Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Логотип SnGБезусловно, виртуальные развлечения с каждым годом всё активнее набирают обороты. Постепенно прогрессируют и белорусские киберспортсмены, и проекты, связанные с этим молодым видом спорта. О SnG.by и перспективах развития киберспорта в Беларуси мы пообщались с редактором сайта www.sng.by Егором "jess" Соколовым.
 
В чём, по-вашему, отличие киберспорта от других видов спорта? Стоит ли родителям отпускать детей в компьютерные клубы, или же, как некоторые пишут, надо "бороться с этой чумой"?

Киберспорт – это локомотив индустрии игр, он популяризирует сетевые игры меду людьми, показывает мастерство, которого можно в них добиться. Мы хотим представить игровую среду как среду общения и нахождения общих интересов, ведь количество пользователей Интернета растёт из года в год, чему я искренне рад. Выбирая между сломанным носом в реальных групповых потасовках, колотыми венами и виртуальным боем, мы хотим, чтобы подрастающее поколение выбрало последнее.

У компьютерных игр есть преимущества: они дают и азарт, и вымещение агрессии, приток адреналина. При этом они требуют точных рефлексов, недюжинной выдержки и умственной деятельности. Игры дают колоссальный комплекс ощущений, не требуя взамен так много времени и здоровья, как реальный спорт. Предупреждая возмущённые возгласы на тему вреда компьютера – найдите 30-ти летнего лёгкого атлета, боксёра, гимнаста… Конечно, есть исключительно безвредные виды спорта – но их минимум.

Спорт подразумевает максимальные нагрузки и травмы, а значит - и потерю здоровья. Тот «спорт» что направлен на улучшение здоровья, корректнее было бы называть здоровым образом жизни, или физической подготовкой, физкультурой. В киберспорте вред здоровью наносится несоизмеримо меньший, чем, например, в хоккее. Подумайте сами – самые упорные тренировки длятся 2-3 часа в день, неужели ваше чадо, имея компьютер, уделяет ему меньше внимания? При игре в команде подросток учится не жрать водку в подворотне и стрелять мелочь, а добиваться цели с единомышленниками, учится упорству, умению высказывать мнение и работать в команде – всё это очень важные в жизни навыки.

Конечно, всё хорошо в меру, и если ваш ребёнок сутками пропадает в компьютерных клубах – это серьёзный повод для беспокойства. Вам следует обратить внимание на увлечения подростка и компанию ребят, с которыми он общается. Главное не пытайтесь давить деньгами – ничего хорошего из таких методов не выходит.

Что вы можете рассказать о своём проекте, SnG.by?

Концепция нашего сайта очень проста, и может заключаться в следующем: «Максимум самореализации – минимум рамок». На данный момент концепция только начинает воплощение в реальность, но в будущем мы хотим видеть некий портал, где каждый может найти свою нишу, делать, читать, и писать то что хочется ему и только ему, и ограничивать только самыми общими правилами запрещающими клевету, нарушение свобод других участников и законов. Мы хотим создать портал-общество, где молодёжь могла бы действительно свободно общаться на любые темы, дать ту среду обитания любителям Интернета и игр, в которой им было бы максимально комфортно.

Что касается off-line проекта SnG.By, то степень моего знакомства с его главными лицами, Денисом и Женей, позволяет говорить, что они - порядочные, целеустремлённые, умные и приятные в общении люди, люди которые очень много работают. Они вкладывают себя в будущее, в развитие этого спорта; уверен, это принесёт заслуженные дивиденды. Кстати, всем скептикам относительно адекватности понятия "киберспорт": в Минске есть не один десяток команд постоянно тренирующихся и совершенствующих своё мастерство, проходят ежемесячные турниры. Официально или нет – вопрос, но неужели можно опровергать то, что эти люди - спортсмены? Если человек плывёт – он пловец, если слушает музыку – слушатель, если тренируется ради будущих побед – спортсмен.

Чем уникален данный проект?

Отношением команды к делу которым она занимается. Мы все любим своё детище, ещё больше мы любим пользователей - наших гостей и вообще всех, кто приходит на наш сайт. Несмотря на то, что фактически наша команда формировалась в течении последнего месяца-двух, у нас уже подобрались весьма занимательные и талантливые кадры. Для нас пишет, пожалуй, самый титулованный киберспортсмен Беларуси - Юра Микульчик aka «Keeper»; прекрасные статьи готовит разработчик софта Владимир «Voland» Лысый. Один из самых талантливых игроков в Counter-Strike – Евгений «Sias» Шульженко, ведёт для нас репортажи и предоставляет статистические и аналитические материалы. Особо хочу выделить наше дарование – Tisane. Когда оно у нас появилось, то робело при мысли о самостоятельном написании 3-х строчек, а сейчас уже вполне самостоятельно штампует новости.

Самый весёлый человек минской Couner-Strike тусовки также с нами - Сергей «Zida» Максимов ежедневно поднимает настроение если не удачной шуткой, что для него не редкость, то очередным перлом в новости. Однако главным движителем, мотором, столпом всей этой деятельности остаётся Антон «Добряк» Курьян, управляющий клуба «Тарантул». Хотя бы потому, что он один способен подготавливать литературные переводы статей, значительно более качественные, чем на большинстве русскоязычных порталов. Каждый из нас чувствует большую ответственность и старается делать свой кусочек работы максимально качественно. Мы искренне надеемся что у нас всё получится, и мы сделаем из sng.by портал друзей, где нету «администрации» и «пользователей», где все равны в правах и где есть то, чего так не хватает в нашем обществе – справедливости, доброжелательности, свободы, ценности проявлений личности.

Сейчас портал проводит национальный отборочный раунд на турнир ASUS Winter 2007 - что можно сказать вообще о серии ASUS Open? Как вы оцениваете шансы белорусских киберспортсменов?

Серия ASUS - это такой неофициальный чемпионат среди русскоязычных стран СССР. Солидные призовые, отличная организация, оплаченный проезд и проживание для победителей отборочных. Грех жаловаться – в этом году на Беларуси достались 2 квоты по Counter-Strike. Это столько же, сколько выделили Украине, несмотря на то, что наши апельсиновые соседи выступают в Москве куда удачнее. Также у нас имеется одна квота в дисциплине WarCraftIII: DotA. В дисциплине Counter-Strike нашу страну в России представят команды SnG.By и ULTIMO, по дисциплине WarCraftIII: DotA отборочный тур состоится 18 февраля.

Шансы? Хммм. Боротся будем за медаль, ну а задача-минимум – войти в восьмёрку.

Какими вы видите перспективы белорусского киберспорта? Российского, украинского?..

Думаю, что здесь стоит говорить об электронных развлечениях в общем, поскольку киберспорт – его неотъемлемая их часть. Перспективы электронных развлечений весьма радужны как в Беларуси, так и во всём мире. Известно, что выигрывают те, кто вкладывает в будущее.

Белорусский киберспорт развит не хуже российского или украинского. В абсолютном значении, в России конечно больше сильных игроков, но если даже таких игроков вдвое больше, то населения больше в 15 раз. Основная проблема России, на мой взгляд, в том что у российских команд нет духа. Они не привыкли побеждать, они не любят напрягаться, если игра не решает их дальнейшую участь.

Масса звёздных команд, таких как Virtus.pro, пребывают в плачевном состоянии по этой причине. Ведь хороший боксёр - это не тот, который может 1 раз в жизнь одолеть Майка Тайсона, и иметь 50 побед на 60 поражений. Стабильность - это ключ к успеху, но, к сожалению, в России с этим какие-то потусторонние проблемы. В целом по Москве киберспорт крепнет, уже все районы опутали провода локалок, где играются десятки матчей каждую ночь, но в то же время по России чахнет, потому что за садовым кольцом денег нет.

На Украине в CS по большей части играют в Киеве и Харькове. Всё это - несерьёзно, потому что, как сказал менеджер самой успешной украинской команды pro100 ZooM, "на Украине нет производителей заинтересованных во вложении бабок, а у буржуев нет возможности отслеживать свои вложения". В Харькове же всё держится на чистом энтузиазме. Ещё в "оранжевой державе" есть серьёзный варкрафтер HoT и серьёзный квейкер Hunter.

В Беларуси дела обстоят лучше, потому что всё ещё впереди и нет того болота, которое наблюдается у соседей. А главное, минчане как люди приятнее - они менее испорчены псевдосвободами олигархического общества, у вас не то что Собчак, у вас даже Рублёвки нет! :)

Белорусы более открытые, честные, простые. Больше думают, меньше зазнаются. Минск - не Москва, повезло.

Россия: будущее только в предельной коммерциализации, к сожалению, деятельность сегодняшних воротил этого направления не вызывает в этом сомнений.

Украина: надеюсь, в Харькове не иссякнет энтузиазм, а киевские команды наконец обретут постоянные составы, тогда, возможно, надежда есть.

Беларусь: всё в наших руках.

А что вы думаете о будущем киберспорта в мире?

В мире сейчас наблюдаются очень интересные процессы. Первая волна сетевых игр: Ultima, Quake, Counter-strike, Warcraft III и, конечно, StarCraft уже схлынула, а новая только только набирает обороты. Почти четыре миллиона пользователей LineAge II, миллион подписчиков EVE On-Line и девять с лишним миллионов подписчиков World Of Warcraft – новое поколение сетевых игр. Для киберспорта вторую волну начинает мод для WarCraft III – DotA и не совсем удачные попытки внедрить CS:Source(Counter-Strike 2), к которому теперь пытаются сделать так называемый ProMode. Реальнее и вероятнее всего, вторая волна начнётся с релиза StarCraft II, до которого остался год (не факт - прим. редактора), и возможно она продолжится пока что мифическим Severinity или какими-либо малоизвестными проектами. Возможно, Blizzard захотят сделать World Of Warcraft соревновательной дисциплиной, тогда киберспортом станет и он.

Егор, а вы сами давно в киберспорте?

Скорее, я не "в", а около; лавирую - получая удовольствие, нахожусь на той же дистанции от киберспорта на которой просто здоровый человек находится от спорта. Для меня спорт это прежде всего жажда победы и самоутверждения - своего рода алчность. Которой я лишён :) Играю в игры начиная с Quake1, серьёзно играл только в Quake2, потом был WarCraft, CounterStrike, DotA. Всего понемногу. Для меня игры - такое же развлечение, как для других - игра в бильярд. В какой-то момент, возможно, аналитический склад ума сделал из меня больше зрителя, чем игрока.

Как подключились к проекту Sng.by?

По роду занятий я гейм-дизайнер, давно и упорно пишу разнообразные тексты. Когда то давно, один мой друг, заметил что sng.by весьма перспективен и единственное чего ему не хватает – некой концепции, правильной политики и вектора движения. На тот момент у меня было видение этой концепции, а у SnG – желание развиваться. Один известный в Беларуси игрок, капитан команды Intacto – Agressor познакомил меня с нужными людьми и вот уже 3 месяца мы довольно плодотворно сотрудничаем.

Спасибо за интересную беседу, удачи вам и вашему проекту!


Нужные услуги в нужный момент