• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    27282930123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    27282930123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
реклама

Коллекционер из Минска собрал более 1000 комиксов: "Это далеко не всегда детские книжки"


Дмитрий Смирнов, /

Комиксы — огромный пласт современной культуры, однако в наших краях явление далеко не такое распространенное. Тем не менее и у нас есть люди, всерьез увлекающиеся графическими романами. Один из них — минчанин Юрий Лукашевич, собравший внушительную коллекцию из более чем 1000 комиксов.

Фото: Дмитрий Брушко

Комиксы — это не только журналы, но и книги, часто с ограничением «18+»

Юрий — руководитель отдела в одном из белорусских сотовых операторов, но интересует его не только мобильная связь. «Другая сторона жизни» нашего героя заметна, как только заходишь в его квартиру: на полках в комнатах практически нет обычных книг — только комиксы, разбавленные игрушечными фигурками персонажей из них. Сам хозяин встречает нас в футболке с логотипом единственного белорусского магазина комиксов.

Нам было интересно не просто рассказать о человеке, увлекающемся комиксами, а попробовать самим окунуться в мир графических романов. Узнать, чем комиксы привлекают людей, чем они отличаются от обычных книг и как эта культура распространена в нашей стране.

Фото: Дмитрий Брушко

В коллекции Юрия около 600 книг в твердом переплете и мягкой обложке, а также несколько коробок журналов — в общей сложности чуть более 1000 штук.

Впрочем, Юрий уверен, что наверняка даже в Минске есть коллекции побольше, чем у него, несмотря на то, что фанатов комиксов в нашей стране не очень много. По его словам, в Беларуси есть и те, кто собирает оригинальные книги на английском, на французском и даже на японском языках.

— Коллекционирование не подразумевает скупку всего, что издается. К примеру, за прошлый год только на русском языке вышло порядка 400 комиксов. Я выбираю лишь то, что мне нравится, что захочу поставить на полку, перечитать позже, — рассказывает Юрий.

Фото: Дмитрий Брушко

— У людей, которые никогда не сталкивались с комиксами, часто существует заблуждение, что комиксы — это исключительно какие-то смешные картинки, журналы для детей.

Но на самом деле как раз детских комиксов выходит довольно мало. Большая часть — это книги с пометкой «16+» или «18+». Причем эта пометка вполне обоснованна — речь не о каком-то запрещенном содержании, а о довольно жестком сюжете или графике.

Например, «Маус» Арта Шпигельмана — единственная книга комиксов, получившая Пулитцеровскую премию. Она о холокосте во время Второй мировой войны.

Фото: Дмитрий Брушко

Увы, у книги не самая безоблачная история — в прошлом году ее на какое-то время убрали с полок многих книжных магазинов по причине изображения стилизованной свастики на обложке — видимо, не вникнув в то, что это одно из величайших антифашистских произведений. К счастью, все недоразумения улеглись, и сейчас книгу по-прежнему можно купить.

Еще один всемирно известный комикс — «Босоногий Гэн» — об атомной бомбардировке Хиросимы и о людях, которые ее пережили. Он тоже далеко не для детей — читать этот комикс местами очень страшно.

Фото: Дмитрий Брушко

Комиксы могут быть психологической драмой и даже библейским произведением

Еще одно частое заблуждение, что комиксы — это только про супергероев. На самом деле это не так.

Юрий встает, чтобы показать содержимое полок.

Фото: Дмитрий Брушко

— Действительно, издано очень много комиксов про супергероев. Вот классика Marvel (с 60-х годов прошлого века Marvel Comics — одна из двух самых крупных американских компаний, выпускающих комиксы. — Прим. ред.), вот Бэтмен, комиксы про Супермена.

Однако помимо классической фантастической «супергероики», в комиксах представлено множество других жанров: драма, детектив, комедия, приключения, хоррор, исторические повествования и даже биографии. Любую историю можно рассказать в картинках, уверен коллекционер.

Фото: Дмитрий Брушко

— Если говорить о географии, то здесь нужно выделить как наиболее популярные у нас классические американские комиксы (в том числе про тех самых супергероев). Во Франции и Бельгии (а порой и в других европейских странах) выпускают так называемые рисованные ленты — bande dessinee (BD, произносится «банд дэссинэ»). Они отличаются как своеобразным стилем рисунка и сюжета, так и большим, альбомным форматом.

Ну и, конечно, азиатские комиксы. В Японии они называются «манга», в Корее — «манхва», а в Китае — «маньхуа». У них есть хорошо узнаваемая стилистика, они, как правило, черно-белые, рисуются быстро, выпускаются в огромном количестве и стоят довольно дешево. Серии манги на 20−30 томов — это вполне нормальное явление. Здесь тоже есть и детские книги, и боевики, и любовные истории.

Фото: Дмитрий Брушко

Вообще, «классические» книги не стоит отдалять от комиксов. Последние вполне могут стать графическим изложением классических произведений.

— «Войны и мира» в комиксах я пока не встречал, — смеется Юрий. — А вот Книга Бытия из Ветхого завета — пожалуйста. Или «Преступление и наказание» Достоевского. Один из самых больших, на моей памяти, по объему комикс — это «Ибикус» по одноименному произведению Алексея Толстого, великолепно адаптированного в графический формат Паскалем Рабате.

Фото: Дмитрий Брушко

«Ты смотришь на рисунок и постоянно открываешь в нем новые детали»

— Дома обычных книг у меня почти нет не потому, что я их не читаю, — рассказывает собеседник. — Просто их я предпочитаю хранить в электронном виде. С комиксами же другая история — их приятно взять в руки, пролистать, внимательно и не спеша рассмотреть картинки.

Но откуда появилось это увлечение комиксами?

— Я с детства любил книги с картинками (смеется). А оказывается, есть еще книжки, полностью состоящие из картинок! Это же вообще кайф.

Фото: Дмитрий Брушко

Юрий рассказал, что первые комиксы у него появились в детстве — истории про Микки-Мауса и Дональда Дака, но тогда это еще не было увлечением, да и достать их было непросто. А серьезным хобби, которое вылилось в коллекцию, комиксы стали где-то лет 5 назад.

— Это не какое-то линейное чтение. Ты смотришь на рисунок и постоянно открываешь в нем новые детали. Поэтому один и тот же комикс каждый раз воспринимается немного по-новому. В них зачастую очень много отсылок к другим произведениям — в том числе классической литературе, мифологии. Плотность, насыщенность информации на страницу комикса бывает просто фантастической — намного большей, чем в обычном, текстовом романе. Мне приятнее и удобнее смотреть графическое изложение того или иного рассказа.

В каком-то смысле комиксы можно сравнить с картинами в галерее, уверен Юрий. Можно пробежать по экспозиции, мельком просмотрев сюжет, а можно затянуть этот процесс надолго, получив удовольствие от детального просмотра произведений.

— Мне кажется, комиксы лучше обычных книг развивают образность мышления. Да и вообще, людям гораздо больше нравится, когда много картинок и мало текста, чем наоборот. Например, в деловой переписке письма больше двух строчек никто не читает (смеется).

Фото: Дмитрий Брушко

«Абстрактную психоделику не люблю»

В такой огромной коллекции наверняка есть книжки, которые нравятся больше остальных, а какие-то, наоборот, меньше. Мы попросили Юрия рассказать о своих любимых и нелюбимых книжках.

— Очень сложный вопрос, так как покупал я комиксы осознанно, т.е. выбирал из тех, что мне нравятся. Но, пожалуй, выделю серию про Хеллбоя (супергерой-чертенок. Прим. ред.) — она мне нравится и по сюжету, и по замечательному рисунку Майка Миньолы. Очень нравится «Сэндман (Песочный Человек)» Нила Геймана. А еще в прошлом году на русском вышел комикс под названием «Жуй», но его сюжет я вам рассказывать не буду (смеется).

Что касается нелюбимых… Наверное, несколько русскоязычных серий, попавших ко мне в свое время. То был какой-то самиздат, арт-хаус, который мне не сильно нравится — предпочитаю, когда есть связность сюжета и графики. Абстрактную психоделику не люблю.

С чего начать знакомство с миром комиксов

Комиксы — это целый особый мир, восприятие которого во многом будет зависеть от первого впечатления. Мы попросили Юрия порекомендовать что-нибудь для этого первого шага.

