• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама

Юрист: официальной трактовки понятия "интернет-магазин" сегодня нет вообще


Владимир Несмашный | Фото: KOSHT.COMЧем меньше времени остается до 19 марта, тем сильнее ощущается нервозность среди владельцев белорусских интернет-магазинов. Пресловутое "Постановление №1161" послужило сигналом к началу нового этапа столь любимой отечественными бизнесменами ролевой законодательно-развивающей игры "Угадай последствия". При этом государство со всей ответственностью следит за тем, чтобы интерес игроков не угас раньше времени: получить конкретную информацию о "прохождении" в настоящее время почти невозможно.
 
Прокомментировать сложившуюся ситуацию, мы попросили директора юридической компании "Элайнс Груп" Владимира Несмашного.

- С чего начать процесс перелицензирования? Некоторые наши клиенты были и в ГЦБИ, и в исполкоме - конкретно никто ничего ответить не может.

- Процесс внесения изменений и в лицензию на розничную торговлю пока не предполагается особенно сложным, хотя основное время как всегда займет получение документов, необходимых для исполкома. В Мингорисполкоме действительно пока не дают никаких комментариев относительно нового порядка лицензирования - то ли ждут дополнительных рекомендаций Совмина по этому вопросу, то ли разрабатывают собственный внутренний документ, которым урегулируют вопрос выдачи таких лицензий. Относительно ГЦБИ - Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь - уже есть информация, которую можно назвать основополагающей с учетом того, что основная масса интернет-магазинов использует домены третьего и последующего уровней. Мы в свое время сделали соответствующий запрос в ГЦБИ, поскольку он занимается только доменом .by (первого уровня) и делегированием прав на домены второго уровня. Все дальнейшее - в руках владельцев таких доменов: ГЦБИ изначально не регистрирует домены третьего и последующих уровней. В ответе на наш запрос (письмо от 24.01.2007 № 020-02-85/96) ГЦБИ ответил, что документы для исполкома о владельце домена третьего и последующего уровней будут выдаваться на основании документов о регистрации субдоменов владельцами соответствующего домена второго уровня. Таким образом, сохраняют свою функциональность такие площадки как shop.by, tut.by и n1.by, активно размещающие магазины.

- Какой нужен набор документов?

- На сегодняшний день, исходя из правил, установленных Постановлениями Совета Министров Беларуси от 2 ноября 2005 г. № 1221 и от 8 сентября 2006 г. № 1161 владельцам интернет-магазинов следует делать следующее:

Юридическим лицам и предпринимателям - владельцам доменов второго уровня найти документы о регистрации своего домена в зоне .by и с этими документами обратиться в ГЦБИ за справкой для исполкома.

Если юридическое лицо или предприниматель разместили магазин на домене третьего и большего уровня - обратиться к собственнику домена второго уровня за документами о том, что соответствующий домен для магазина был зарегистрирован на такое-то лицо и после с этой справкой - в ГЦБИ за их подтверждением.
Тем, у кого домен зарегистрирован на гражданина, придется перерегистрировать доменное имя на субъект хозяйствования либо "оприходовать" домен иным способом, коих может быть несколько в зависимости от обстоятельств (впрочем, это вопрос не сегодняшнего разговора). Могу лишь добавить от себя, что государство, таким образом, вынуждает вводить доменные имена для торговых площадок в хозяйственный оборот, поскольку рассмотрение справок и документов, выдаваемых гражданином-владельцем домена все-таки довольно слабо смотрится на фоне общего серьезного подхода к интернет-торговле.

В случае если интернет-магазин расположен на серверах определенного хостера, не совпадающего с владельцем домена, стоит запастись справкой от хостера о том, что сайт интернет-магазина расположен на белорусском сервере.

Перечень документов для лицензии установлен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. № 1221, но каким он будет в конкретном, правоприменительном плане, мы узнаем только после 19 марта в исполкоме. Пока, к сожалению, приходится только предполагать - делиться размышлениями на данную тему государство с нами не хочет. Вообще хочу сказать, что Постановление №1161 вызывает слишком много вопросов, причем на часть из них ответить невозможно в принципе.

- До какого числа нужно пройти лицензирование?

- Этот момент урегулирован Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 - в лицензирующий орган документы необходимо подать в течение месяца с момента появления тех обстоятельств, которые повлекли необходимость внесения изменений в лицензию. Следовательно - подаем документы до 19 апреля 2007 года.

- Так, а все-таки, что подразумевает под собой понятие "интернет-магазин"?

- О, об этом вопросе можно говорить бесконечно. Свое видение я изложил сразу, написав подробный комментарий к Постановлению № 1161.

Исходя из понимания сущности магазина как объекта, можно сказать, что это место заключения договора розничной купли-продажи. То есть, говоря упрощенно, - место, где вы видите товар, его описание, где вы можете совершить действия, направленные на выражение вашего желания приобрести этот товар и, в идеале, можете его оплатить через онлайновую платежную систему. При этом с учетом белорусских реалий можно обойтись и без оплаты - достаточно изображения, описания и кнопки "заказать".

- А если исходить из официальной точки зрения?

- Официальной трактовки понятия "интернет-магазин" сегодня нет вообще. Более того, у государства и конкретных проверяющих органов есть серьезная проблема в понимании сути этого термина. В свое время представители минторга, выразили мнение, что простая страничка с указанием адреса реального магазина, где товар собственно и продается - уже интернет-магазин! Если принимать такую позицию как отправную точку - то размещение в Сети любой информации о продаже товаров: рекламная информация, баннеры, описание - это интернет-магазин со всеми вытекающими последствиями.

Недавно в Минске был просто вопиющий случай, когда налоговая инспекция наказала индивидуального предпринимателя, владевшего интернет-магазином.

Как известно, с каждой торговой точки предприниматель-единщик платит ставку единого налога. В случае если такая точка у него не одна - налог платится с каждой точки по полной ставке. Что сделали сотрудники налоговой? Они зашли на сайт поисковой системы и ввели в строке поиска электронный адрес магазина. Результатов поиска три - собственно сам магазин и две ссылки на него на разных форумах. Ссылки простые, вроде "А такой-то товар я купил тут - …", но работниками ИМНС каждая ссылка, обычная, простая гиперссылка, была квалифицирована как отдельный магазин!

В результате предпринимателю было вменено уклонение от уплаты 2 ставок единого налога - по одной за каждый "лишний" "интернет-магазин". Комментировать дальше не буду - сами попробуйте оценить последствия таких действий. Кто скажет, что на его магазин никто нигде не ссылается?

- Мда, а ведь есть такая штука, как допустим, кэш "Google", где даже удаленные ссылки могут храниться годами. Это ж какое раздолье для органов…

- Самое смешное, что ведь никто не против упорядочивания. Да, давайте будем цивилизованными, давайте будем играть честно и в открытую. Но, раз уж государство взялось упорядочивать деятельность в сфере электронной торговли, то стоило бы дать основные понятия, их значение, объяснить четко и доступно, что такое интернет-магазин и какими признаками он должен характеризоваться. Пока же в этом у нас, как обычно, полный разброд - никто ничего не знает. Юристы предлагают свои формулировки, основываясь на изначальном понятии "магазин" и "розничная торговля", однако их почему-то никто не желает слушать. Представители государства в этой части не только не видят проблемы, но, порой, кажется, что и не хотят видеть, а соответственно - помочь.

- Ситуация с интернет-магазинами могла бы измениться…

- …если бы для разработки законодательства и разрешения спорных ситуаций привлекались люди, знающие процесс "изнутри", имеющие соответствующий опыт. Мое личное предложение - организовать конференцию, определить ключевые проблемы, предложить свои законные, нормативно обоснованные пути их решения и выступить с предложением к официальным лицам государства рассмотреть их. Сильно высоко по властной лестнице забираться не придется - достаточно обратиться в министерство торговли, которое в силу прямого указания Совета Министров обязано принять меры для реализации новых правил торговли с использованием сети Интернет. Я первым готов подписаться к участию в конференции и прошу вас подумать над моим предложением.

Беседовала Елена Качановская


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY