СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Белорусский акцент "Шилки" и "Тунгуски", или Чем торгуют отечественные оружейники


Денис Алдохин,

Беларусь достаточно хорошо известна на мировом рынке вооружений, наша страна производит относительно недорогое и качественное оружие. Значительный вес в этой отрасли занимают частные фирмы.

Фото: minotor-service.by
Фото: minotor-service.by

Например, компания «Минотор-Сервис». Ее директор Валерий Гребенщиков рассказал 42.TUT.BY о том, какие разработки белорусов пользуются спросом в стране и за рубежом.

«Минотор-Сервис» (ранее — «Белоборонсервис») — белорусское предприятие, образованное в 1991 году и расположенное в Минске. Занимается разработкой, производством, модернизацией, ремонтом и обслуживанием боевых гусеничных машин, а также поставкой запасных частей для них. Является одним из ведущих предприятий военно-промышленного комплекса страны.

Боевой опыт в основе каждой разработки

По словам Валерия Гребенщикова, большая часть разработок компании — инициатива заказчиков. Так было с новым легким бронированным автомобилем, модернизацией ЗСУ «Шилка» и «Тунгуска».

 — Часть разработок, конечно, наша собственная инициатива, например, машина РЭБ «Киви», проект «Модернизация танка ПТ-76 или БТР-50», универсальная транспортная платформа 3T, боевая машина разведки 2T „Сталкер“ и другие изделия», — отметил Валерий Эдуардович. — Наши специалисты используют весь доступный опыт, полученный со времени боев в Афганистане и Чечне, и в современных конфликтах.

Так, во время боев в Грозном случалось, что российские солдаты, укрывшиеся за бронетехникой, гибли из-за того, что водители давали задний ход, не располагая информацией о том, кто находится за кормой. Поэтому, например, машина 2T оснащена телевизионными камерами заднего вида.

Фото: minotor-service.by
2T «Сталкер». Фото: minotor-service.by

Последние конфликты показали высокую эффективность и востребованность легких вездеходных платформ, на которые можно устанавливать различное вооружение. Так, в линейке «Минотор-сервиса» появилась гусеничная быстроходная машина 3Т, которая обладает высокими показателями скорости по пересеченной местности.

Фото: minotor-service.by
Транспортная гусеничная машина ТГМ 3 Т «Москит». Фото: minotor-service.by

Она способна разгоняться до 90 км/ч по шоссе, оборудована автоматической коробкой передач (это значительно облегчает управление, например, если водитель ранен) и способна плавать.

Уникальная боевая разведывательная машина 2Т

Одной из самых известных разработок фирмы является стелс-разведчик 2Т «Сталкер». Валерий Гребенщиков подчеркнул, что это особая машина для решения разведывательно-диверсионных задач.

2Т «Сталкер» разработана как детектор для обнаружения и передачи данных о противнике, который впоследствии будет уничтожен ударом авиации, ракетных или артиллерийских систем.

В случае же, когда требуется уничтожить особо важную цель (например, ядерную ракету на стартовой позиции) и нет возможности вызвать авиацию или не хватает времени для ее подлета, 2Т может уничтожить объект самостоятельно.

Фото: minotor-service.by
Фото: minotor-service.by

Для этого машина располагает солидным набором вооружения: 30-мм орудием и противотанковыми управляемыми ракетами. Достать с воздуха «Сталкер» тоже проблематично — разведчик вооружен зенитными ракетами. Имеется в составе вооружения и 7,62-мм пулемет для борьбы с пехотой.

Лучшая защита для легкой бронемашины — скорость и незаметность

Для своего веса 2Т отличается высокой защищенностью: лобовая проекция машины выдерживает попадание снарядов 30-мм пушки, борта и корма — огонь пулеметов калибра 14,5 мм.

Впрочем, лучшая защита этой машины — скорость и незаметность. Благодаря специальному комплексу мер, направленных на снижение заметности машины, обнаружить «Сталкер» гораздо сложнее, чем любую другую боевую гусеничную машину сходных размеров.

Скорость — тоже элемент защиты: 2Т способна разгоняться до скорости более 100 км/ч. Попасть в нее из гранатомета на такой скорости практически невозможно.

Фото: minotor-service.by
Фото: minotor-service.by

Защите от мин уделено немалое внимание: экипаж располагается в специальной бронированной капсуле, которая устроена внутри корпуса.

Условия работы экипажа очень комфортные: машины оборудованы датчиками и камерами, обеспечивающими обзор на 360 градусов из-под брони днем и ночью.

2Т обладает солидным запасом хода — 1000 км, противоминной защитой, современными системами связи.

Конечно, самая лучшая защита экипажа — его отсутствие на борту. Однако создание беспилотной версии бронемашины несет немало сложностей. Валерий Гребенщиков исключил такую возможность по отношению к 2Т:

— Дело в том, что беспилотники — это тоже управляемые машины. Они контролируются при помощи передачи данных, которые можно заглушить или поставить помехи. Да и по направленному сигналу такой беспилотник можно засечь. Конечно, можно использовать космические системы связи, но это будет очень дорого.

В то время как 2Т способна действовать на больших дальностях (запас хода, плюс экипаж обеспечен запасом еды и воды на неделю автономного существования), и ее использование будет гораздо эффективнее применения дрона. К тому же сегодня мне пока неизвестны надежные системы передачи данных в большом объеме на большие расстояния. В перспективе они, может, и будут разработаны.

Новейший белорусский легкий броневик будет плавать

Недавно стало известно, что «Минотор-сервис» занимается разработкой легкой бронемашины. Характеристики новинки пока держатся в секрете.

Фото: military-informant.com
Фото: military-informant.com

Директор компании подтвердил факт разработки бронеавтомобиля с колесной формулой 4×4 и рассказал о его назначении:

—  Это будет легкобронированная плавающая машина (с небольшой подготовкой автомобиль сможет преодолевать вплавь водные препятствия), предназначенная для сопровождения колонн и перевозки командного состава. Броневик может быть оснащен средствами радиоэлектронной борьбы и разведки.

Вместимость — 5−7 человек в полной боевой экипировке или комплект оборудования.

Бронеавтомобиль будет оборудован защитой от подрыва, способной противостоять самодельным фугасам и противопехотным минам. Днище сложной формы будет отводить взрывную волну.

Шасси бронеавтомобиля — это наша оригинальная разработка, оно абсолютно новое и нигде ранее не применялось.

Проекты модернизации советской техники по-прежнему востребованы

Еще одно направление деятельности предприятия «Минотор-сервис» — модернизация боевой техники, разработанной и выпускавшейся в СССР. Она широким тиражом разошлась по миру, и многим странам проще и дешевле модернизировать имеющиеся образцы, чем тратить огромные деньги на приобретение новых.

Например, большой популярностью до сих пор пользуются советские БТР-50. «Минотор-сервис» создал собственный проект модернизации бронетранспортера БТР-50ПКМ.

Фото: minotor-service.by
БТР-50ПКМ. Фото: minotor-service.by

Валерий Гребенщиков рассказал, что проект предусматривает установку современного двигателя, коробки передач, блока охлаждения, тормоза и приводов управления.

—  Дизельный двигатель УТД-20 мощностью 300 л.с. и трансмиссия объединены в единый моторно-трансмиссионный блок. Применение этих агрегатов позволило повысить удельную мощность до 20,7 л.с./т. Максимальная скорость по шоссе составила 60 км/ч, по грунтовке — 45 км/ч.

Установка нового двигателя позволила снизить расход топлива на 8%, масла — на 53%. Запас хода возрос до 450 км.

Наш проект привлек определенное внимание, и сейчас мы выполнили контракт по поставке почти 500 машин для Египта. В Беларуси изготавливались комплекты для модернизации, которые в Египте под присмотром наших специалистов устанавливались на БТР-50.

