Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Волоконная оптика | Фото с сайта armo.ruНеискушенные потребители любых продуктов или услуг в последнее время все чаще и чаще становятся жертвами несложных маркетинговых приемов. Зачастую, чтобы продать товар на высококонкурентном рынке, продавцы иногда безосновательно представляют его уникальным. Информационные технологии – не исключение. Часто интернет-провайдеры ошарашивают потребителя термином "внешний канал", чтобы продемонстрировать свою технологическую мощь и даже превосходство над конкурентами. Однако не все понимают, что же означает этот термин.
 
Сегодня суммарная пропускная способность "внешних каналов" Беларуси составляет 1,8 Гбит/с. Для сравнения: в 2001 году ширина "внешнего канала" была всего 16 Мбит/с! Такие темпы роста вызваны как тотальной "интернетизацией" экономики страны, так и всплеском широкополосного доступа в частном
секторе.

Фактически и юридически все "внешние каналы" принадлежат только национальному оператору – РУП "Белтелеком", которое является монополистом всех магистральных линий, связывающих Беларусь с зарубежными интернет-операторами. Монополия РУП "Белтелеком" на "внешние каналы" связи закреплена в законе об электросвязи, статья 44: "Национальный оператор электросвязи – оператор электросвязи, на которого Министерством связи и информатизации Республики Беларусь возлагаются функции по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на всей территории Республики Беларусь и который имеет исключительное право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств".

Это значит, что все остальные белорусские операторы передачи данных могут приобретать доступ непосредственно у РУП "Белтелеком" либо у провайдера "Деловая сеть", соучредителем которого является "Белтелеком ". "Деловая сеть" – единственный коммерческий провайдер, которому согласно лицензии разрешено перепродавать интернет-канал другим операторам передачи данных. Естественно, "Деловая сеть" покупает свой канал также у РУП "Белтелеком" и является на сегодняшний день самым крупным и фактически единственным "оптовым" покупателем "внешнего канала". По информации, распространяемой
самой "Деловой сетью", на сегодня суммарная ширина их "внешнего канала" составляет 155 Мбит/с. Однако в этой информации не указывается, кто еще делит этот канал вместе с ними. По неофициальным
данным, через "внешний канал" "Деловой сети" работают такие операторы связи, как ADSL.by, Соло, Авилинк, Velcom и другие.

Вторым по величине крупным покупателем у "Белтелекома", который открыто публикует информацию о пропускной способности своего "внешнего канала", является "Атлант Телеком" – 70 Мбит/с. Он так же, как и все остальные операторы передачи данных, продает интернет только конечным пользователям. Другие операторы не раскрывают данных о ширине своего канала.А так ли важен для конечного потребителя показатель величины канала провайдера и отражает ли он качество предоставляемых интернет-услуг? На эти вопросы мы попросили ответить системного администратора унитарного
предприятия: "Наш бизнес во многом зависит от доступа в интернет. Мы используем в своей деятельности достаточно широкий канал – около 1 Мбит/с, покупая его у одного из известных коммерческих провайдеров. И используем этот канал весьма плотно. Что касается "внешнего канала
", то, на мой взгляд, уместно процитировать президента Линкольна. На вопрос "Интересно, какой длины должны быть ноги нормального человека?" он мгновенно ответил: "Чтобы доставали от туловища до земли"… Меня не интересует ширина "внешнего канала" провайдера до тех пор, пока я не почувствую, что не получаю той пропускной способности собственного канала, за которую плачу деньги. Как только провайдер не сможет обеспечить необходимую мне скорость, я сразу сменю его. И мне неважно, какой у него "внешний канал" – 15 мегабит или 155
".

Одним словом, для конечного потребителя показатель величины канала косвенный, означающий cтабильность и известность провайдера. Качество же услуг зависит не столько от пропускной способности "внешнего канала", сколько от того, насколько своевременно провайдер расширяет свой канал, реагируя на его загрузку своими абонентами, что является конфиденциальной информацией каждого оператора передачи данных.

Еще один момент, который стоит осветить, – качество услуг, приобретенных конечным пользователем у "первичного", "вторичного" или "третичного" провайдера. Этот вопрос мы попросили прокомментировать технического директора одного из провайдеров: "Качество услуг в общем случае у всех провайдеров – "первичных", "вторичных" или "третичных" – практически одинаково, так как оборудование у всех идентичное. Вся разница для клиента состоит лишь в том, что чем больше эта цепочка, тем больше вероятность появления сбоев в одном из ее звеньев. Иными словами, клиенты "первичного" провайдера ощущают сбои только своего провайдера, тогда как клиенты последующих могут ощущать проблемы, cвязанные со сбоями как своего оператора, так и его апстрим-провайдера. Вот и вся разница".

Анатолий ТРОФИМОВ


Нужные услуги в нужный момент