СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Бронеэкзотика: "земноводный подлетающий танк" - проекты и прототипы


Денис Алдохин,

Идея постройки танка на воздушной подушке появилась у советских специалистов еще в 30-х годах прошлого века. Такому танку были бы не страшны мины, заболоченная местность, его феноменальная проходимость позволяла бы наносить удары по противнику в самых неожиданных местах.

Фото: wikimedia.org
Эскизный рисунок «боевой машины пехоты» на воздушной подушке, разработанной в конструкторском бюро Левкова. 1937 год. Фото: wikimedia.org

«Земноводный подлетающий танк»

В 1937 году на Московском авиационном заводе был разработан проект, получивший название «Земноводный подлетающий танк».

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Корпус машины собирался из листов броневой стали толщиной 10−13 мм при помощи сварки, был обтекаемым и больше походил на обводы катера. Дополнительную стойкость бронелистам придавало их размещение под большим наклоном.

В качестве силовой установки использовались два авиационных двигателя МТ-25, выдававших в общем 1450 л. с. По замыслу автора проекта — инженера Владимира Левкова — этого должно было хватить, чтобы танк развивал скорость до 120 км/ч. При этом машина могла бы идти по любой поверхности. Вооружение же было скромным — один пулемет 7,62 мм ДТ.

Военные высоко оценили проект, был изготовлен макет, но дальше дело почему-то не пошло.

«Объект 760»

Не всегда конструкторские изыскания в области танков на воздушной подушке ограничивались макетами. В 1961 году специалисты Всероссийского научно-исследовательского института транспортного машиностроения и Челябинского тракторного завода спроектировали и построили танк на воздушной подушке, получивший название «Объект 760», в металле.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

Создатели танка не стали полностью отказываться от гусениц, а дополнили их вспомогательной камерой воздушной подушки.

Такое решение значительно улучшило проходимость: танк прекрасно себя чувствовал на таких труднопроходимых для бронетехники поверхностях, как мокрое торфяное болото, снежная целина, водная поверхность. Примечательно, что на рыхлом снегу после прохождения танка след оставался только в виде примятого верхнего слоя.

Фото: topwar.ru
Фото: topwar.ru

Танк был способен развивать скорость до 45 км/ч. Удельное давление на грунт составляло порядка 0,033 кг/см. Это делало «Объект 760» недосягаемым для противотанковых мин, а противопехотные срабатывали только в отдельных случаях и причинить какой-либо вред не могли.

Танк был защищен легкой противопульной броней. Экипаж машины состоял из трех человек, располагавшихся под прозрачными колпаками полукруглой формы.

Вооружение — гладкоствольная 73-мм пушка 2А28 «Гром» — устанавливалась в башне кругового вращения. Во время испытания на танке был закреплен макет башни с орудием.

По результатам испытаний на базе «Объекта 760» был создан проект БРДМ-ВПК.

БРДМ-ВПК («Объект 761»)

«Объект 761» классифицировался как легкий плавающий танк или бронированная разведывательно-дозорная машина. БРДМ-ВПК должна была иметь бронированный корпус, способный защитить экипаж от пуль и осколков. Экипаж — всего два человека: механик-водитель и командир, выполнявший одновременно роль стрелка.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Ходовая часть была аналогичной «Объекту 760» — основной гусеничный двигатель и вспомогательная камера воздушной подушки. Подобное сочетание обеспечивало полную неуязвимость от контактных противотанковых мин. Два вспомогательных нагнетателя располагались в средней части корпуса.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

БРДМ-ВПК была вооружена пулеметом и противотанковым ракетным комплексом, который монтировался на башне. В металле машина реализована не была.

БРДМ-ВПС

Еще более интересный образец, который, к сожалению, не вышел из стадии проектирования. БРДМ-ВПС представлял собой смесь плавающего танка, БРДМ и БМП. Экипаж — два человека, и машина могла взять на борт еще четырех десантников в полном боевом снаряжении.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Погрузка и высадка бойцов осуществлялась через четыре прямоугольных люка в крыше корпуса. Для десантников в бортах БРДМ-ВПС были предусмотрены амбразуры, чтобы солдаты могли вести огонь из личного вооружения. Сама бронемашина оснащалась пулеметом, установленным в башне.

Корпус имел сложную дискообразную форму, которая была обусловлена использованием в БРДМ-ВПС принципа сопловой воздушной подушки.

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Благодаря рациональным углам наклона броня машины обеспечивала надежную защиту от пуль и осколков.

Командир выполнял одновременно роль стрелка, и у каждого члена экипажа была своя башенка. Для движения по воде БРДМ-ВПС должна была оснащаться двумя гребными винтами.

«Объект 8М-906»

В середине 1960-х годов на базе серийного плавающего танка ПТ-76 был создан легкий танк «Объект 8М-906». Информации об этой уникальной машине крайне мало, известно, что она весила на 500 кг меньше базового танка (вес ПТ-76 около 14 тонн) и оснащалась воздушной подушкой соплового типа (воздух от нагнетателя направляется в сопло, выполненное по всему периметру днища. Выходя из сопла, воздух образует завесу, ограждающую зону повышенного давления под корпусом).

Фото: zhurnalko.net
Фото: zhurnalko.net

Выбор сопловой подушки был продиктован тем, что такая конструкция обеспечивала большую высоту парения и была менее чувствительна к изменению центровки.

Несмотря на то, что все эти проекты не пошли в жизнь, техника на воздушной подушке прижилась у военных. Так, десантные корабли на воздушной подушке позволяют высаживать людей и технику в местах, недоступных для обычных судов.

Фото: udayton.edu
Фото: udayton.edu

Например, американский десантный катер типа LCAC способен доставить на берег не только полезный груз и пехотинцев, но и целый танк M1 Abrams. А в СССР был построен десантный корабль проекта 12 322 «Зубр» — самое большое судно на воздушной подушке в мире.

Читайте также: Поле боя. БМД-4М — броня для «крылатой пехоты»

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY