Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Юрий Зиссер | Фото с сайта agentby.comВ субботу, 10 марта, компания «Надежные программы», оказавшая серьезное влияние на развитие Байнета, отметила свое 15-летие. За минувшие годы небольшая столичная фирма прошла путь от разработчика и поставщика банковского ПО до главного игрока на рынке интернет-рекламы Беларуси. Несмотря на то, что широкой общественности название компании не скажет ровным счетом ничего, именно «Надежным программам» белорусы обязаны появлением бесплатной электронной почты и информационного портала TUT.BY. О том, насколько тернистым оказался путь к успеху, «Ежедневнику» рассказал руководитель и владелец компании Юрий ЗИССЕР.
 
- Как появились "Надежные программы"? Как вы, советский инженер, решились начать собственный бизнес, пришлось ли в первое время об этом пожалеть?

- Я попал в бизнес поневоле, можно даже сказать, случайно. До фирмы никогда никем не руководил и предпринимательством не занимался, разве что репетиторством и написанием курсовых и дипломов. В 1990-91 гг. я работал программистом в кооперативе в городе Лангепасе Тюменской области Нижневартовского р-на Ханты-Мансийского АО, где вместе с командой минских программистов участвовал в автоматизации градообразующего предприятия - ПО "Лангепаснефтегаз", впоследствии получившего всем известное название "ЛУКОЙЛ" по первым буквам западносибирских городов: Лангепас-Уренгой-Когалым. Автоматизируя местный банк, я написал и внедрил удачную программу для обслуживания физических лиц для местного отделения Промстройбанка СССР. В те времена компьютеры стоили на порядок дороже программ, поэтому хозяин кооператива в ответ на предложение организовать тиражирование программ просто заявил нам, программистам: вам надо - вы и тиражируйте. Тогда мы все и пошли с нашими программами в 1991 году по городу Минску. В ВЦ Национального банка РБ мои программы похвалили и рекомендовали к внедрению белорусским банкам. Первые договоры на внедрение я заключал как физическое лицо по договору подряда. Банки косились на такую схему, но выбора у них на тот момент не было. Когда программа была установлена в десятке банковских отделений, я был вынужден открыть индивидуальное частное предприятие для организации обновления своей программы и сопровождения пользователей. Так 10 марта 1992 года и появилась фирма "Надежные программы", о чем я за 15 лет еще ни разу не пожалел.

- Удалось ли "НП" избежать проблем роста, становления, нехватки денег? Насколько нам известно, первое время в арсенале "НП" был всего один компьютер.

- В начале проблем не было. Находилась фирма у меня дома. Единственный с трудом приобретенный компьютер - ЕС-1841 - стоял в спальне. Днем на нем работал первый штатный программист фирмы Дима Лившиц, а я бегал по банкам. Вечером я сменял его за компьютером. Пока наш главный бухгалтер училась на курсах, я печатал платежки и ведомости на зарплату сам. Денег хватало, и на первое же поступление мы заказали рекламу в газете "Известия" и сделали почтовую рассылку, после которой появились новые внедрения в России.

- С кем был заключен первый крупный контракт в истории "НП"?

- Договор на несколько установок банковской программы ("Программа 35") с Управлением Белпромстройбанка по Минской области в апреле 1992 г.

- Приходилось ли "НП" сталкиваться с нечестной конкуренцией, промышленным шпионажем?

- Такие вещи на узких вертикальных рынках случаются постоянно. Под нечестной конкуренцией я понимаю демпинг и коррупцию. С демпингом встречаться приходилось. С коррупцией - редко (раз в несколько лет), но тоже бывало. Что же касается промышленного шпионажа, а проще говоря - копирования, то сегодня
в таких сферах, как программирование и особенно интернет-бизнес, копирование - ведущий способ совершенствования продукции предприятия. Бери и копируй! Одних клонов TUT.BY вон сколько. Да и из наших банковских программ конкуренты заимствовали все лучшее, чтобы банки их не "сняли", заменив на наши.

- Насколько изменилось отношение к программированию в обществе за последние 15 лет?

- За ним - великое будущее. Посмотрите хотя бы на попытки расшифровки генома: собственно, хромосомы и содержат программы развития всех живых существ на Земле.

- Что заставило вас отказаться от основного для "НП" бизнеса (банковские системы), оставив в активе только "вспомогательный" TUT.BY? Почему бизнес был продан именно Софтклубу и можно ли сейчас огласить стоимость сделки?

- На этом рынке стало слишком тесно. В последние годы направление банковских систем хоть и было прибыльным, но маржа была небольшой. К моменту продажи этого бизнеса обороты по TUT.BY вчетверо превышали обороты по банковскому направлению. Продолжать упорствовать без видимой отдачи смысла не было.

Продажа этого направления прямому конкуренту позволила нам сосредоточить силы на TUT.BY, и мы довольны этой сделкой. СофтКлуб тоже выиграл, заполучив наш рынок и таким образом избавившись от главного конкурента в области розничных технологий. Впрочем, сменили же основной вид деятельности такие известные фирмы, как 130 лет пилившая древесину Nokia и 60 лет выпускавшая измерительные приборы Hewlett-Packard. Чего же нам стесняться? Тем более что мы как работали в сфере информационных технологий, так и продолжаем в ней работать.

- Нет ли у вас желания возродить "НП" в его первозданном виде, например как Google, выпускать сопутствующий интернет-бизнесу софт?

- Тиражируемый софт (если это не какая-нибудь бухгалтерия со спецификой местного розлива) нужно делать не для "здесь", а для "там". "Здесь" это пока никому не нужно, а когда лет через 5-10 потребуется, "там" этого уже будет выше крыши, и конкурировать с "там" будет невозможно.

- Почему с рынка "банковского софта" ушли практически все белорусские компании?

- А сколько нужно таких компаний на 30 банков? В принципе, одной-двух хватит, ведь есть еще российские и международные.

- Сейчас что-нибудь связывает "НП" с разработкой софта? Какие направления в области разработки софтверных продуктов вам интересны?

- На днях мы создали новое предприятие "Релсофт" и все проекты разработки ПО переносим в него. Согласно нашим планам, это предприятие должно стать резидентом Парка высоких технологий.

- Как вы оцениваете нынешнее положение "НП", планирует ли фирма развиваться, путем, например поглощения мелких компаний?

- У нас действительно появились планы вырасти за счет приобретений. Однако недружественное поглощение перспективной ИТ-компании не ведет ни к чему хорошему. Из-за конфликта корпоративных культур коллектив деморализуется. Первым уходит бывший хозяин или директор, потом увольняются лучшие люди, мозговой центр. Пользователи пачками мигрируют на продукцию конкурентов, после чего основным активом становится оборудование, которое без "мозгов" ничего не стоит. В результате получается пшик, пустая трата денег и уничтожение продукта. Пресса полна подобных рассказов даже в отношении самых известных, крупных, лучших мировых ИТ-компаний. Нам такого не надо, это не способ поднятия стоимости нашего бизнеса.

Вот почему мы решили действовать путем приобретения небольших долей в молодых перспективных интернет-компаниях и командах, которым пока не хватает опыта, денег, известности, рекламодателей, а владельцам, например, жилья - одним словом, всего, чем сейчас обладаем мы и готовы поделиться с пользой для нового проекта. Смысл объединения в том, чтобы вместе зарабатывать больше, чем порознь. Ведущим становится умение наладить взаимодействие команд и владельцев, а это требует известных человеческих и душевных усилий. Необходимо установить атмосферу полного личного доверия друг к другу, чтобы работать вместе, одной командой. Мы уверены, что при обоюдном желании этого
можно добиться.

- Предлагали ли вам продать «НП»? Не интересовались ли фирмой такие крупные компании, как Яндекс, Гугл?

- Да, последние полтора года теребят потенциальные инвесторы. Причем все они крупные, серьезные, зарубежные (из трех разных стран) и специализируются именно на интернет-компаниях и телекоммуникациях. Только к нам обычно прицениваются не сами интернет-компании или медиамагнаты, а те инвестиционно-управляющие фонды (investment management funds), которые ими владеют. Ведь в зарубежных интернет-компаниях менеджмент обычно владеет лишь небольшими долями, а большая часть акций или долей этих компаний давно распродана и распределена между различными инвестиционными фондами. Пока интерес инвесторов к нам невелик, поскольку им обычно неинтересно возиться с суммами менее 10 млн. долл. Мы для них слишком малы, да и страна тоже (один из них, владеющий двумя крупнейшими российскими порталами, в письме так и написал: «Поздравляю! У Вас отличная компания! Но, выражаясь словами героини Фаины Раневской из кинофильма "Золушка", "жаль только королевство маловато - разгуляться негде"). Что же касается отечественных инвесторов, то их, видимо, еще попросту не существует (либо они, следуя советам Уоррена Баффетта, вкладывают в то, в чем разбираются – например, в ресторанный бизнес).

- Какова приблизительная стоимость НП? Капитализация брэнда?

- Для оценок стоимости бренда используются стандартные методики: сравнительный анализ с аналогичными проектами, цена которых известна; оборот со среднерыночным для отрасли мультипликатором; прибыль с мултипликатором. По нашим расчетам с использованием указанных методик стоимость TUT.BY (без программирования и без хостинга) в его нынешнем состоянии составляет 5-6 млн. долл. Впрочем, мы и не торопимся продаваться, поскольку с каждым годом инвесторы будут предлагать больше. Это что касается TUT.BY. Ну, а бренд «Надежные программы» не стоит ничего, поскольку сам по себе мало кому известен, под ним оказываются другие услуги.

Александр НИКОЛАЙЧУК


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-10%
-10%
-40%
-50%
-50%
-40%
-30%
-10%