Александр Арсенов,

Ни пышных презентаций, ни агрессивной рекламы, ни сумасшедшего количества ядер и мегапикселей, ни скандалов или громких провалов — SNAMI нечасто увидишь в заголовках новостей. Но их телефоны покупают, а бренд узнают. IT.TUT.BY поинтересовался у SNAMI их видением рынка.

Ответил на мои вопросы Алексей Волошенко, начальник бюро средств связи ООО "ТЦ СНАМИ".
 
Snami
Алексей Волошенко
 
Когда и как появилась идея белорусского бренда мобильных телефонов? Это был эксперимент, или в успехе не сомневались?

— Начать нужно с того, что мы занимаемся дистрибуцией электронных цифровых устройств с 1991 года, и из них более десяти лет - мобильных телефонов. В течение этого времени мы являлись дистрибьюторами многих брендов, в том числе тех, кто покинул наш рынок или прекратил производство сотовых телефонов. К примеру, это Sagem, Siemens, Motorola. В настоящее время мы являемся официальными дистрибьюторами и импортерами Samsung, Nokia в РБ. А когда имеешь большой опыт и отработанные каналы сбыта, всегда хочется расширять ассортимент, всегда находишься в поиске новых продуктов. Сейчас, как уже было сказано выше, мы поставляем сотовые телефоны Samsung и Nokia, а к этим двум лидерам рынка, брендам-"монстрам", мы решили добавить телефон под собственным брендом. Это решение не было спонтанным, оно было осознанным и продуманным. Мы были практически уверены в успехе, поскольку мы имеем многолетний опыт дистрибуции сотовых телефонов.
 
Как налаживались контакты с поставщиками деталей? Сколько времени прошло от идеи до воплощения?

— Когда было принято решение о телефонах под собственным брендом, мы изучили возможные производственные площадки. Все они находятся в Китае, так уж сложилось в мире. Мы посещали многие заводы, проверяли процесс производства, остановились на наиболее надежных, на наш взгляд, партнерах, убедились в качестве их продукции и стали размещать заказы. От принятия решения до поставки телефонов прошло полгода. Наши первые контакты с китайскими заводами были летом 2010 года, а первые телефоны SNAMI появились на полках салонов связи в конце года. Первыми моделями были W301 и AF103. Эти телефоны до сих пор живут, до сих пор продаются, хотя их поставки уже в прошлом — сейчас мы занимаемся более свежими моделями.

На каких заводах собираются телефоны Snami?

— Существует ошибочное мнение, что телефоны Snami — белорусского производства. Такого мы никогда не говорили, это миф, придуманный и распространяемый не нами. Напротив, мы всегда подчеркиваем, что телефоны производятся в Китае. В соответствии с требованиями законодательства РБ это указывается на корпусе каждого телефона на наклейке под аккумуляторной батареей и уточняется в сопроводительных документах. Заводы находятся на юго-востоке Китая. Это районы Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Гонконг, еще есть производственные компании в районе Шанхая и Пекина. Здесь, в Беларуси, мы прежде всего пишем программное обеспечение, меню телефона, разрабатываем дизайн телефонов и упаковки, делаем кастомизацию для наших операторов, учитываем все требования белорусского законодательства. Требования к продукции в Беларуси достаточно жесткие, начиная с маркировки и заканчивая техническими характеристиками. Мы проводим сертификацию, проходим испытания, получаем нотификации Комитета госбезопасности.

Возможно ли производить детали для телефонов на белорусских заводах?

— Производство деталей в Беларуси возможно, но не целесообразно. Возможности белорусских заводов нас не устраивают, начиная с самых простых компонентов печатного монтажа. К нашему великому сожалению, в Китае все это дешевле, более современно. Технологии развиваются очень быстро: если сегодня белорусский завод возьмется производить какие-либо компоненты, то к моменту выхода на рынок эти компоненты безнадежно устареют. Это мировая тенденция: если в Юго-Восточной Азии созданы все условия, все отлажено, все своевременно развивается, то другие перестают тратить собственные силы на тяжелую конкурентную борьбу.

Snami
Свежие модели телефонов Snami

Телефоны Snami в основном позиционируются как бюджетные и рассчитаны на две SIM-карты. Почему выбрано именно это направление?

— На тот момент, когда мы принимали решение об изготовлении телефонов под своим брендом, на рынке уже появились двухсимочные телефоны ведущих производителей, тех же Nokia и Samsung. Но моделей было совсем немного, а спрос был значительным. Именно в то время в Китае и Гонконге производители оборудования стали предлагать большой выбор решений, платформ сотовых телефонов на две SIM-карты. Предложений для телефонов на две SIM-карты было даже больше, чем на одну. Можно сказать, удачное совпадение: здесь есть неудовлетворенный спрос, там есть обширное предложение.

В чем преимущество телефонов Snami перед конкурентами?

— Преимущество в том, что мы предлагаем схожий продукт с аналогичными характеристиками по меньшим ценам. В этом нет ничего удивительного: затраты на продвижение на нашем локальном рынке не сравнить с затратами на продвижение мировых брендов.
 
Возможно ли появление Android-смартфона Snami?

— Мы думаем над целесообразностью вывода на рынок модели на ОС Android. Я сказал бы, что мы близки к принятию положительного решения. Но есть много сдерживающих субъективных факторов, в первую очередь состояние нашего локального рынка. Проблема в том, что операторы связи работают с китайскими производителями (Huawei, ZTE) и продают их смартфоны с дотациями. До января 2013 года у них была возможность не платить НДС в полном объеме, перенося стоимость телефона в тарифы связи. Поэтому у нас есть сомнения, будет ли целесообразной конкуренция с учетом дотаций операторов.
 
Как компания смотрит на новые мобильные ОС Firefox, Ubuntu, Tizen?

— Что касается новых ОС, то ситуация такова, что в Беларуси спросом пользуются хорошо зарекомендовавшие себя в мире продукты. То, что предлагают Nokia и Microsoft (смартфоны на Windows Phone), к сожалению, не пользуется в Беларуси значительным спросом. Появление новых ОС еще более сомнительно с точки зрения восприятия рынком. К тому же решения, предлагаемые разработчиками новых ОС, часто просто "сырые" для того, чтобы принимать даже предварительные решения. Чуть больше месяца назад я был в Барселоне на Mobile World Congress и имел встречу с представителями компании Canonical, разработчиками ОС Ubuntu. Мне было интересно посмотреть на продукт, побеседовать с менеджерами насчет возможного сотрудничества. Но готовых решений у них нет, полноценный, готовый "под ключ" продукт они смогут предложить не ранее сентября. Когда это будет законченный продукт, когда смартфон на Ubuntu можно будет подержать в руках, я вернусь к рассмотрению возможности сотрудничества. Мы следим за новинками, тенденциями, трендами, но прежде всего нас интересуют продукты, на которые будет гарантирован спрос.

Еще недавно под брендом Snami выпускались электронные книги с экранами TFT и E-ink. Их производство свернуто или нас ждут новые модели? Или вместо электронных книг под брендом Snami появятся Android-планшеты?

— На данный момент электронные книги мы уже не выпускаем. Те объемы сбыта, которые были, не позволяют вести успешный бизнес. Мы попробовали и решили, что будем заниматься мобильными телефонами. Рынок телефонов несоизмеримо больший, и на нем мы более конкурентоспособны. Что касается планшетов, ситуация похожа на таковую со смартфонами: держим руку на пульсе, но не спешим с принятием решения. И еще хотелось бы обратить внимание на то, что налогообложение в РБ и, например, Гонконге сильно отличаются. Их интернет-магазины имеют примерно 30%-ное преимущество, в цене относительно дорогого устройства (планшета, смартфона или электронной книги) получается значительная разница.

По размаху реклама Snami уступает зарубежным брендам, к примеру Samsung. Как вы оцениваете узнаваемость бренда Snami?

— Мы имеем хорошую узнаваемость. Да, мы не настолько агрессивны, как мировые лидеры рынка, но свою продукцию мы продвигаем. Самая лучшая реклама для нашей продукции — ее наличие на полках магазинов. В бюджетном сегменте покупатель смотрит, скорее, на соотношение цена/качество, а не на рекламу. Можно сказать, что телефоны SNAMI тут вне конкуренции. Продавцы доносят до покупателя информацию о наших телефонах, рекомендуют их, и это хорошая помощь в продвижении. У нас есть реклама на радио, реклама в городе Минске. Мы рассматриваем возможности увеличения рекламного бюджета, наиболее нас интересуют совместные проекты с розничными сетями.

Какова доля Snami на рынке? Цель компании – занять определенную нишу на рынке или стать лидером белорусского рынка телефонов?

— По независимым оценкам, на сегодняшний день Snami занимает 3-4% рынка телефонов в Беларуси. Не скажу, что мы довольны или не довольны этим результатом, но на достигнутом не остановимся. У нас есть положительный опыт продаж телефонов в Украине. Также мы ждем более ясной картины относительно возможности продавать нашу продукцию в России. Несмотря на Таможенный союз, законодательство до конца не урегулировано, не решены вопросы признания сертификации. Мы следим за ситуацией, и как только будут сняты препятствия для легальной продажи, мы попробуем свои силы на российском рынке. В России есть компании, работающие с аналогичными продуктами, но мы уверены в своих телефонах.

Возможны ли госзакупки устройств Snami?

— Мы не получали от государства никакой поддержки, субсидий, поблажек. Мы участвуем в государственных тендерах на общих основаниях, но, как правило, это тендеры на приобретение высокофункциональных телефонов. На таких тендерах мы предлагаем продукцию Nokia или Samsung, которую мы импортируем, и нередко выигрываем тендеры. Когда будет тендер на телефоны начального уровня, мы предложим свои модели, но пока такого спроса нет.

-20%
-15%
-10%
-10%
-30%
-50%
-25%