь к совершенству.

Есть некий оптимальный уровень, когда заказчик удовлетворен и продукт соответствует качественным стандартам. В идеале нужно стремиться к перфекционизму. Но мне кажется, что двух интераций вполне хватает. Бывает, хватает даже одной.
 
На ваш взгляд, специалист по юзабилити - это отдельная специальность или некий подвид дизайнера, программиста, менеджера проектов?

Издавна слово "дизайн" в русском языке ассоциируется с графическим дизайном. Почему-то когда мы говорим "дизайн", мы подразумеваем некую картинку, эстетический образ. Но с английского "design" переводится как "проектирование". Слово имеет инженерный подтекст. Есть графические дизайнеры, есть проектировщики. Иногда люди совмещают эти деятельности. В больших проектах у этих людей достаточно много работы, поэтому совмещать эти функции они не могут. Более того, в этих интерациях есть и другие специалисты. Есть исследователи, которые работают на ранних этапах. Эти люди даже ближе к психологам, маркетологам. Есть юзабилити-тестировщики - люди, которые рекрутируют респондентов, наблюдают, как человек использует проектируемый продукт. Как видите, тут нет ничего, связанного с графикой. Команда бывает разная. В наших широтах чаще всего один человек выполняет много функций. На Западе стараются профилировать.
 
Я знаю, что вы работаете в белорусских и российских компаниях. Отдельная штатная единица - специалист по юзабилити - это скорее норма или исключение из правил?

Это норма в компаниях, которые видят от этого пользу, имели опыт, видели, насколько это эффективно, насколько растет лояльность клиентов. Эти фирмы увидели, сколько прибыли они недополучили из-за проблем с интерфейсами, устройствами. Как только они видят эффект, для них это становится нормой.
 
Сколько компаний увидело эффект?

Это сотовые провайдеры: прежде всего МТС, Билайн. Это также "1С".
 
Это в основном продуктовые или сервисные компании?

В основном штатные единицы себе заводят компании, которые выпускают некий отчуждаемый продукт или создают массовые сервисы. В этих компаниях есть не только штатные единицы, но и отделы.
 
Насколько много таких специалистов? Сколько человек насчитывает ваше сообщество usability.by? Насколько это сообщество больше в России? Становится ли таких людей больше или это до сих пор штучные специалисты?

Сообщества небольшие. На сайте usability.by людей немного, до 20. Конечно, в России их гораздо больше - около сотни человек. Мы проводим профессиональные встречи в России и Беларуси. Интерес к нашим событиям есть, приходят достаточно много человек. По посещаемости ресурса usability.by, по "Твиттеру", социальным сетям я вижу, что этой темой интересуются многие. Но специалистов я знаю не очень много. В Беларуси есть все отделы. Самые крупные компании - в EPAM. Есть специалисты в Wargaming.net. Периодически эту роль совмещают бизнес-аналитики. Для разработки программы для iPhone у Apple есть специальные гайдлайны. В каком-то смысле тестировщик производит юзабилити-тест.
 
Какие случаи вам запомнились больше всего? Например, когда юзабилити-тест опровергал что-то, что казалось непреложной истиной.

Я, скорее, специализируюсь на том, как улучшить что-либо. Я могу сказать, чем до сих пор грешат российские и белорусские сайты. Прежде чем заинтересовать своим проектом или оказать какую-то услугу, сайты проводят пользователя через все круги ада с регистрацией, подтверждением регистрации. Есть сайт букмекерской конторы. Там можно сделать ставку на какие-то определенные матчи. Пользователь заходит, выбирает матч, и выскакивает окно ввода суммы на команду и результат. Так вот, когда человек уже готов распрощаться со своими деньгами, в этом месте возникает сообщение, что ему нужно зарегистрироваться. Пользователь начинает искать по сайту регистрацию. Это достаточно долгий процесс. Он находит регистрацию, заполняет огромное поле данных. Причем видно, что эти данные на самом деле не нужны для процесса оплаты. Проходит регистрация, но и после этого ставку сделать нельзя: нужно зайти на почту, подтвердить регистрацию, ввести логин и пароль, который пользователю дала система. Только тогда он попадает на сайт, и ему снова нужно делать те же действия: искать матч, делать ставку, осуществлять процесс оплаты. Это касается и онлайн-магазинов, туристических компаний. Они не берегут время пользователя.
 
На сайте туристической компании я нашел очень интересную ошибку. Они предоставляют каталог туров и предлагают пользователям форму поиска, где выбирается тип питания и проживания. Они любят писать аббревиатуры. Например, DBL, 2 DBL, BB, AI. Если человек знает английский, он может догадаться, и то не факт. Определить конкретные отличия достаточно трудно. Владельцы туристических сайтов используют лексикон, на котором они привыкли общаться. И они навязывают этот лексикон пользователям, которые незнакомы с этой областью.
 
Надо ли упрощать интерфейс и до какой степени? Где границы правильного упрощения с точки зрения юзабилити?

Упрощать гораздо сложнее, чем усложнять. Упрощать нужно до той степени, когда упростить уже будет нечего. Это не обязательно должна быть одна кнопка - это уже идеал.
 
Идеал - это, наверное, когда ее уже даже не надо нажимать.

Невидимый интерфейс - самый лучший.
 
Что своими силами может сделать компания, которая чувствует, что у нее что-то неправильно с точки зрения юзабилити? У нее нет своих специалистов юзабилити, в лучшем случае есть дизайнер и программист.

Они могут попробовать внести улучшения своими силами. Это возможно. Первое, что необходимо сделать - установить Google Analitics и Yandex.Метрику. Следующий шаг - начать мониторить посещаемость, выставить цель. Нужно определить, что должен делать пользователь на их сайте. Потом надо определиться с данными, которые они хотят отслеживать. Это должны быть ключевые показатели эффективности KPI. Например, если это интернет-магазин, то надо прослеживать количество купивших, количество купивших дважды, количество дошедших до определенной страницы, количество скачавших коммерческое предложение. Можно даже отсматривать, с каких конкретно мест начинается целевое действие. Таким образом будут получены количественные данные.
 
Кроме этого, надо еще получить качественные данные. У Google есть Google Docs. В нем можно сделать простую анкетную форму, которую можно сгенерировать в ссылку и установить себе на сайт. Можно поставить красивый баннер "Помогите сделать сайт лучше", каким-то образом замотивировать пользователя и попросить пройти тест. Таким образом, можно будет узнать, что это за люди, где и как часто они используют ваш сайт, где они испытывали трудности, что, по их мнению, можно улучшить. Поверьте, количественная и качественная информация даст большую почву для размышлений. У вас появится много идей, будет много интересной информации.
 
А потом эту информацию надо правильно интерпретировать и сделать какие-то выводы.

Конечно. Можно будет улучшить существующее и добавить новое.
 
Приходилось ли вам проводить юзабилити мобильных проектов? Что главное для этих проектов? С какими проблемами сталкиваются разработчики мобильных проектов? Ведь интернет - и там, и там, но платформа совсем разная.

Мобильные технологии - это развивающийся тренд. Первое, что нужно понять в веб-проектах для мобильных телефонов, что персональный компьютер и экран мобильного - это совершенно разные вещи. Для мобильного телефона нужно создавать отдельный интерфейс. Нужно учитывать ограничения, контекст использования. Лучше основываться на гайдлайны разработчиков.
 
Что бы вы посоветовали начинающим юзабилистам и их работодателям?

Начинающим юзабилистам - читать книги, статьи и стараться практиковаться. Если нет возможности участия в коммерческих проектах, надо напрашиваться в любые другие проекты.
 
Какие три книги должен прочитать специалист по юзабилити?

Есть одна достаточно толстая книга, которую я рекомендую тем, кто хочет связать свою деятельность с проектированием интерфейсов и юзабилити. Это книга "Об интерфейсах" Алана Купера. В ней он раскрывает каждый из этапов работы, дает основы юзабилити. Мне кажется, это хороший задел для молодого специалиста. Уже практикующему специалисту тоже будет интересно повторить некоторые темы. Следующая книга - Раскина, который первым работал над созданием Makintosh, пока его не отодвинул Стив Джобс. Третья книга - Джесси Джеймса Гарретта "User Experience". Все перечисленные книги есть на сайте usability.by на русском языке с качественным переводом. Их можно приобрести на Oz.by.
 
Что вы порекомендуете работодателям юзабилистов и компаниям, которые задумываются о повышении удобства использования своего продукта?

Совет компаниям - мерить показатели до и после. Надо постоянно держать руку на пульсе. К сожалению, эти показатели почему-то не меряют. Тогда пусть специалисты предлагают руководству, сами меряют и показывают результаты. Это очень важно для развития отрасли. Если не мерить, то не будет понятно, из-за чего стало лучше.
 
На ваш взгляд, как будет дальше развиваться юзабилити? Будет ли оно выделяться в отдельную отрасль или сливаться с другими направлениями?

Я считаю, что количество компаний, которые будут создавать штатные единицы или отделы, будет расти. Тех, кто понимает важность этого, становится все больше и больше. И мы своими статьями пытаемся привлечь к этому внимание, показать на конкретных примерах, чего удалось добиться. Количество профессиональных компаний юзабилити будет увеличиваться.
 
Есть ли такие в Беларуси?

Активно действующих нет, но есть какие-то дизайнерские компании, которые оказывают такие услуги.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-50%
-30%
-50%
-10%
-64%
-20%
-20%
-30%
-10%
-40%
-20%