• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Денис Алдохин,

Белорусская федерация водно-моторного спорта за короткое время получила признание на международной арене, а ее спортсмены добились высоких результатов. 42.TUT.BY выяснил, чем сегодня живут белорусские спортсмены-водники и что мешает развитию этого зрелищного вида спорта в стране.

Белорусы диктуют моду

Когда европейские спортсмены-водники вспоминают о Беларуси, то шутят, что это страна, где всего два человека могут провести гонку международного уровня. Хотя еще несколько лет назад о Беларуси, в канве водного спорта, никто и не слышал.



Но благодаря энтузиазму и настойчивости создателей Белорусской федерации водно-моторного спорта наша страна не только получила признание, но и стала диктовать моду в этом виде состязаний.

Например, благодаря белорусам в международных соревнованиях появился класс GT-15, который через небольшой промежуток времени стал одним из самых популярных. Этот класс еще называют молодежным, и в него допускаются только экологичные четырехтактные моторы мощностью 15 л.с.



Также было принято предложение Белорусской федерации по увеличению веса и упрочнению корпуса лодок. Поскольку участились случаи, когда за одну гонку плавсредства просто разваливались от нагрузок. Пусть после этого лодки незначительно потеряли в скорости, но выступать стало на порядок безопаснее.



А сама Беларусь стала излюбленным местом для соревнований у европейских спортсменов. По словам председателя белорусской федерации водно-моторного спорта Артема Соловьева, они уже дважды проводили этапы чемпионата Европы.



И это большое достижение: многие страны хотят у себя провести подобные соревнования, но им отказывают, есть примеры государств, которые вот уже 10 лет безуспешно пытаются добиться этого права. Белорусы же за три года смогли пройти омологацию акватории, необходимую для проведения соревнований столь высокого уровня.

Более того, Белорусской федерацией водно-моторного спорта был учрежден чемпионат СНГ, ставший в одночасье очень популярным и престижным. Для участия в нем были несколько упрощены правила, например, можно использовать моторы фирм, не прошедших омологацию Международного водно-моторного союза.

Артем Соловьев поясняет, что, например, компания Suzuki делает превосходные моторы, но не считает нужным платить международной федерации водно-моторного спорта за омологацию (приведение технических характеристик изделий, в соответствие со стандартами соревнований), поэтому их моторов нет в списках, допущенных к участию в гонках. Мы же понимаем, что эти моторы надежны, и не делаем таких ограничений, дополняет он.

И ждут спонсоров



Конечно, проведение соревнований такого уровня требует помощи спонсоров, в которых Белорусская федерация водно-моторного спорта остро нуждается. По словам директора по развитию Екатерины Лисицы, у федерации есть много ярких достижений, белорусских спортсменов знают на международной арене.

Белорусские спортсмены активно участвуют в международных соревнованиях с 2008 года и всегда возвращаются с медалями, причем золотом и серебром чемпионатов Европы и мира радуют не только взрослые члены федерации, но и дети. К слову, белорусы стали призерами юношеских соревнований в классе "Формула будущего" в 2009 и 2011 годах.

2014 год стал по-настоящему звездным для белорусской команды, тогда были завоеваны золотые медали на престижной гонке "Кубок Наций" F1H20 в акватории Дохи, столицы Катара. Тем более приятно, что это было дебютное выступление белорусов. В марте этого года наши пилоты еще раз подтвердили свое мастерство, завоевав на "Кубке Наций" серебряные медали.

Также в 2014 году были завоеваны бронзовые медали чемпионата мира марафонских гонок в "Классе-PR1" - "24 часа Санкт-Петербурга". Серебро было привезено с чемпионата Европы "Endurance Pneumatic Class 1-2-3-4" - "6 часов Риги", и бронзу с аналогичного этапа из польского Августова. Эти результаты позволили нашим спортсменам стать бронзовыми призерами в итоговом зачете чемпионата Европы по водно-моторному спорту, доказав, что белорусская школа одна из лучших в Европе! А сама Беларусь за это время стала видной площадкой для водно-моторного спорта в Европе и СНГ.

Но пока все делают сами

По словам Артема Соловьева, со времени образования федерации не многое изменилось. После развала СССР водно-моторный спорт буквально умирал, лишь энтузиасты собирали спортивные лодки собственноручно, не было хороших моторов, поэтому в ход шли модернизированные местными Кулибиными советские "Ветерок" и "Привет".




Сегодня, когда белорусы получили признание на международной арене, собирать лодки приходится по-прежнему вручную. Стоимость пустой лодки без необходимого оборудования составляет порядка 6000 евро, мотор обойдется до 10 000 евро, но можно купить дешевле, если взять подержанный. Затем все это нужно собрать, склеить, навесить, прикрутить и довести до ума.




Андрей Головков вспоминает, как на гонке на выносливость в Санкт-Петербурге они не проходили по техническому регламенту – не хватало 50 кг веса. Спортсмены даже шутили, мол, давайте положим рельс в лодку. Но нашли более простой выход – на местном авторынке купили автомобильное кресло от Mitsubishi, которое прикрутили к полу лодки вместе с салазками.

Спорт, который доступен всем

На самом деле занятие водно-моторным спортом не всегда такое уж и дорогое удовольствие. Во-первых, это сезонные соревнования, до зимы, когда акватория замерзает; во-вторых, в отличие от того же картинга, считающегося самым доступным видом спорта, если хочется погонять на чем-нибудь с мотором, не нужны шины (за гонку сгорает по нескольку комплектов), не требуется дорогая экипировка и специально перенастроенные спортивные моторы.

В том же GT-15, с которого начинают многие спортсмены-водники, требуется только обычная надувная лодка со стандартным мотором и энтузиазм. Чтобы стать членом федерации, нужно иметь лишь желание заниматься этим видом спорта, развивать его и себя в нем и выполнять правила федерации. А вот чтобы быть гонщиком, надо подходить по здоровью – справку получают там же, где и водительскую, в 24-й поликлинике.

В отличие от того же мотокросса, где травмы, порой и тяжелые, случаются постоянно, для данного вида спорта это большая редкость. Синяки, да – кто их не получает? А вот если случится что-то серьезное, об этом будет знать вся Европа. Артем Соловьев вспомнил случай, когда во время соревнований "6  часов Риги" один из спортсменов на большой скорости вылетел из лодки и упал в воду.

Казалось, произошла страшная авария, и опытного пилота увезла скорая, по командам ходили слухи о многочисленных переломах – пострадавший был весь в синяках. Каково же было удивление, когда спортсмен вернулся спустя 1,5 часа и поинтересовался, можно ли ему продолжить участие! Ни одного перелома у него не было.

Масса адреналина

Как ни странно, на гонках страдают больше всего лодки, правда, все зависит от формата соревнований и от воды. Например, во время участия в марафонских соревнованиях формата "гонок на выносливость" на "жесткой" воде в Риге, лодку можно превратить в лохмотья за одну гонку. Моторы также долго не живут, бывает, что капиталка требуется уже после одной гонки. А вот в классе GT-30N мотор и лодка легко переживут четыре гоночных сезона, а потом можно будет еще и на рыбалку поездить.



Артем Соловьев вспомнил, как на соревнованиях "24 часа Санкт-Петербурга" у них за 7 часов бесконечных гонок и маневров полностью расклеилась лодка. Пришедшие посмотреть на судно комиссары только покачали головой, сказав: "Не повезло вам, парни", и готовы были уже снять Артема с товарищами с соревнований. Но белорусы за ночь смогли склеить лодку и утром продолжить гонку, да так, что заняли четвертое место, наверстав упущенные за вынужденный простой круги.


Эстонцы любят 110-й бензин

Каких-то особых требований в плане топлива у спортсменов нет. Тренируются, используя 95-й бензин, на соревнованиях применяется 98-й. Конечно, всегда есть место эксклюзивным предпочтениям, например, эстонцы предпочитают 110-й бензин, но использование типа топлива жестко регламентируется.



Есть белорус, водный аппарат которого передвигается на чистом этаноле. Это небольшой катамаран, которым управлять нужно лежа, и вся его конструкция подчинена скорости. Двигатель стоит небольшой (весит пару кило), но благодаря топливу и малой массе позволяет разгоняться до100 км/ч.

Самый большой расход топлива у аквабайкеров – литр в минуту, марафонских лодках 1-го класса — 1,5 литра в минуту и спортивных океанских катерах (там расход вообще сложно представить, учитывая, что мощность мотора 1600 л.с.). Их техника значительно тюнингована, а в погоне за мощностью на расход не особо смотрят.

Из рыбака в спортсмены, или Кто чаще всего приходит в водно-моторный спорт



По словам Артема Соловьева, чаще всего в водно-моторный спорт приходят с улицы, и обычно это рыбаки: "Представьте себе, что человек полжизни ловил рыбу на моторной лодке и знает ее вдоль и поперек. И тут он видит, что на лодке можно не только ловить рыбу, но и участвовать в соревнованиях. Так, например, в нашей федерации появился отличный пилот Артур. Он просто проходил мимо, когда у нас проходила тренировка перед соревнованиями. Подошел, поинтересовался, можно ли участвовать".

Оказалось его лодка, на которой он ходил на рыбалку, полностью вписывается в регламент. Утром Артур прошел регистрацию и уже участвовал в гонке. Спустя год сдал на мастерский разряд и нынче выступает на добротной лодке с мощным 130-сильным двигателем.

Спорт, у которого есть "Формула будущего"

Фото: архив федерации

У водно-моторного спорта есть своя "Формула будущего" – это класс, в котором могут выступать совсем юные гонщики в возрасте от восьми лет. В планах Белорусской федерации водно-моторного спорта построить собственную тренировочную базу, где можно будет заниматься с молодежью.

Данный вид спорта не требует больших затрат для родителей, зато детям гарантировано увлекательное времяпрепровождение, которое для кого-то из них станет судьбоносным, ведь чемпионами не рождаются: путь к первой ступеньке пьедестала – это кропотливая работа.

Фото: архив федерации

А пока наши спортсмены ведут активную работу по продвижению этого вида спорта в массы. Готовится техника для детской гонки, проведение которой уже не за горами, где покажут свое мастерство юные гонщики и будет предоставлена возможность проехать по гоночной трассе детям из числа зрителей.

Во время подобных мероприятий дети приезжают на финиш с криками “это круче, чем Counter-Strike”, что очень радует их родителей. А чтобы тренировочный процесс не был скучным, теоретическая часть преподносится прямо на берегу и тут же закрепляется практическими тренировками.

-50%
-20%
-20%
-25%
-10%
-10%
-20%
-17%
-40%
-50%
-10%
0072004