• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930311234
реклама

"Интернет проходим в девятом классе": что не так со школьным курсом информатики


/ / /

Как работает интернет, белорусским школьникам сейчас объясняют только в девятом классе. В десятом — знакомят с социальными сетями. 42.TUT.BY попробовал разобраться, в чем школьная программа по информатике устарела и как это можно исправить.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Некоторые темы в школьных учебниках информатики в 2016 году могут показаться довольно наивными. Параграфы, посвященные алгоритмизации и программированию, перемежаются с объяснениями того, что такое монитор и как пользоваться ярлыками.

К примеру, в седьмом классе в качестве упражнения детям предлагают разместить друг под другом окна «Мой компьютер» и «Мои документы». В девятом — с помощью онлайн-поисковика найти данные на тему «Марки Беларуси». В десятом классе три урока предлагается посвятить изучению интернета, социальных сетей и способов компьютерных коммуникаций.

Эксперимент: что об информатике знают дети, которые ее не учили

Мы составили список из 15 вопросов по самым «наивным» темам, которые изучают с 6 по 10 класс. Здесь и запуск Microsoft Word (6 класс) и перемещение ярлыков (7 класс) и определение свободного места на жестком диске (9 класс) и перечисление социальных сетей (10 класс).

Ответить на вопросы мы попросили двух школьниц, которые знакомы с информатикой совсем немного. Сейчас этот предмет начинают учить в шестом классе. Нашими «клиентками» стали пятиклассница Маша и шестиклассница Надя.

Фото: Дмитрий Смирнов, TUT.BY

Пятиклассница Маша пока не изучала информатику в школе. Она знает, как включать компьютер, легко запускает Microsoft Word и без ошибок набирает заданный текст. На просьбу изменить размер шрифта — перебирает все кнопки с буквами, но нужную все-таки не находит. Сохранить документ удается только после подсказки.

С другими прикладными задачами сложностей не возникает: Маша легко отправляет ярлык в корзину и переставляет окна на рабочем столе.

Фото: Дмитрий Смирнов, TUT.BY

На просьбу проверить свободное место на компьютере Маша хмурит лоб: «Это в настройки нужно залезать». После полуминуты усилий Маша находит шкалы на иконках жестких дисков в окне «Мой компьютер». «353 ги-га-байт свободно», — по слогам зачитывает она.

Пятиклассница не знает, что такое «операционная система» и «мегабайт». Зато смело рассуждает об интернет-сервисах. Маша понимает, что такое домен и легко находит информацию через поисковик. Она знает два разных браузера и рассказывает об аккаунтах в четырех социальных сетях. У Маши есть смартфон, которым она пользуется «очень часто», ограничений на его использование нет. На смартфоне школьница ищет то, когда забывает что-то по учебе.

В конце «теста» мы суммировали результаты. За каждый неправильный ответ Маша получала 0 баллов, за правильный — один. Стоит отметить, что тест проводил не специалист по педагогике, поэтому серьезным исследованием его назвать нельзя. Зато мы смогли понять, с какими областями знаний девочка уже знакома.

Результат: 11 из 15.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Шестиклассница Надя уже почти полгода изучает информатику. Она легко выполняет все заданные задачи в Word — набирает текст, меняет шрифт и сохраняет документ в указанной папке. Переставлять окна и ярлыки она тоже умеет.

Операционную систему Надя знает только одну — Windows. Килобайты в мегабайте школьница считает «с погрешностью»: 1000 вместо 1024.

Девочка путает браузеры с поисковиками, но самим поиском пользуется достаточно хорошо. Она понимает, что такое доменный адрес, а блогах, форумах и социальных сетях разбирается на отлично.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

У девочки есть аккаунты в трех социальных сетях, она пользуется смартфоном и планшетом. По учебе компьютер ее просят применить иногда, чтобы набрать текст или найти информацию

Дома у нее нет ограничений на использование телефона, планшетом можно пользоваться только 15 минут в день.

Школьный предмет «Информатика» Надя не жалует, называя его «самым дурацким», и жалуется на старые компьютеры. «Нам сказали, что интернет будем проходить только в девятом классе!»

Результат: 12 из 15.

Институт образования: «Чтобы изучать предмет, нужно систематизировать знания»

Разработку учебных программ координирует Национальный институт образования. О проблеме тех, кто «обгоняет» программу, рабочая группа по информатике знает.

«Ознакомительные темы просто необходимы для тех, кто раньше с компьютером не работал, — объясняет Наталья Костюкович, заведующая лабораторией математического и естественнонаучного образования института.

К тому моменту, когда школьники начинают изучать информатику, они находятся на разных уровнях пользования компьютером, их знания не системны. У кого-то есть современная компьютерная техника, а у кого-то ее нет. Чтобы изучать предмет, нужно систематизировать знания".

«Сегодня, например, в Минске к моменту начала изучения информатики встречаются классы, в которых до 20% учеников не имеют дома компьютера. Телефон современный имеют, а компьютер — нет, — поясняет Виктор Казаченок, главный научный сотрудник лаборатории математического и естественнонаучного образования. — Также имеются семьи, в которых ребенок получает доступ к компьютеру родителей от случая к случаю.

В школе на уроках информатики каждый ученик не просто получает доступ к компьютеру, но учится грамотно его использовать. Это требует целенаправленного обучения, которое и происходит на уроках информатики".

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Одна программа раз в пять лет

Сейчас школьники учат информатику по программе, разработанной в 2009 году (и переизданной в 2012). Решить проблему «запоздавших» знаний должна новая программа, которую приняли в 2015 году.

«В этой программе мы постарались учесть реалии современного образовательного процесса, замечания и пожелания, которые высказывались учеными, методистами, учителями, а также родителями» — объясняет Виктор Казаченок.

Виктор Владимирович описывает новую программу: на теоретические сведения и знакомство с компьютером времени отведено меньше, а на практические задания — больше.

Больше внимания уделено изучению приемов поиска информации в интернете. Введено изучение мобильных систем — их будут проходить наравне с «компьютерными». Самый сложный раздел — «алгоритмизация и программирование» — также пересмотрен, чтобы сделать его доступнее.

Шестиклассники начнут заниматься по новой программе в сентябре 2016 года, семиклассники — в 2017-м, восьмиклассники — в 2018-м… Сейчас объявлен конкурс на создание учебника по информатике для шестого класса.

Обычно учебные программы обновляют в среднем раз в пять лет. Изменения каждый предмет получает «в меру необходимости». Если технологии шагнут вперед еще дальше, на новую программу мы сможем рассчитывать не позднее 2020 года.

***

Технологии развиваются очень быстро — система учебных программ и учебников за ними успевает не всегда. Сейчас сложно даже предположить, как эта «гонка» будет развиваться.

Может, начало изучения технологичного предмета «сдвинут» в младшие классы (белорусский педагог предлагал начинать уже во втором). А может, операционные системы и базовые программы станут общим знанием и тратить на них учебные часы уже не будут. Скорее всего, узнаем мы об этом уже ближе к 2020 году.

Читайте также:

Цифровые оценки: как живется белорусским школам с «электронными дневниками»

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY