Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


изображениеСразу после окончания конференции «Деловой Интернет» мне удалось в рамках блиц-интервью побеседовать с Еленой Колмановской, главным редактором Яндекса, о белорусском интернете и только что завершившемся мероприятии.
 
Николай Щетько, IT.TUT.BY: Елена, вы первый раз в Беларуси?

Елена Колмановская, Яндекс: Нет, мы уже были в 2000 году [на Белорусском интернет-форуме; здесь и далее в квадратных скобках – примечания автора] с Андреем [Себрантом] и другими ребятами.

И как вам прогресс?

Нам здорово! Потому что в 2000 году у вас было несколько сотен сайтов. Это был конкурс сайтов, весь «белорусский интернет» помещался в одном клубе и вообще, никаких слов про бизнес никто не произносил, никто про это не думал. Интернет был отличным хобби для нескольких сотен человек. А сейчас это просто бизнес, индустрия, ну совсем про другое.

То есть, по счастью, остались люди, для которых это продолжает быть хобби или если не хобби, то очень приятной работой, и это нормально, потому что все самые лучшие интернет-проекты выросли ровно из того, что сначала кому-то просто захотелось этим заниматься. А потом из этого «захотелось» оказалось еще, что и жить на это можно – совершенно нормальный путь развития интернета. И здесь [на конференции] просто такого много, и это очень здорово.

Когда вы поняли у себя в Яндексе, может быть не вы лично, но какие-то другие люди, что в Беларуси уже сформировалась «что-то» и с этим «чем-то» можно взаимодействовать, сотрудничать?

Сначала ваши ребята, в частности – TUT.BY, приезжали к нам на московские конференции, рассказывали нам, как устроена жизнь. Поэтому когда они же сделали конференцию здесь, мы поняли, это – очень хорошее доказательство того, что стоит приезжать и смотреть.

В этом смысле хороши конференции – как раз вчера вечером я подумала, что ту информацию, которую я узнала на этой конференции, наверное, можно было бы узнать из исследования интернета, но на это понадобилось бы потратить несопоставимо больше времени, чем эти два дня.

А что вас сильнее всего удивило из услышанного здесь?

Нас не то что бы удивило, но просто мы увидели, что у вас вообще по-другому устроена страна. По ряду причин не лучше и не хуже, просто по-другому. С одной стороны, у вас гораздо больше государственный сектор и больше ограничений для бизнеса, с другой стороны (вот что меня удивило на самом деле!) – сложилось ощущение, что вы гораздо ближе к своей власти, чем мы к своей. Вот вы рассказываете, как вступаете в диалог – да, вас не всегда слушают, но вы вступаете в диалог!

У нас все-таки вот есть интернет-отрасль, а [где-то] там есть власть, и сказать, что мы прямо чувствуем регулярный диалог... У нас тоже принимают законы, нам что-то нравится и что-то не нравится; слава богу, у нас принимают мало законов и они нас меньше касаются, но диалога у нас в России нету. А здесь появилось впечатление, что у вас он есть – вот это удивило.

Но результатов-то диалога пока, по сути, нет...

У нас, с одной стороны, меньше законов, которые сильно мешают нам что-то делать, но у нас в то же время нет идей что мол, «сейчас мы сядем и поедем в Министерство торговли, будем обсуждать» – а у вас люди об этом рассказывают! Да, их плохо услышали, они не смогли доказать свое, но в принципе у вас есть такая модель «сейчас я поеду в Министерство торговли и буду с замминистра обсуждать эту проблему, он меня будет слушать, тратить два часа» – у нас просто такой модели в голове нету. Может быть, у нас всё больше и дальше, но у вас это удивило – я и не предполагала, что у вас так.

Как вы оцениваете саму конференцию?

Очень хорошо. Просто отличная конференция, очень хорошо подготовленная, очень хорошо собранная. Понятно, что вот тут сказали про какое-то количество недостатков – это нормально, но, учитывая, что такая конференция – первая, то это просто пять с плюсом. Это не «ком», это «пять с плюсом» для первой конференции. Потому что я знаю, какое количество граблей бывает, и какое количество граблей вы обошли – и это правда.

Что вы можете сказать относительно стратегии Яндекса по Беларуси в ближайшее время?

Про это я сказать не могу, но вот мы, например, поняли, что есть такая проблема: многие хотят покупать рекламу или становиться [рекламными] площадками, но существует проблема между нашими и вашими рублями, то есть валютными платежами. На Украине мы на эту тему решили сделать представительство – там рынок немного раньше вырос. Здесь мы смотрим, как растет рынок, и про эту проблему [с взаиморасчетами] мы будем думать – потому что не надо никому мешать с нами сотрудничать.

Спасибо за интересные ответы, доброй дороги домой!


Николай Щетько

Нужные услуги в нужный момент