• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234
реклама

Пилотируемый космос: 30 лет после катастрофы "Челленджера"


Денис Алдохин,

Ровно 30 лет назад, 28 января 1986 года, потерпел аварию космический челнок «Челленджер», что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Это была единственная катастрофа при старте челноков серии «Спейс шаттл».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Многоразовые космические аппараты, способные доставлять груз на орбиту и обратно, были довольно привлекательны с экономической точки зрения. За счет многократного использования существенно снижалась не только стоимость доставки, челноки позволяли ремонтировать спутники в космосе или возвращать их с орбиты.

Изображение: www.neoteo.com
«Буран». Изображение: www.neoteo.com

Приглянулись такие аппараты и военным. Например, в ответ на американский «Спейс шаттл» Советский Союз разработал «Буран», который изначально задумывался в качестве носителя ядерного оружия.

42.TUT.BY вспомнил самые секретные и самые многообещающие проекты летательных аппаратов, способных побывать в космическом пространстве и вернуться назад.

Гиперзвуковой космоплан Rockwell X-30

Создание космоплана Rockwell X-30 финансировалось NASA и Министерством обороны США в 1986 году, каждое из ведомств планировало использовать новинку в собственных целях. Для создания аппарата были привлечены специалисты ведущих корпораций, связанных с авиа- и космической техникой McDonnell Douglas, Rockwell International и General Dynamics.

Фото: ontolinux.com
Фото: ontolinux.com

Над созданием гиперзвуковых прямоточных двигателей трудились знаменитые Rocketdyne и Pratt & Whitney.

Летательный аппарат делался по схеме Compression Lift: его аэродинамическая форма должна обеспечить получение подъемной силы за счет сжатия воздушного потока. Такая схема была оптимальна для полетов с высокими сверхзвуковыми скоростями, но неудобна для взлета, посадки и дозвукового полета.

Фото: avia.pro
Фото: avia.pro

При постройке корпуса X-30 должны были применяться углерод-углеродные композиты, титановые композиты с металлической матрицей и кремний-углеродными волокнами, это было обусловлено необходимостью выдерживать высокие температуры. В полете, согласно расчетам, корпус Х-30 мог нагреваться до 980 градусов Цельсия. Максимальная скорость Х-30 должна была составить 37 000 км/ч (30М).

Для наблюдения воздействия сверхвысоких температур даже была построена модель из титановых композитов с металлической матрицей, получившая название Task D, которая выдержала воздействие 820-градусной температуры.

Фото: airwar.ru
Boeing X-43. Фото: airwar.ru

Несмотря на успешность испытания, работы над Х-30 были остановлены: проект потреблял много денег даже для казны США. Впрочем, полностью проект закрыт не был — американцы продолжают работать над аппаратами с гиперзвуковыми прямоточными двигателями и горизонтальным стартом. Сейчас специалисты проводят тестовые испытания беспилотника Boeing X-43 Hyper-X, уже показавшего рекордную скорость в 11 200 км/ч (Мах 9,6 = 3,2 км/с).

Ту-2000

Этот проект стал ответом СССР на американский Rockwell X-30. Холодная война подходила к концу, но советская империя не хотела сдаваться. Чтобы догнать США, Министерство обороны выпустило техническое задание на одноступенчатый многоразовый воздушно-космический самолет (МВКС), созданием которого занялось ОКБ Туполева.

Фото: testpilot.ru
Ту-2000. Фото: testpilot.ru

Аппарат получил название Ту-2000 и предназначался для отработки экспериментальных технологий. При взлетной массе в 70−90 тонн летательный аппарат должен был разгоняться до 6 чисел Маха на высоте в 30 км.

До развала СССР в КБ успели изготовить кессон крыла из никелевого сплава, элементы фюзеляжа, криогенные топливные баки и композитные топливопроводы. Турбопрямоточные двигатели Ту-2000 должны были работать на метане или жидком водороде.

Фото: alternathistory.com
Фото: alternathistory.com

Для военных планировалось создать бомбардировщик Ту-2000Б со взлетной массой 350 тонн и дальностью полета 10 000 км. Пассажирский вариант имел бы взлетную массу 260 тонн и скорость 15−25 чисел Маха на высоте 60 км.

На НИОКР по теме Ту-2000 требовалось в ценах 1995 года порядка 5,29 млрд долларов. Цена каждого запуска такого аппарата составляла бы 13,6 млн долларов при соблюдении темпа 20 стартов в год.

Фото: alternathistory.com
Фото: alternathistory.com

Макет Ту-2000 был показан на выставке «Мосаэрошоу-92» на стенде ОКБ им. А. Н. Туполева (секретность соблюдать не было смысла, в 90-х оборонке приходилось буквально выживать), но найти денег на его осуществление не удалось.

Проект Aurora

Упоминаний об этом сверхсекретном проекте немного. Еще в 90-х годах прошлого века проект Aurora упомянул журнал Aviation Week and Space Technology. В статье говорилось, что Пентагон выделил порядка 145 миллионов долларов на некие секретные разработки авиатехники, часть из которых предназначалась на проект Aurora, спустя два года был осуществлен еще один транш на 2,3 млрд долларов.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

По некоторым данным, деньги не были потрачены зря и американцами был создан тактический разведчик TR-3B, способный к суборбитальному полету. С испытательными полетами этого секретного самолета связывают некоторые из многочисленных с 1980-х годов наблюдений одного из видов НЛО — т. н. «черных треугольников».

Предполагается, что Aurora может развивать скорость, в 10−15 раз превышающую скорость звука, потолок превышает отметку в 40 км, а дальность полета — 15 000 км.

Учитывая, что американские военные отказались от разведчика Lockheed SR-71 (якобы по финансовым причинам), не исключено, что на смену ему пришла как раз Aurora.

Проект «Федерация»

Для замены пилотируемых кораблей серии «Союз» и автоматических грузовых кораблей серии «Прогресс» по заказу Роскосмоса был разработан многоразовый пилотируемый транспортный корабль, получивший название «Федерация». Главным исполнителем работ была назначена Ракетно-космическая корпорация имени С. П. Королева (РКК «Энергия»).

Фото: wikimedia.org
Макеты «Федерации». На переднем плане — целиком выполненный из углепластика корпус командного отсека. Фото: wikimedia.org

Космический аппарат предназначался для доставки грузов на Луну и орбитальные космические станции. Согласно требованиям проекта, управление кораблем должно быть максимально автоматизировано, чтобы с ним мог справиться один человек.

«Федерация» будет бескрылой, с модульной конструкцией в зависимости от назначения, чтобы пристыковывать те или иные бытовые отсеки. Корабль будет состоять из возвращаемой части и одноразового моторно-двигательного отсека.

Планируется, что экипаж «Федерации» будет состоять из шести человек (или четырех при полете на Луну), масса доставляемого на орбиту груза — порядка 500 кг.

«Федерацию» оснастят модифицированной стыковочной системой «штырь-конус», подобная используется на «Союзах», но непригодна для стыковки с иностранными космическими аппаратами. В связи с этим РКК «Энергия» собирается провести с американской компанией Lockheed Martin работы по адаптации разрабатываемого пилотируемого американского корабля Orion для стыковки с российским кораблем «Федерация».

Летные испытания беспилотной версии «Федерации» назначены на 2021 год, а уже в 2028 году должен состояться пилотируемый облет Луны.

Читайте также: SpaceX в третий раз не смогла посадить ступень ракеты Falcon 9 на баржу в океане

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY