СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Основные ИТ-тенденции в Беларуси: год 2006


Коллаж: IT.TUT.BYМечты сбываются и не сбываются, но информационные технологии безостановочно движутся вперед: оставшийся позади 2006 год был примечателен большим количеством событий в ИТ-мире, значение которых нам предстоит осознать или практически испытать в нынешнем году, а то и позже.
 
Обычно на рубеже годов оглядываются на достигнутое и подводят итоги, пытаясь, насколько это возможно, заглянуть в будущее. Но в постоянно меняющемся мире ИТ, где, по нынешним меркам, и несколько месяцев — громадный срок, будущее предсказывать крайне сложно, а то и невозможно.

Вспомним хотя бы классическое высказывание пророка современной цифровой эпохи, главы компании Microsoft Билла Гейтса, в свое время заявившего, что 640 Кб оперативной памяти персонального компьютера должно быть достаточно для работы любой программы. Сейчас уже мало кто помнит, какие проблемы последовали за верой разработчиков MS DOS в данный постулат, когда оперативная память перешагнула начертанный ричмондским оракулом предел.

Поэтому предсказывать будущее мы не станем, а лучше подведем итоги и посмотрим, насколько осуществились чаяния и мечты года прошедшего. У нас за право лидера боролись сразу несколько тем: сотовая связь, Интернет, спутник “БелКА”, новая телевышка и Парк высоких технологий. По масштабности и грандиозности их, возможно, стоило перечислить в обратной последовательности, но по месту в умах и сердцах широких масс они все же идут в таком порядке.

Дела мобильные

В прошлом году продолжилась “всеобщая мобилизация населения”. Сейчас суммарное количество абонентов сотовой связи в Беларуси составляет около 6 млн. То есть больше половины населения. Если учесть, что многие подключены одновременно к нескольким, а то и ко всем операторам и не один раз, то в реальности цифра эта будет скромнее, но все равно прогресс налицо.

Отличие этого года от предыдущих было в смещении акцента с чисто голосовых услуг на дополнительные и самую главную из них — передачу данных, то есть на мобильный Интернет.

Тестирование двумя GSM-операторами стандарта связи 3-го поколения породило у пользователей обеих сетей массу надежд и чаяний, осуществления которых они будут ждать в году нынешнем. К слову, МТС свое тестирование проводила публично, с привлечением самых разных категорий абонентов, постоянно информируя об этом общественность через прессу. А вот другой GSM-оператор избрал тестирование без широкой огласки. Поэтому связь 3-го поколения в нашей стране скорее ассоциируется с МТС, и ожиданий, что она первой появится именно под этим брендом, все же больше.

А пока 3-е поколение с его мобильным телевидением и видеоконференциями не пришло, оба оператора ввели в эксплуатацию и расширяют зону действия EDGE — улучшенного варианта технологии GPRS, называемого также поколением 2,5. Здесь скорость передачи данных достигает 236,8 Кбит/с. А это высокоскоростной доступ в Интернет, возможность смотреть видеоклипы, анимацию, слушать радио в режиме реального времени, скачивать картинки, мелодии, игры с WAP-сайтов, а также обмениваться MMS-сообщениями в 3-3,5 раза быстрее, чем через GPRS.

Много событий было в жизни самого первого белорусского сотового оператора — “БелСела”, позиционирующегося на рынке под брендом Diallog. В начале лета он ввел в коммерческую эксплуатацию настоящую связь 3-го поколения в стандарте CDMA2000. К огорчению многих его пользователей, это сопровождалось резкой сменой тарифной политики компании, отказавшейся от борьбы за массового пользователя и осуществившей переход в нишу бизнеса. С появлением новых тарифных планов (ТП) на скоростную передачу данных перестали подключать “народные” ТП с абонентской платой до 10 тысяч BYR в месяц и с внутрисетевым голосовым “анлимом”.

Такой “анлим” и остался на более дорогих ТП, но репутация “БелСела” как “народного оператора” с бесплатными внутрисетевыми звонками ушла в прошлое вместе с торговой маркой “Народный мобильный телефон” и аналоговым стандартом связи NMT. Правда, к концу года с приходом нового руководства “БелСел” ввел ряд очень привлекательных ТП, особенно революционный по цене (200 BYR за мегабайт!) “Зачет”. Но поскольку последний предназначен исключительно для студентов, он не мог претендовать на большую популярность. Возможно, поэтому была объявлена акция, позволяющая до 15 января заиметь эту услугу всем желающим. Однако только до 15-го.

Кстати, об акциях. В прошлом году их было много у всех операторов, но королем здесь можно считать третьего по счету GSM-оператора — “БеСТ”, который к концу года буквально ошеломил всех невиданными доселе тарифами на голосовую связь. А под самый праздник еще и дал своим абонентам мобильный Интернет, введя в тестовую эксплуатацию GPRS. Если добавить сюда бесплатную раздачу SIM-карт с 5 тысячами BYR на счете, организованную одним из соучредитлей “БеСТа” — РУП “Белтелеком”, то вырисовывается картина под названием “мегаакция”. Естественно, что все это породило у абонентов “БеСТа” надежду на то, что двукратное снижение цен на голосовую связь в рамках проходящей сейчас акции перерастет в постоянное явление, а коммерческий GPRS также станет доступен по “народным” ценам.

В самом конце минувшего года сбылись мечты абонентов СП ООО “МЦС”, больше известного по бренду Velcom, которые наконец-то получили возможность проводить операции над своим счетом через интернет-службу сервиса абонента (ИССА). Отсутствие этой услуги давно было визитной карточкой компании, невыгодно отличавшей ее от конкурентов. Однако радость по поводу нововведения получается пока со слезами на глазах. Ведь подключение услуги производится, как написано на сайте Velcom, “в центрах продаж и обслуживания компании или у официальных поверенных на основании заявления установленного в компании образца при предъявлении паспорта”. То есть абоненту придется тратить свое время на посещение присутственного места.

А как быть тем, кто это физически сделать просто не в состоянии, — инвалидам, многие из которых подключены по специально предназначенному для них тарифному плану “Социальный”? Автор этих строк лично знает людей, которым для посещения офиса оператора при первичном подключении пришлось прибегать к помощи родственников или знакомых, людей отнюдь не праздных, ценящих свое время, которое, как известно, — деньги. И это при том, что перемещение человека в инвалидной коляске в офис и обратно требует почти героических усилий.

А ведь сама идея удаленного управления своим номером через Интернет нацелена на устранение необходимости в подобных визитах. К слову, абоненты МТС и Diallog подключать ИССА могут через голосовой сервис (АССА) или по SMS. В МТС пошли еще дальше, переименовав созвучное имени мусульманского пророка и непонятное непосвященному в технические тонкости абоненту название службы ИССА в “Интернет-помощник”.

Паутина из оптики

Прошлый год можно в полной мере назвать и годом Интернета. Его значение росло в мировом масштабе, параллельно расширялось число пользователей Всемирной компьютерной сети в нашей стране. В первую очередь здесь следует отметить главного телекоммуникационного оператора РУП “Белтелеком”, буквально опутавшего всю страну паутиной из высокоскоростной оптики с одновременным расширением внешнего канала доступа в Интернет до 1,5 Гбит/с.

Несмотря на постоянную критику за монополизм, “Белтелеком” все время балансировал между доступностью своих основных услуг (таких, как проводная телефония) для всех категорий населения и постоянным снижением цен на то, что пока не входит в социальный пакет, в первую очередь на высокоскоростной Интернет по технологии ADSL.

Наверное, многие наши читатели помнят коллективную жалобу ряда белорусских интернет-провайдеров по поводу введения новых тарифов на кроссирование телефонной линии и техобслуживание ADSL-линии абонента. Тогда провайдеры обвинили “Белтелеком” в жадности, умолчав, что ранее тарифы для них на доступ к сети Интернет были снижены на 30-55%. Это позволяло вторичным операторам удешевить стоимость услуг для своих абонентов на такую же величину. При этом РУП “Белтелеком” для своих абонентов снизило тарифы за тот же период на 10-44% (в зависимости от вида доступа к сети Интернет).

Как объяснил ситуацию корреспонденту “БР” один из руководителей государственного монополиста, жалобщики очень не хотели, чтобы “Белтелеком” выходил на рынок ADSL. Оно и понятно. Ведь после последовавшего за этими событиями появления новой торговой марки byfly для широкополосного доступа в Интернет у провайдеров появился очень серьезный конкурент, что и заставило их наконец снизить цены.

Конкуренция, кстати, могла бы быть намного сильнее, если бы “Белтелеком” стал подключать и домашние сети. По нашим сведениям, такое желание у компании есть, но она не может его осуществить по причине непонятного статуса такого вида клиентов. Здесь вспоминается большой шум, поднятый в начале прошлого года вокруг домашних сетей как некоего незаконного явления. Со временем страсти улеглись, поскольку стихийное объединение множества пользователей при помощи витой пары не нарушает никаких законов, да и бороться со стихией, как известно, бессмысленно, но “Белтелеком” как сугубо государственное предприятие с такими эфемерными образованиями дела иметь не может.

Впрочем, надежда на изобретательность маркетологов РУП остается. Вдруг они придумают способ реально подключать то, что вроде бы не существует. Так что в новом году пользователи домашних сетей, замученные слабостью каналов многочисленных вторичных интернет-провайдеров, будут ждать возможности подключиться к главному руслу Всемирной сети.

Чужие здесь не ходят

Из громких и часто обсуждавшихся событий прошлого года стоит вспомнить попытку запуска первого и единственного белорусского спутника, намерение построить новую телевышку и создание Парка высоких технологий. Космические надежды не сбылись: спутник разбился, вышку решили не строить, а вот Парк открыли и в нем даже появились резиденты.

Возможно, год — не очень большой срок, чтобы говорить об успехе или неуспехе планов по превращению ПВТ в Кремниевую долину мирового значения, но хвалиться здесь пока нечем. Ведущие мировые ИТ-бренды там еще не замечены и в ближайшее время селиться не собираются.

Например, на последней пресс-конференции по итогам своей деятельности представители компании HP на вопрос о возможном участии в этом проекте дипломатично ответили, что таких планов пока нет. И это при том, что HP очень активно участвует в осуществлении крупных корпоративных и государственных проектов в нашей стране, среди которых — компьютерное оснащение Национальной библиотеки, поставка оборудования для белтелекомовского центра обработки данных, а также вычислительные решения для ряда белорусских банков. Кстати, недавно НР объявила об открытии первого в РФ собственного Центра высоких технологий.

На несколько лет раньше точно так же поступил процессорный гигант Intel, создавший в российском Нижнем Новгороде свой центр исследований и разработок. В настоящее время это один из самых крупных офисов Intel в Европе, с 2004 года здесь же находится маркетинговый центр Intel в странах СНГ. Им оказалось проще приглашать белорусских специалистов к себе.

Компания Microsoft, постоянно расширяя свое официальное присутствие в РБ, ограничилась планами создания в Парке высоких технологий некоей ИТ-академии, и то в рамках не коммерческого, а образовательного проекта. А параллельно Microsoft всерьез заинтересовалась планами создания турецкого технопарка.

Сейчас белорусский ПВТ растет главным образом за счет местных компаний. На момент подготовки этого материала на сайте park.by называлось 16 зарегистрированных там резидентов. Поэтому пока можно констатировать, что мечты отцов-основателей парка о создании Кремниевой долины мирового масштаба все еще остаются мечтами.


Владимир БАРАНИЧ


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY