• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345
реклама

Электронное будущее Беларуси: справки не придется ждать, а паспорт заменят цифровым аналогом


/

Подать заявление в ЗАГС, записать ребенка в детский сад или заказать справку об отсутствии судимости – все это, вероятно, белорусы в скором времени смогут делать через интернет. IT.TUT.BY постарался разобраться, куда движется сфера электронных услуг в Беларуси и сможем ли мы занимать виртуальные очереди и пользоваться цифровым удостоверением личности, не выходя из дома.



Электронные услуги в Беларуси развивают уже больше десяти лет. Сейчас ими занимается Национальный центр электронных услуг, который курируется Оперативно-аналитическим центром при Президенте РБ.

Новая система документооборота: чиновники делают электронные запросы вместо того, чтобы писать бумаги

"Электронные услуги не могут работать без полного внедрения электронного документооборота в государственных ведомствах, — объясняет Ольга Пилинога, ведущий специалист сектора прикладных систем НЦЭУ. – Сейчас уже действует специальная система, которая позволяет госорганизациям вести официальный обмен документами через выделенные каналы связи, как через интернет. К тому же, одни организации сейчас могут, если нужно, получать доступ к данным других – опять же без бумажных запросов".

Происходит все это через единую точку. Министерству, к примеру, не нужно налаживать прямые электронные каналы с каждым исполкомом. Достаточно подключиться к единой системе, и связь с остальными подключенными организациями уже будет работать.

Единая точка, так называемая платформа системы, находится в Национальном центре электронных услуг, который отвечает за конфиденциальность, безопасность и защиту информации, передаваемой по каналам связи. Все каналы сертифицированы.

Специалисты НЦЭУ уверяют: система электронного документооборота быстрее и эффективнее, чем та, в основе которой бумажные документы. Бумага может затеряться, оказаться поврежденной, ее просто можно подделать, а электронный документ – нет. К тому же система отмечает, что документ получен, и чиновник не может его проигнорировать.

Основные государственные структуры обязаны перейти на электронный документооборот и подключиться к общей системе информационного взаимодействия до 1 января 2015 года, остальные госорганизации – до 1 января 2016. Однако пока не все государственные органы и организации освоили новые технологии. И потому обычным людям в электронной форме пока доступна только мизерная доля госуслуг.



Уже работают электронные услуги от Нацбанка и Госкомимущества

Сейчас мы можем воспользоваться электронными услугами через организации-посредники – "Белпочту" и "Белтелеком", которые также подключены к общегосударственной автоматизированной информационной системе, оператором которой является НЦЭУ.

"Большой плюс этого в том, что человеку больше не нужно делать запрос в госорган и ждать несколько дней или недель, пока на него письменно ответят, — утверждает Павел Качан, ведущий специалист управления развития электронных услуг ОАИС НЦЭУ. — На почте или в "Белтелеком" сверят ваши паспортные данные и, если вы можете пользоваться услугой по закону, сразу предоставят нужную информацию.

С мая этого года через посредников работает шесть услуг. Можно получить информацию Нацбанка о задолженностях, а также информацию Государственного комитета по имуществу о правах и ограничениях на строения и участки (полный список действующих услуг). До конца года в этот перечень, скорее всего, добавится информация Министерства труда и соцзащиты о размере получаемой пенсии, статусе безработного и еще несколько услуг.



Почему не все госуслуги доступны через интернет?

В теории, сделать электронной можно почти любую услугу – от записи к врачу до согласования перепланировки квартиры. Но чтобы процесс из бумажного стал цифровым, госорган, который за него в ответе, должен сначала перейти на электронный документооборот и подключить свои базы данных к общей системе.

"Многое зависит от госорганов, от их заинтересованности и оперативности. Между моментом начала переговоров с госструктурой и началом работы услуги проходят месяцы, - рассказывает Павел Качан. – Есть объективные причины, есть субъективные: в ряде государственных органов до настоящего времени информация не переведена в электронный вид. Обычно внедрение компьютерных технологий требует вложений, нужны компетентные специалисты. И на все это уходит время. Предоставляемые услуги НЦЭУ позволяют сэкономить и в том и в другом.

К тому же некоторые услуги сейчас невозможно сделать электронными из-за того, что в Беларуси достаточно строгое законодательство в сфере получения и предоставления отдельных данных. Некоторые виды информации можно получать только на бумажном носителе или только в личном присутствии"
.

Но специалисты уверяют: изменение законодательства в сфере защиты персональных данных уже в разработке, и скоро ограничений в этой области станет меньше.



Будущее: электронная подпись на флешке сможет заменить удостоверение личности

Электронно-цифровая подпись – это аналог подписи, поставленной вручную, который имеет такую же юридическую силу. Внешне она выглядит как флешка, ее подключают к компьютеру через USB.

"Сейчас идет доработка нашего портала, чтобы пользователь мог войти на портал и провести идентификацию с помощью электронно-цифровой подписи, — объясняет Павел Качан. — Электронно-цифровая подпись подтвердит наверняка, кто именно вошел на портал".

Когда эта технология заработает, электронными услугами можно будет пользоваться через интернет: заходите на портал, подтверждаете личность с помощью цифровой подписи и, к примеру, смотрите, какую вам сейчас начисляют пенсию.

Приобрести электронную подпись можно будет в Национальном центре электронных услуг, она будет действовать два года. Сейчас цифровой подписью пользуются только те, кто работает в системе электронного документооборота и должен подписывать документы, но в принципе, сделать это может любой.

В теории электронная подпись – юридически полноценная замена удостоверения личности. Она может открывать человеку доступ через интернет ко всей его персональной информации, которая сейчас хранится на бумаге или в закрытых базах: медицинской карте, трудовой книжке, истории штрафов, различным электронным очередям.

Специалисты НЦЭУ утверждают: пользоваться услугами через интернет мы будем уже в ближайшем будущем. Хотя точные даты пока не называют.
Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY