Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Белорусские сотовые операторы | Коллаж: IT.TUT.BYВместе с тысячами сограждан «Белорусские новости» резонно задались вопросом, какого оператора выбрать. Мы обратились в головные офисы белорусских сотовых компаний, послушали менеджеров по работе с клиентами, сравнили перечень услуг и цены. А помочь нашим читателям с непростым выбором любезно согласился директор белорусского филиала компании «Евросеть» Алесь Мухин.
 
Первой «протестировали» компанию БеСТ. Для начала мы три дня честно пробовали дозвониться в справочную службу, но это оказалось неблагодарным занятием. Трубка однообразно твердила: «все операторы заняты, максимальное время ожидания — 7 минут».

Можно предположить, что в стране «БеСТ-бум» — и поэтому линии не справляются с нагрузкой. Ведь за последние несколько месяцев абонентская база компании пополнилась на 50 000 и достигла 88 000, причём 18 000 абонентов пришли в БеСТ в январе. Можно предположить, что справочная просто не работает или служба справки не справляется со своими обязанностями. В любом случае, оператору, претендующему на звание «народный» следовало бы выделить для справки хотя бы ещё одну линию.

Справедливости ради, скажем, что дозвониться в справочную других операторов тоже зачастую бывает затруднительно.

Итак, чем же сегодня привлекает новых абонентов БеСТ? Сотрудница головного офиса, рассказывая о преимуществах своей компании, отмечает «отсутствие абонентской платы, низкую стоимость разговоров внутри сети — от 25 рублей, на другие сети от 94 рублей, недорогие SMS-сообщения, наличие высокоскоростной услуги передачи данных GPRS». Однако все эти плюсы пока здорово нивелируются размерами зоны покрытия. В БеСТе утверждают, что связью охвачена территория, где проживает более 40% населения Беларуси, в том числе более половины городского населения. На деле сеть БеСТ действует пока лишь в Минске, во всех областных и некоторых районных городах, причём в столице «народный» надёжно «берет» лишь в пределах кольцевой дороги, а в метро связь вовсе отсутствует.

«БеСТ, на мой взгляд, никогда не будет первым, при условии, конечно, что не произойдёт ничего революционного, — отмечает Алесь Мухин. — Стать хорошим третьим у них есть возможность: впереди ещё порядка 40 % незаключенных абонентских договоров. Что касается способности обогнать других операторов, то у компании физически не хватит возможностей, так как большинство людей уже сделали свой выбор».

В офисе МТС пришлось отстоять в очереди: все операторы заняты. За время ожидания клиентов только прибавилось. Сразу бросается в глаза «полный корпоратив» компании. Создаётся впечатление, что здесь вкладывают приличные деньги в обучение и внешний вид менеджеров: все в деловых костюмах и при галстуке. Все готовы буквально часами рассказывать потенциальному клиенту о преимуществах компании.

Первое, на что обратил наше внимание менеджер, – «широкий выбор тарифных планов». После этого он несколько минут высчитывал для нас наиболее подходящий, исходя из потребностей и финансовых возможностей. Нарекания на «качество связи» выслушал внимательно и спокойно, после чего постарался опровергнуть наши сомнения, и звучало это достаточно убедительно. Закончил же он обработку потенциальных клиентов презентацией последних новостей МТС. Среди них: «более 3,3 миллионов абонентов», «рост количества базовых станций, а значит, и зоны покрытия», «доступность связи на станциях метро», «запуск услуги GPRS-роуминга» и так далее. В ответ на вопрос о безопасности связи для здоровья, сотрудник МТС парировал: «Безопасность обеспечивается не стандартом связи, а моделью телефона. Если он куплен неизвестно где, если он серый, тогда, безусловно, уровень облучения будет на порядок выше».

Интересно, что в офисе компании Diallog нас убеждали в обратном. Мол, уровень облучения зависит-таки от стандарта связи. По словам менеджеров, «компания предлагает безопасную связь и наиболее дешёвую линейку тарифов». Сразу несколько сотрудниц поочерёдно (возможно, из-за отсутствия в офисе клиентов) рассказывали о преимуществах стандарта CDMA. В частности, якобы, очень просто проверить телефон на вредность для здоровья: достаточно положить два аппарата разных стандартов возле компьютера и позвонить. При звонке с телефона GSM на компьютере появляются помехи, при звонке с телефона CDMA — отсутствуют.

Приводились и другие аргументы: «бесплатные внутрисетевые разговоры, низкая плата за Интернет-трафик, отсутствие в большинстве тарифных планов оплаты за передачу данных». Но при этом стоит учитывать отсутствие услуги роуминга в большинстве стран Европы и СНГ, достаточно скромную зону покрытия и небольшое количество абонентов (115 000, и лишь немногим более тысячи подключений за последний месяц).

Для сравнения, абонентская база VELCOM уже перевалила за 2 600 000, а в январе старейший GSM-оператор страны (8 лет на рынке) приобрёл более 25 000 новых клиентов. Вот и Алесь Мухин, говорит, что всем остальным операторам предпочитает «именно этого, так как в некоторых местах уровень проникновения этой связи всё же выше, чем МТС, хотя и ненамного».

Собственно, то же самое говорят клиентам в офисе компании: «мы предоставляем самое лучшее качество связи и большое покрытие территории». Это почти всё, что нам удалось вытянуть из менеджера. Девушка оказалась не очень разговорчивой, предложила «посмотреть на карту мест, где связь доступна, и взять прайсы». Мол, всё и так понятно написано — зачем тратить время на разговоры? На вопрос о своих главных конкурентах, компании МТС, сотрудница офиса VELCOM ответила «не знаю, сколько там у них базовых станций — мы за их новостями не следим». За своими, видимо, тоже, так как точное количество собственных базовых станций девушке тоже оказалось неизвестно. Возможно, она просто не посчитала нужным сообщать нам эту цифру. Такая «заинтересованность» клиентами и новостями компании, честно говоря, даёт пищу для размышлений.

Ведь когда на рынке работают четыре мобильных оператора, потребителю непросто сделать выбор. А значит, каждый делает ставку на разные аспекты бизнеса конкурирующих сотовых операторов. Для кого-то определяющими будут низкая стоимость звонков и широкий выбор тарифных планов, для других — имидж оператора, рекламные акции, качество связи и обслуживания, число дилерских салонов или то, какие сим-карты стоят в телефонах коллег и друзей.

Лично нам больше всего захотелось подключиться к сети МТС. В офисе очень внимательны к клиентам, компания постоянно прогрессирует, предлагает разнообразные услуги, имеет солидную абонентскую базу. Да и тарифный план каждому легко подобрать «под себя».

Вторая сим-карта в нашем телефоне была бы от компании VELCOM. Несмотря на неважное обслуживание (а может, нам просто не повезло?), всё же есть, как минимум, три аргумента «за». Широкое покрытие, проверенное качество связи и большое количество знакомых на VELCOM дорогого стоят.

Третье место в списке наших приоритетов занял Diallog, позволяющий почти бесплатно общаться с близкими людьми. Да и пользоваться Интернетом, и звонить на другие сети с телефонов Diallog достаточно недорого.

Что касается компании БеСТ, наверное, мы вообще не стали бы к ней подключаться, по крайней мере, пока. Ведь в границах города мобильный с картой БеСТ не намного отличается от радиотелефона, обеспечивающего соединение в нескольких километрах от базы. А за пределами крупных городов связь «народного оператора» пока остаётся делом перспективы.

Ну и, конечно, верный способ сэкономить на связи — подключиться сразу к нескольким мобильным операторам, выбрав при этом наиболее оптимальные тарифные планы. Только вот придётся таскать с собой сразу несколько трубок или постоянно «перекидывать» в мобильнике сим-карты. Если ради выигрыша десятка-другого долларов в месяц вы готовы терпеть некоторые неудобства — удачи! За год, таким образом, вполне можно собрать на новый телефон.

Лидия Семенкова, Дмитрий Копаль