Называть ПТ-76 танком не совсем верно

Еще один интересный проект «Минотор-сервиса» — модернизация плавающего танка ПТ-76, из которого белорусские специалисты, по сути, сделали эффективную машину огневой поддержки:

—  Называть ПТ-76 танком довольно громко, скорее, это легкобронированная машина огневой поддержки. Из этой концепции и исходит наш проект модернизации, — отметил Валерий Эдуардович. — Первое, что мы сделали, оснастили танк современным комплексом вооружения. Избавились от неэффективной против современных танков 76-мм пушки. Вместо нее ПТ-76 получил 30-мм автоматическую пушку 2A42. С ней возможности машины по поражению легкой бронетехники значительно возросли. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ для борьбы с пехотой, а на случай встречи с танками установлены ПТУР.

Усиливать бронирование мы не стали, иначе бы машина лишилась плава — своей ключевой характеристики. По желанию заказчика мы можем ПТ-76 укомплектовать современными тепловизорами, лазерными дальномерами и другими компонентами современной системы управления огнем.

Еще одна востребованная ниша — техника РЭБ

Для создания новейших образцов техники «Минотор-сервис» активно сотрудничает с другими фирмами — производителями оружия и оборудования. Например, машина радиоэлектронной борьбы Kiwi была разработана совместно с белорусским предприятием «КБ Радар».

Валерий Гребенщиков рассказал, что Kiwi предназначена для обнаружения любых передатчиков противника, работающих в диапазоне 1 Мг. Она способна засечь радиосигнал в диапазоне и подавить его, в том числе и на изменяемых частотах. Всего РЭБ Kiwi обеспечивает одновременное радиоподавление до 12 линий радиосвязи.

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY
Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Кроме того, Kiwi способна по радиоизлучению определять местоположение БМП, БТР, вертолетов и танков противника, наводить на них доступные командованию средства поражения.

—  Наше быстроходное гусеничное шасси 3Т, на котором смонтирована система РЭБ, позволяет успешно осуществлять движение в тяжелых дорожных условиях и преодолевать различные препятствия. Водоизмещение машины и герметичное исполнение корпуса позволяют ей форсировать водные преграды на плаву за счет перематывания гусениц. Для удобства управления 3Т снабжена автоматической коробкой передач. Комплекс РЭБ способен развернуться всего за 5 мин.

Разработки для белорусской армии

Белорусские военные также используют разработки фирмы. Сравнительно недавно на вооружение нашей армии была принята транспортно-заряжающая машина ТЗМ-122.

Директор компании рассказал, что ТЗМ-122 обладает повышенной проходимостью и обеспечивает более тесное взаимодействие с огневыми подразделениями, а также повышение нормы содержания боеприпасов в батарее до 1,5 боекомплектов.

Фото: minotor-service.by
ТЗМ-122. Фото: minotor-service.by

Экипажу и боекомплекту обеспечена защита от пуль и осколков. Кроме того, специальная конструкция ТЗМ-122 позволяет подавать боеприпасы непосредственно в боевой отсек 122-мм самоходной гаубицы 2С1.

Россия выбирает белорусские шасси

«Минотор-Сервис» одна из компаний, проводящих модернизацию и обслуживание техники для российской армии. По словам Валерия Гребенщикова, предприятие провело глубокую модернизацию ходовой части ЗСУ «Шилка» и «Тунгуска».

— В шасси мы заменили абсолютно все элементы. Например, была установлена гидрообъемная трансмиссия, которая заменила механическую, а все органы управления оснащены гидроусилителями, — рассказал Гребенщиков.

Фото: minotor-service.by
Фото: minotor-service.by

В итоге зенитные установки получили возможность сопровождать современные танки не только огнем, но и скоростью. Более ста модернизированных ЗСУ «Шилка» было поставлено нами российским заказчикам. Белорусские конструкторские решения оказались удачнее конкурентов, что помогло получить заказ на модернизацию шасси ЗРПК «Тунгуска».

Читайте также: От ПАК ФА до Т-90С: 5 самых востребованных белорусских систем в иностранной военной технике

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY