Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Антон Грекович | Фото предоставлено А. ГрековичемБелорусский интернет не избалован интересными сервисами. Потому внимание к запуску каждого нового особое. А когда этот сервис делает известная студия – интерес особенный, профессиональный. Существует огромный разрыв между пониманием интернета специалистами рынка и обычными пользователями. Потому простота реализации идеи – решающий фактор в успехе массового сервиса. К примеру, сейчас практически невозможно представить себе современный интернет-проект, который бы не использовал элементы Web2.0 – «выплывающие» фреймы, обновление информации без перезагрузки и т.п. Однако обычный пользователь может и не замечать таких функциональных «украшений». Так, едва ли вы заметили, что Livejournal недавно добавил значительное количество Web 2.0 элементов в дизайн собственного сервиса блогов. Новый сервис фотоблогов, о котором пойдет речь в интервью, является одним из первых подобных проектов в стране.
 
Fotoblog.by выполнила известная белорусская веб-студия. Они являются разработчиками сайтов обоих крупнейших мобильных операторов страны, сайта мемориала Хатынь, первой версии портала www.tut.by (посмотреть эту версию на webarchive.org). Победители, как водится, всех премий белорусских профессиональных конкурсов. Наша беседа с Антоном Грековичем – руководителем студии, рассказывает о процессе сложной реализации проекта, который получился легким, задорным, и, что очень важно, удобным и простым для использования.

– Антон, расскажите, пожалуйста, о целях этого ресурса.

www.Fotoblog.by – это мобильный фотографический журнал. Фотоблог позволяет людям выражать свои эмоции, чувства и мысли через мгновенные фотозарисовки. Общаться, находить друзей и узнавать что-то новое, чего бы ты никогда не узнал без этого сервиса.
Если говорить совсем глобально, то в основе проекта находятся самовыражение, коммуникация и информация.

Но следует опуститься и до уровня функциональности – мы создали современный сервис. С возможностью публикации фотографий с любого устройства – от мобильного телефона с камерой и КПК до любого персонального компьютера, подключенного к интернету. И к этой основной функциональности добавлены элементы обратной связи: возможность обсуждения фотографий и рейтингование комментариев, возможность объединения в ленты друзей, система голосования, RSS-ленты как конкретного пользователя, так и общая, всего проекта. Выборки по рубрикатору, ключевым словам. Внутренняя система почты и т.п.
Отдельно выделю возможность автоматической трансляции фотографий пользователей фотоблога в www.LiveJournal.com – самый популярный блог-сервис. У бесплатной версии аккаунта в Livejournal публикация картинок – это слабое место. Наш сервис позволяет значительно упростить процесс иллюстрирования вашего «живого журнала».

– На ваш взгляд, кому будет интересен этот сервис?

– Предполагается, что сервис в первую очередь заинтересует молодую и активную аудиторию – школьников и студентов, ну и, конечно же, офисных работников. А вообще, наши пользователи – все, у кого есть желание увидеть жизнь вокруг другими глазами.

Как было выбрано такое оформление? Вероятно, дизайнеры предлагали несколько вариантов?

– Естественно, эскизов было несколько, вариантов пять, я думаю. Все в разном стиле. Потоптавшись возле лаконичных, но довольно бездушных веб-два-нульных (Web2.0) эскизов, почесав затылок над монументальными набросками, в работу была отправлена идея с рабочим столом, на котором и создается фотоальбом. Отсюда и такие забавные элементы как кнопки, скрепки, ножницы и так далее.



– Но ведь в любом случае, ваш сервис использует элементы Web2.0…

– Правильней будет сказать, что веб 2.0 – это концепция интернета, реализованная с помощью некоторых технологий. Все эти технологии нацелены на то, чтобы всем пользователям было удобно принимать и отправлять информацию в коллективный разум и, конечно же, общаться. К примеру, используя AJAX можно менять данные на странице без ее перезагрузки – это очень удобно для пользователя, и, конечно же, разработчики не перестанут использовать эту технологию. Модным, а следовательно скоротечным, можно назвать стиль дизайна большинства сайтов веб 2.0, в которых почти не используются декоративные детали, чтобы не отвлекать от главного – содержания. Но, думаю, людям скоро наскучат аскетичные интерфейсы и стеклянные логотипы с отражениями, и дизайнеры опять начнут вводить легкий декор.

Веб 2.0 – это такая икона, на которую сейчас молятся все участники нового бума доткомов. Особенно на западе, где венчурные инвесторы, как и семь лет назад, встают в стойку при слове «интернет-стартап».
Наверное, самый ключевой момент этой концепции заключаются в использовании коллективного разума.
Мы получили возможность слышать, видеть и читать каждого, кто захочет нам что-то сообщить. Любая информация получает статус высшей ценности, а сайты новой эпохи интернета занимаются тем, что упорядочивают и агрегируют ее. Причем силами все того же коллективного разума, потому что одна голова хорошо, а несколько миллионов – лучше.

Сайты, построенные на основе этой концепции, дают пользователям уникальную возможность встроиться в коллективный разум планеты и тут же подпитать его новой информаций. К примеру, www.Fotoblog.by дает мне теоретическую возможность узнать, как выглядит сенокосилка в деревне Прудники, или какая сегодня прическа у симпатичной химички в какой-нибудь гимназии города Гродно. И если завтра под Бобруйском приземлится НЛО, то, скорее всего, первыми об этом узнают пользователи сайта www.Fotoblog.by. По-моему, это замечательно.

Веб 2.0 – это такой интернет с человеческим лицом, если угодно.

– Как будет развиваться www.fotoblog.by? После интеграции с Livejournal, которая уже есть, стоит ли ожидать, к примеру, интеграции белорусскими блог сервисами вроде inf.by или новыми блогами tut.by?

– Список "to do" (к действию) довольно внушителен и постоянно растет. В ближайших планах: пользователи получат возможность выбираться схемы дизайна для оформления своих фото-дневников, создавать комьюнити по интересам, появится рейтинг лучших пользователей и прочие приятные дополнения. Также планируется проведение конкурсов и викторин, розыгрыши призов и, если найдем спонсоров, раздача слонов.

Интеграция с белорусскими блогхостингами выглядит перспективной. Вообще, интеграция – это очень хорошо и полезно, в этом витамины.

– Байнету не хватает сервисов?

– Байнету в первую очередь не хватает дешевого и быстрого интернета. Эта проблема тормозит темпы развития. Простой пример – вот сейчас я рассказываю о первом белорусском фотоблоге, а если бы у всех дома лежал кабель на 2 мегабита с неограниченным трафиком за 20 долларов, то я бы сейчас вам рассказывал о чем-нибудь типа видеофильмы по запросу. Конечно, это все будет и в байнете, но мы, к сожалению, опять отстаем.

В каком ключе будет происходить развитие белорусского интернета, гадать особо не нужно. Вряд ли мы пойдем каким-то другим путем, кроме как вслед за всем остальным интернетом. Достаточно посмотреть на рунет, и с некоторой точностью сказать, что будет в Беларуси через 3-4 года. Однако, у нас есть свои национальные особенности, связанные с законодательством. Например, сайты знакомств в нашей стране фактически вне закона и, по-моему, уже все закрыты. Зато нет цензуры, как в корей– или чайнанете.
Владельцы проектов будут и дальше удовлетворять возрастающие потребности пользователей. А пользователь хочет, чтобы всё, всегда и везде было под рукой, чтобы было удобно, оперативно и на понятном языке. Эта задача имеет два решения: первое – построить все-в-одном и завлечь туда пользователя – модель тут.бай. Второй – построить все тоже самое, только у пользователя дома, чтобы он не тратил лишние силы и драгоценное время – это модель всевозможных агрегаторов.

– То есть вы считаете, что развитие пойдет по пути «личных порталов»?

– Я думаю, это общемировая тенденция. Смысл в том, чтобы у каждого был свой тутбай и каждый был его главным редактором. И современные технологии позволяют это сделать. Поэтому порталов в их нынешнем виде не будет, они обязательно видоизменятся – грубо говоря, из гипермаркетов превратятся в набор бутиков, где все продавцы будут знать вас в лицо и доставлять вам информацию, товар или развлечения по вашему запросу. При этом пользователь сможет удобно встроиться в эту социально-экономическую систему, использовать ее ресурсы и производить новые. То есть золотой век интернета еще впереди.
Но самое интересное начнется лет через 20-30, когда люди научаться вживлять микропроцессоры себе в мозг и эмулировать любые чувства. А потом люди научатся синтезировать свой ДНК из электронной копии, и, следовательно, получат возможность размножаться через интернет. Вот это будет по-настоящему интересно и захватывающе. Называться будет «Веб восемь с половиной» или что-то вроде того. Нет, я не поклонник фильма братьев Вачовски, но отрицать это невозможно – некоторые из нас увидят Матрицу живьем ;)

Спасибо за беседу :)

Артем Герасимович


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-80%
-30%
-25%
-35%
-64%
-10%
-20%
-50%