— Сложно что-то подсказать однозначно. Ведь все зависит от того, какая тематика интересует человека. Если интересует «супергероика» и приключения, то подойдет большинство серий Marvel или DC (еще одно американское издательство), которые выходят сейчас на русском — «Мстители», «Человек-Паук», «Сорвиголова» и другие, истории про Бэтмена (особенно рекомендую «Год первый» и «Бэтмен: Тихо!») или Супермена. Или серию про Хеллбоя. Можно обратить внимание и на серии российского издательства Bubble — они также весьма неплохи (например, серия «Эклибриум»).

Фото: Дмитрий Брушко

«Хранители» Алана Мура, по версии журнала Time, — один из 100 самых лучших романов 20-го века, единственный графический роман, который вошел в этот список — тоже рекомендую его прочтение. Если хочется чего-нибудь более серьезного, то отличным знакомством с миром графических романов станут «Маус» и «Босоногий Гэн», о которых я говорил ранее. Есть издание, которое знакомит с историей комиксов, правда, его сложно достать.

В этот момент Юрий достает книжку, которая вполне может заменить журнальный столик.

— Это книга, с которой все любят фотографироваться, — смеется коллекционер. — «Малыш Немо» Винзора Маккея. Этот человек был одним из отцов комиксов. А вот эта книга — репринт изданий, которые выходили еще в 1905—1910 годах. Издатель решил воспроизвести комиксы точно так, как они выходили когда-то в газете — в полный лист. Отсюда и такой огромный размер.

Фото: Дмитрий Брушко

Цены не кусаются

Может показаться, что из-за своей «экзотической» для Беларуси природы комиксы — очень дорогое удовольствие. Однако это не так.

— Комиксы в мягкой обложке в среднем стоят у нас 120−150 тысяч, в твердом переплете — 150−300, т.е. примерно столько же, сколько обычные книги. Журналы еще дешевле (15−40 тысяч за выпуск). Правда, в некоторых случаях цена может вырасти — если книга большого формата или объема или обладает уникальными особенностями: например, 3D-комикс в комплекте с особыми очками.

Фото: Дмитрий Брушко

Самый дорогой комикс в коллекции Юрия — это тот самый «Малыш Немо», который стоил около 100 долларов.

С приобретением графических романов в Беларуси также особых проблем возникнуть не должно. Во всяком случае у минчан — к их услугам единственный пока в Беларуси комикс-шоп, находящийся в торговом центре «Силуэт». В обычных книжных магазинах у нас комиксы купить проблематично, а вот на ярмарках — пожалуйста.

Кроме того, можно заказать доставку через российские интернет-магазины — благо она работает без проблем. Впрочем, из-за дорогостоящей международной почтовой доставки покупать в Беларуси все же дешевле.

Это другая культура, но не чуждая нам

При огромном количестве офлайн- и интернет-магазинов, продающих обычные книжки, у нас так мало мест, где можно приобрести комиксы. Очевидно, что невысокое предложение обусловлено слабым спросом. Но почему? Это другая, чуждая нам культура?

— Да, это другая культура, но не чуждая нам. Просто в США она складывалась десятилетиями, на ней выросло несколько поколений. Но у нас на английском читают единицы, а широкое издание комиксов на русском языке началось примерно 10 лет назад. У нас нет поколения людей, выросшего на этой литературе, у нас пока не привыкли ждать с нетерпением выхода очередной серии комикса.

Впрочем, рынок комиксов у нас растет, аудитория читателей постоянно увеличивается. Коль скоро издательства наращивают тиражи, есть повод для сдержанного оптимизма.

Белорусские почитатели комиксов объединены не только любовью к графическим романам. Еще они периодически собираются на конвентах, на фестивалях комиксов и гик-культуры — например, Unicon, рассказывает Юрий.

— Кроме того, мы с другими любителями комиксов последнюю пару лет ездили в Россию на Comicon, а еще периодические встречи проводит наш минский комикс-шоп — мы смотрим какие-то фильмы, рубимся в Mortal Combat и другие игры, общаемся.

Фото: Дмитрий Брушко

Кто-то считает комиксы детской забавой, кто-то — развлечением для гиков. Однако хорошие комиксы, как и хорошие книги, точно не учат нас плохому.

— Мне хочется надеяться, что комиксы про супергероев, которые в последнее время у нас издаются все чаще, немного, но меняют людей. У них появляется желание сделать что-то хорошее, каким-то образом улучшить этот мир. Пускай они не обладают суперспособностями, но это не мешает им быть героями в душе.

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY