• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345
реклама

Итоги декабря: проникновение сотовой связи в РБ на конец года - 60,8


Фрагмент графикаПо итогам декабря количество абонентов сотовой связи стандартов GSM и cdma2000 1x в Беларуси составило 5,957 млн. Прирост за месяц составил 411 тыс. или +6,9% (+193 тыс. или +3,3%). Прирост за год - 1,871 млн. или 45,8%. Общий уровень проникновения достиг 60,8% (+1,97 за месяц и +19,1 за год ).
 
Тенденции, ранее характерные для белорусского рынка в конце года, неизменны - на декабрь приходится традиционный пик спроса, усиливаемый маркетинговой активностью игроков. Но относительно умопомрачительных, - прежнее наивысшее достижение в приросте за месяц (приходившееся, естественно, на декабрь прошлого года) составляло "всего" 217 тыс., - цифр "прироста" этого года - 411 тысяч - следует сделать оговорку. Они, согласно принятой методике расчета прироста исходя из декларируемого операторами числа абонентов на начало и конец периода, некорректны.

Абонентская база VELCOM, на долю которого, приходится 53% в указанном рекордном "приросте" (против 40,1% у МТС и 6,8% у БеСТ), в связи с удалением из нее "молчащих" абонентов, по итогам декабря не изменилась и составляет все те же "более 2,6 миллиона". Хотя оператор и декларировал по итогам декабря подключение рекордного числа абонентов - более 218 тысяч, значительное число пользователей была исключено из абонентской базы для приведения ее в соответствие новой, более жесткой методике.

Насколько можно судить, в связи с этим оператор вообще не счел нужным декларировать незначительный, на фоне достижения основного конкурента, прирост базы по итогам декабря. То есть, хотя реальное число исключенных из базы и было несколько меньшим, чем 218 тыс. новых абонентов, общее число абонентов VELCOM, объявленное по итогам декабря совпало с объявленным по итогам ноября.

Январский же прирост, как общего числа абонентов белорусских операторов, так и базы самого VELCOM, таким образом, будет учитывать и часть декабрьского увеличения абонентской базы последнего. Сейчас же остается констатировать, что согласно декларируемым операторами данным за последний месяц 2006 года, общий прирост числа пользователей сотовой связи в Беларуси составил "всего" 193 тысячи абонентов. Декабрь согласно и таким данным был более продуктивен, чем любой предыдущий месяц 2006 года, но в декабре 2005 и даже в декабре 2004 года прирост был большим (217тыс. и 194 тыс. соответственно). На долю "оставшегося без конкурента" МТС, база которого выросла на рекордные для оператора 165 тыс. пришлось 85,5% прироста, оставшиеся 14,5% и 28 тыс. - за БеСТом. В результате по итогам года у МТС с абонентской базой в 3,205 тыс. - уже 53,8% рынка, у VELCOM - 43,6%, доля БеСТ выросла до 1%, а DIALLOG, в отсутствие прироста - снизилась до полутора процентов.

По итогам рассматриваемого месяца и года доли рынка и доли в приросте абонентских баз операторов в течение месяца распределены так:



Рост абонентских баз операторов с начала 2004 года и изменение долей рынка операторов:



Прирост абонентских баз операторов с начала 2004 года и изменение долей операторов в приросте:



Основные показатели операторов по итогам месяца таковы:

ПоказательVELCOM МТС DIALLOGБеСТ
Абонентская база, тыс.2600(+0)3205(+165)90(+0)62(+28)
Доля рынка на конец периода, %43,6%(-1,5)53,8%(+1,1)1,5%(-0,1)1,0%(+0,5)
Доля в приросте за период, %0(-31,7)%85,5(+33,9)%0,0(+0)%14,5(-2,1)%
Доля в новых подключениях за период, % (оценка)53,0%40,1%0%6,8%
Территория покрытия, % *>75(+1)%>64(+1)%>50%>1%
Население на территории покрытия, % >92%>90%>66%>40(+1,5)%
Городское население на территории покрытия, % >99%>96%91%>53%
Базовые станции>1668(+~65)>2210(+~167)145111(+11)
Фирменные центры продаж и обслуживания / в городах 35/2118(+2)/9(+1)9/61/1
Дилерская сеть, торговых точек / в городах 720(-6)/160760(+41)/232(+18)75(-19)179(+18)/7
Точки оплаты автоматизированные / неавтоматизированные>5800/>3000>6183(+~94)/>3000>3500/ 30002000
Роуминг, сетей / стран 238(+1)/129(+1)200(+2)/116(+2)10(+2)/3(+1)0

Privet ,"Любимый"... Битвы гигантов

Активные новые подключения к МТС и VELCOM, наряду с эффектом сети объяснимы традиционно сильным в конце года маркетинговыми действиями. Параметры новогодних предложений основных игроков приведены ниже:

МТС


  • С 25.11 по 15.01 новым абонентам ТП "Любимый", "Будь практичнее" и "Профи" предоставлены бесплатные вызовы на "Любимый номер" из расчета 100 минут в месяц до конца января 2007 г. С 25.11 по 15.01 новым абонентам ТП "Пуск" и "Все свои" предоставлены бесплатные вызовов на 1 номер МТС из расчета 20 минут в месяц до конца января 2007 г.
  • Для подключившихся до 25.11 при наличии активной услуги ТОНИНГ с 25.11 по 31.01 2-я и каждая последующая минуты внутрисетевых вызовов тарифицируются по 25 рублей.
  • С 09.12 по 15.01 до 1 тыс. руб. снижен минимальный авансовый платеж при подключении на ТП "Любимый" и "Будь практичнее" (вне акции - 6 тыс.). Новым абонентам ТП "Любимый", "Будь практичнее", "Профи" SIM-карта ТП "Любимый" предоставляется в подарок. Обладателю дополнительной SIM-карты также предоставляется 100 бесплатных минут, исходящих вызовов на 3 "Любимых номера" в течение декабря и января и 50-процентная скидка на абонентскую плату в феврале и марте.


VELCOM


  • Ввод ТП "PRIVET, ГОРОДОК!", с лучшими на рынке параметрами для сельского населения (проживающего вне областных и районных центров).
  • Улучшены тарифы на услуги GPRS - добавлен трафик в "старшие" ТП и введена ступенчатая система тарификации трафика, потребленного сверх включенного объема
  • Действующим абонентам в зависимости от ТП предоставлены 20 бонусных минут или 20 SMS (тарификация по 1 руб.)
  • С 7.12 по 15.01 новым абонентам большинства контрактных ТП пакет PRIVET предоставляется в подарок.
  • С 14.12 по 15.01 сумма предоплаты при подключении к сети VELCOM снижена до 1000 рублей. Условие не распространяется на тарифные планы для нерезидентов Республики Беларусь.


На оформление предложений, делавшихся в несколько этапов, лидерам понадобилось некоторое время. И, таким образом, только к 14 декабря предложения были оформлены окончательно. "Входной порог" ведущие игроки зафиксировали на уровне 1 тыс. руб., (МТС - с 8.12, VELCOM - с 14.12), оба оператора предложили при подключении SIM-карту в подарок (VELCOM - c 7.12, МТС - с 9.12), что, естественно, отразилось на приросте. Вместе с тем, предложение VELCOM, как оператора с меньшим числом абонентов, было, как представляется, объяснимо сильнее. - Сниженный авансовый платеж и одаривание SIM-картой ТП "Любимый" МТС обусловил подключением лишь на тарифы из середины линейки, тогда как VELCOM снизил аванс и дарил пакет PRIVET практически всем подключившимся. ТП "Любимый" имеет достаточно узкую целевую аудиторию - "среднеговорящие абоненты", большая часть вызовов которой внутрисетевые на 2-3 номера (но не 1), кроме того, план датирован апрелем и уже давно "нашел свою аудиторию". В то время как датированный декабрем ТП "PRIVET, ГОРОДОК!" с лучшими на рынке параметрами для сельского населения (проживающего вне областных и районных центров) в настоящее время более чем востребован. Хотя 20 бонусных минут или 20 бонусных SMS от VELCOM - это в 5 раз меньше, чем 100 минут от МТС, последний, ограничив направление льготируемых вызовов лишь одним (в редких случаях - тремя) номером, для которого в большинстве случаев и без того действуют льготные тарифы, снизил ценность своего предложения.

Декабрьский результат, - более 165 тыс. прироста базы у МТС против 218 тыс. новых подключений VELCOM (что больше прежнего рекорда прироста базы всех операторов вместе взятых), как следствие, скорее всего - за последним. - Оснований предполагать у МТС в декабре более 53 тыс. отключений, как представляется, нет.

Разумеется, следует оговориться, что лучшие параметры предложения VELCOM кроме большей востребованности имеют неизбежным следствием и большее число "SIM-карт на выговор". - Таковыми станет значительная часть розданных бесплатно SIM-карт PRIVET с 5 тыс. на счету. Однако это уже "зло" из категории неизбежных, - оператор сейчас вынужден играть именно по таким правилам. Кроме того, неизбежна некоторая чистка базы от "лишних" SIM-карт и у МТС, - во-первых, не все принявшие подарок будут пользоваться специфическим ТП "Любимым", а во-вторых, оператор явно запоздал с необходимыми действиями. Лишь 27 октября был улучшен порядок возврата в категорию действующих абонентов для тех, кто по тем или иным причинам, в частности, из-за утраты SIM-карты, временно не использовал услуги оператора. Однако должным образом абоненты проинформированы о нововведении не были - эта новость отсутствует даже на сайте оператора. VELCOM соответствующие действия предпринял еще весной, в представлении же многих абонентов МТС замена SIM-карты до сих пор обходится "более 10 тыс. руб.", что очевидно, несоизмеримо с одной тысячей декабрьского "входного порога".

Естественно, следует добавить, что и "бонус лояльности" от МТС - тарифицикация по 25 рублей 2-й и каждой последующей минуты внутрисетевых вызовов, хотя опять же и является более сильным, чем упомянутые 20 бонусных минут/20 бонусных SMS от VELCOM, многое потерял от обусловленности активацией RBT-услуги ТОНИНГ. Услуга, безусловно, востребована, однако 350 тыс. абонентов (более 10% их общего числа), активировавших ее с сентября по конец ноября, -число весьма близкое к максимуму спроса. Подобное же искусственное стимулирование потребления кроме плюсов имеет еще и очевидные минусы.

И, кроме маркетинговых баталий, отметим прочие декабрьские нововведения. Открытие двух центров продаж МТС в Витебске и Барановичах (20 и 27 декабря соответственно) -- 17-го и 18-го по счету центров соответственно ничем не примечательно. Кроме одного - с открытием третьей витебской точки МТС впервые обошел основного конкурента по числу собственных центров в Витебске (при соотношении 3 к 2) и в области (5 к 4) при том, что в Беларуси в целом соотношение 18 к 35 не в пользу МТС. Так что лидирующий по всем показателям на региональном рынке и во внутрикорпоративной иерархии оператора Витебский филиал МТС в очередной раз отличился. Спектр VAS МТС пополнился 13 декабря уникальным голосовым порталом "ТриЗвон" (короткий номер 475) с возможностью перенаправить на выбранный номер различный звуковой контент. 27 декабря открыт обмен MMS-сообщениями между абонентами МТС в Беларуси и абонентами МТС в России. VELCOM, в свою очередь, 27 декабря сообщил о долгожданном начале тестовой эксплуатации с 27.12 по 28.01 Интернет Службы Сервиса Абонента (ИССА) - МТС эксплуатирует собственный аналогичный Интернет-сервис с 17 декабря 2002 года, уже давно есть собственная ИССА и у DIALLOG. Для доступа к ИССА VELCOM необходимо оформить заявление в фирменном центре или у официального дилера. На этапе тестовой эксплуатации Интернет Служба Сервиса Абонента (ИССА) доступна абонентам VELCOM (кроме абонентов PRIVET) - физическим лицам, гражданам Республики Беларусь. Кроме того, VELCOM в конце 2006 года расширил территорию действия технологии EDGE, сделав в дополнение к Минску, Гродненской, Могилевской и Витебской областям, доступной ее в Гомеле и Бресте, а также в крупных городах Минской, Гомельской и Брестской областей: Пинске, Барановичах, Слуцке, Солигорске, Речице, Рогачеве, Жлобине и других. У МТС зона действия EDGE включает только часть территории Минска и областных центров.

БеСТ скоро станет третьим...

Некоторую часть декабрьских новых подключений "оттянул" на себя и начавший с ноября осваивать роль третьего игрока на рынке БеСТ. При сохранении темпов роста через два-три месяца оператор возьмет первую высоту и будет обслуживать уже больше абонентов, чем DIALLOG. И хотя качество абонентской базы БеСТ неизмеримо "хуже", оно, увы, неизбежное следствие более позднего старта. Декабрь для самого молодого белорусского оператора, был несколько более продуктивен, чем ноябрь. - Второй раз подряд обновлен собственный рекорд прироста базы (более ранний максимум в приросте фиксировался в марте 2006 года на уровне 3,5 тыс. абонентов). Впрочем, в декабре рывок в подключениях был сделан в последние десять дней.

Акция "наБери и говори" (с 6.11 по 28.02 большая часть тарифов на голосовые вызовы снижена в два раза) и сниженный с 10.11 до 5 тыс. руб. минимальный авансовый платеж продолжали действовать. Однако, даже в ноябре, в отсутствие действий конкурентов, они были способны влиять на подключения, лишь будучи усиленными. Ноябрьское "усиление" обеспечили отдельные дилеры, благодаря акциям которых "входной порог" при подключении к сети стал отрицательным, то есть сим-карта с 5 тыс. на счету доставалась абоненту в подарок. К декабрю такие акции были фактически свернуты, в связи с чем темпы подключений к БеСТ несколько снизились - на 19 декабря число абонентов оператора достигло 50 тыс., то есть подключалось менее тысячи абонентов в день. 12 тыс. подключились уже в конце декабря, когда последовал ряд новых объявлений. 18 декабря, как и ожидалось, объявлено о второй части акции, - двукратном снижении тарифов на SMS-сообщения до 18 января. Затем 21 декабря, началось тестирование всеми желающими GPRS с весьма льготными условиями (до 31 января - без ограничений в трафике при единоразовом платеже за услугу 5500 руб. без учета налогов). Дополнительно, с 26 по 31 декабря в трех авторизованных дилерских пунктах "Белтелеком" в Минске абоненты могли получить в подарок сим-карту "БеСТ" с уже зачисленными на нее 5000 рублей для разговоров. В результате число подключений к БеСТ по итогам декабря и превысило ноябрьский результат.

Что касается DIALLOG, оператор уже длительное время не объявляет о приросте абонентской базы. Декабрем датирована лишь информация о назначении новых руководителей. С 4 декабря, даты, когда свою должность покинул прежний руководитель компании Игорь Безрученок, по 11 декабря компанией фактически руководил ливанец Шарбель Жоржес Нахли, считающийся человеком голландского соучредителя СП. Затем ливанец стал заместителем генерального директора, а компанию возглавил Андрей Соборов, ранее работавший директором УП "ТелеМикс" холдинга "Белроссвязь" и специалистом Управления электросвязи профильного министерства. Тарифные нововведения месяца - ТП КартБланш от 6 декабря и снятие ограничений при подключении на ТП Зачет от 8 декабря, а равно включение в абонплату ТП "Скоростной Интернет" и ТП "Скоростной Интернет Плюс" дополнительного трафика (50 Мбайт и 150 Мбайт, соответственно) - на спрос не повлияли. Как и расширение в декабре зоны действия EV-DO и рост числа роуминговых партнеров.

Методика учета

Несомненно, решение о переходе на новую методику учета абонентов весьма непросто далось VELCOM, однако принять его, в силу очевидных причин, рано или поздно, было необходимо. Как пояснили в компании, новая методика "разработана в целях оптимизации используемых лицензионных, коммутационных, номерных и других ресурсов и соответственно снижения непроизводственных затрат." Открытым оставался лишь вопрос о дате. И хотя задача практически не имела стопроцентно правильного решения, из множества вариантов был выбран, как представляется, наиболее удачный - по итогам года и весьма удачного для оператора месяца. Согласно новой методике, "при подсчете числа абонентов не учитываются абонентские номера клиентов, которые независимо от суммы остатка средств на балансе не пользовались услугами компании более 180 дней и не расторгли договор об оказании услуг электросвязи стандарта GSM. Абонентские номера PRIVET удаляются из системы по прошествии 100 дней с момента последнего платежа, составившего от 5 и до 50 тысяч рублей. Освободившиеся номера будут предлагаться спустя 5 месяцев (150 дней) с момента прекращения их обслуживания."

Если вернуться к истории вопроса, то, до некоторых пор, хотя блокированные номера и не поступали в продажу, при объявлении числа абонентов VELCOM учитывалось лишь число активных абонентов, то есть работающих в сети или находящихся в блокировке не более трех месяцев и не заявлявших о расторжении контракта. Абонентами МТС считались и продолжают считаться пользователи с положительным балансом и абоненты, находившиеся в принудительной блокировке не более двух месяцев, не заявлявшие о расторжении контракта (то же правило распространялось и на абонентов ТП "Джинс-Классик"). 23 июля 2004 года МТС ввел тарифные планы "Джинс" без сроков действия платежей. Абоненты этих ТП переставали считаться активными даже при условии положительного баланса и отсутствия заявления о расторжении договора, если они не пользовались платными услугами на протяжении 180 суток. С ростом подключений на эти тарифные планы конкурента VELCOM оказался в менее выгодном положении, и без широкого объявления изменил практику учета абонентов. Январское же объявление восстановило статус-кво. Наименее жесткая политика учета абонентов сейчас у БеСТ - полугодовой с момента последнего пополнения счета период активного состояния и еще полгода - пребывание в блокировке до расторжения контракта.

Итоги года

Главным итогом года стало достижение примерного технологического паритета и примерного паритета по качеству связи основных конкурентов. Титанический труд технических специалистов и специалистов по развитию услуг привел к желаемому для МТС результату. 1010 установленных в течение года базовых станций в дополнение к имевшимся на начало 2006 года 1200 - практически двукратный рост. VELCOM в дополнение к имевшимся 1132 станциям установил "только" 536.

Лидерство МТС по числу абонентов и годом ранее было бесспорно (2,110 млн. против 1,885 млн., то есть 51,6% рынка против 46,1% у конкурента), сейчас же после корректировки абонентской базы VELCOM отрыв лидера от преследователя составил уже 605 тыс. абонентов при 53,8% рынка. Хотя следующий год также останется за МТС, - слишком уж велик гандикап, и, соответственно, эффект сети - конкурентная среда становится для лидера менее благоприятной и в целом ситуация еще далека от монополизации рынка. VELCOM, остающийся очень сильным игроком, сейчас на подъеме - при лидерстве по территории радиопокрытия, оператор является лидером по ценовому предложению для сегмента сельских потребителей. Таким образом, на вновь освоенных территориях VELCOM имеет шансы прочно закрепиться до появления там связи МТС. За абонентов крупных городов (с 2007 года - и более мелких) продолжает активно бороться набирающий обороты БеСТ, старающийся закрепить в сознании потребителей свое ценовое лидерство и репутацию новатора. - Ввод услуг передачи данных состоялся всего через год эксплуатации сети - работающие на рынке ранее конкуренты запускали эти услуги дольше. К сожалению, кроме того, что конкурентная среда для МТС в наступившем году стала менее благоприятной, приходится констатировать еще и рост политических рисков для оператора, имеющего российское происхождение.

Динамика роста проникновения:

Динамика роста проникновения

В целом, выросшее за год с 41,7% до 60,8% проникновение еще поле минимум для двух лет бурного роста. И хотя процентный показатель темпа прироста год от года снижается (как известно, лишь "от ноля" темпы "зашкаливают" - база БеСТ за год выросла на 15400%), в среднем в 2006 году база росла на 156 тыс. абонентов против 137 тыс. годом и 110 тыс. двумя годами ранее.

Андрей МОНКЕВИЧ


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY