• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345
реклама

"Улей" и "Талакошт": нужны ли белорусам сразу две краудфандинг-платформы


Марина Вентеева,

31 марта начал работать проект "Талакошт" на инициативной платформе "Talaka.by". Сегодня же официально запустился "Улей" — белорусская площадка, которая дублирует механику Kickstarter. 42.TUT.BY выяснил, как работают обе площадки, какие проекты на них уже есть и как два похожих проекта собираются развиваться в небольшой стране.

Краудфандинг – способ финансирования проектов, когда потенциальные покупатели, поклонники или единомышленники напрямую через интернет переводят деньги авторам идеи. Самые популярные мировые площадки для краудфандинга - Kickstarter и Indiegogo.

"Улей"

Онлайн-площадка "Улей" - коммерческий проект, который во многом повторяет Kickstarter. Авторы идей также размещают заявку, и, когда она появляется на сайте, пользователи могут поддержать проект деньгами и получить подарок взамен - открытку, майку, экземпляр книги или диска. Причем пользователи сразу указывают данные своей платежной карты и на счету блокируется нужная сумма.



Для сбора денег действует принцип "Всё или ничего": проекты, которые не набрали нужную сумму, признаются несостоявшимися, а деньги возвращаются на карты плательщиков. Если же сумма набирается, автор проекта получает деньги, а все, кто его поддержал, - заказанные подарки. В случае успеха проекта "Улей" банк и платежная система возьмут комиссию в 12% от всей собранной суммы. Также есть условие: проект, размещенный на "Улье", не может собирать деньги на других площадках.

"Мир развивается в сторону сокращения посредников, - рассказал на презентации "Улья" директор по развитию Эдуард Бабарико. - Сейчас люди, у которых есть деньги, несут их куда-то, кто-то принимает за них субъективное решение, как эти деньги будут работать. И эти деньги попадают в руки людям, которые реализуют идеи, зачастую не нужные обществу. Краудфандинг сокращает цепочку этих посредников - люди сами решают, что им интересно. Кстати, краудфандинг - это не только инструмент привлечения, это еще и инструмент верификации и тестирования идей. Идеи заведомо неинтересные просто не будут реализованы".

На "Улье" сейчас открыто 13 проектов, среди них - сбор на кукольный домик, который смогут оформить девочки из детдомов, летающий электрогенератор с солнечными панелями, использующий энергию ветра, съемки фильма "Дзікае паляванне" по произведению Владимира Короткевича и сервис доставки экопродуктов.

"Талакошт"

Проект "Талакошт" появился несколько раньше "Улья" как часть некоммерческой инициативы "Talaka.by", где люди с идеями могут найти себе единомышленников.



В "Талакоште" также нужно описать проект, указать сумму, которая нужна на реализацию проекта, выбрать продолжительность кампании и тип сбора: "Всё или ничего" (автор проекта получает деньги, только если соберется вся необходимая сумма) или "Всё, что собрано" (автор получит деньги если наберется хотя бы 25%). Комиссию за размещение проекта площадка не берет.

Люди, которые хотят поддержать идею, дают виртуальное "обещание" поддержать проект, указывают сумму, которую готовы на это выделить и оставляют свои контакты. Если набирается нужное количество "пообещавших", каждому из них приходит сообщение о том, что пора перевести деньги, и инструкция о том, как это сделать. Оплата может производиться с банковской карты.

"Мы не берем комиссию за размещение проекта, - рассказал 42.TUT.BY Иван Веденин, креативный директор проекта "Talaka.by". - Мы некоммерческая платформа и сами планируем привлекать деньги на себя методом краудфандинга, как это раз в год делает "Википедия". У нас нет предварительного отбора проектов, но есть минимальные требования. Проект должен быть социально значимым, и он должен обязательно указать, какую проблему он решает. Допустим, кто-то хочет собрать деньги на кругосветное путешествие - пока автор проекта не объяснит, что Беларусь от этого выиграет, это не социально значимый проект".

На "Талакоште" сейчас собирают деньги на серию научных открыток с мультфильмами, систему бесплатного велопроката в Минске, белорусскую озвучку для мультфильма "Свинка Пепа" и фестиваль уличного граффити-искусства. На данный момент здесь 16 проектов.

Проекты друг о друге: "Может быть, у них получится что-то классное"

Так получилось, что два проекта частично повторяют друг друга. Представители обеих площадок уверяют, что конкурировать не собираются - правда, пока говорят об этом с осторожностью.

"Можно ли назвать подземный переход, где играют музыканты, краудфандинговой площадкой? Конечно, нет, он не выполняет определенные условия для того, чтобы так называться, - уверен представитель "Улья" Эдуард Бабарико. — То, что делает "Талака", не является краудфандингом - есть обещания, но самих платежей нет. Может, у них получится что-то очень классное - мы на это никак не претендуем".

А вот основатель "Талаки" уверен, что новый проект пойдет Беларуси на пользу: ведь если площадок станет больше, больше людей начнет интересоваться краудфандингом.

"Сама философия "Талаки" предполагает, что нужно вместе решать общие проблемы, - рассказывает Иван Веденин. - Где-то мы можем конкурировать за авторов, но в целом у нас много общих проблем. Например, законодательная: сделать так, чтобы краудфандинг был легальным. К тому же важно развитие сознания того, что перечислять деньги через краудфандинг - это нормально. Должно пройти какое-то время, чтобы выработалась привычка, и чем больше людей будет втянуто в эту деятельность, тем лучше для каждой из площадок".

Белорусы в мировом краудфандинге: от сказок до игр для взрослых

И до появления белорусских площадок массового сбора средств белорусы размещали свои проекты на Kickstarter и Boomstarter для массового сбора денег.



Самая успешная подобная инициатива - игра Legends of Eisenwald от минской игровой компании Aterdux Entertainment. За 30 дней, которые проект размещался на Kickstarter, инициатива собрала 83 000 долларов - в полтора раза больше суммы, заявленной изначально. Правда, размещаться на американской площадке для белорусов оказалось не слишком-то удобно.

"Чтобы открыть проект на Kickstarter, по условиям площадки нужно быть резидентом США, - рассказал 42.TUT.BY Александр Дергай, директор компании "Aterdux Entertainment". - На самом деле так приходится делать всем российским и белорусским проектам, которые идут на Kickstarter. Но там такая большая аудитория, что для разработчиков игр это имеет смысл. Мы в свое время обошли этот запрет с помощью друзей из США - нашему проекту в этом плане повезло. Сейчас игра, на которую мы собирали средства, почти готова к выходу, осталось скоординировать версии на шести языках, согласовать дату выхода с пиарщиками и завершить последние штрихи".

Примеров успешных проектов белорусов на международных площадках достаточно. Например, крупную сумму - $28 000 - удалось получить игре о подпольном бизнесе Basement, которую создавали в минской студии разработки Halfbus.

350 000 российских рублей - на тот момент более 10 000 долларов – привлекла группа "Серебряная свадьба" на запись нового альбома "Музыка - все". Сейчас альбом находится на стадии записи.

103 000 российских рублей, на тот момент примерно 3000 долларов, собрал на российской площадке Boomstarter проект музея мопедов в Витебске. Средств хватило, чтобы оплатить необходимые расходы, и музей открылся в этом месяце.

Более 100 000 российских рублей получила также иллюстрированная версия книги "Волшебник Изумрудного города" для iPad, которую сделала  команда из Беларуси. Приложение также прошло все стадии разработки и уже доступно для скачивания.

Выходит, людей с идеями в Беларуси вполне хватает, площадок для краудфандинга теперь тоже достаточно. Поэтому, кто знает, может быть, скоро у нас получится увидеть первую детскую площадку или городской парк, профинансированные заинтересованными горожанами. А может, и до белорусских Oculus Rift недалеко - дело только за авторами идей и теми, кто их поддержит.
Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY