Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Доллары | Автор фото неизвестенВ IT-сообществе бродят смутные слухи о скором и резком повышении налога с продаж компьютерной техники—и те, кто знает больше, неопределенно разводят руками, а те, кто меньше, подсчитывают, сколько не хватает, чтобы спешно купить давно облюбованную видеокарту или монитор. Возникает целый ряд вопросов: чем это грозит, что делать и кто виноват? Журнал «Мой Компьютер» решил прояснить ситуацию…
 
Налог с продаж товаров в розничной торговле относится к местным налогам—тем, которые устанавливают местные органы исполнительной власти (например, районные или городские). В соответствии с законодательством Республики Беларусь, плательщиками такого налога являются, в частности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю. Исключение составляют индивидуальные предприниматели (ИП), которые платят единый налог, а также ИП и организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Подавляющее большинство ИП (около 90%), осуществляющих розничную торговлю компьютерной техникой, уплачивают именно единый налог, а значит, не платят налог с продаж.

На разные группы товаров назначается налоговая ставка от 5% до 15%. В 2006 году налог с продаж на компьютеры, компьютерные комплектующие, мобильные телефоны и услуги мобильной связи в Минске и Минской области составлял как раз 5%, в остальных регионах республики—до 15%. Согласно решению Минского городского Совета депутатов о бюджете города Минска на 2007 год от 30 декабря 2006 г. №278, теперь налоговая ставка налога с продаж на всю компьютерную и мобильную технику (комплектующие, мониторы, принтеры и т.д.) устанавливается в размере 15%. Правда, на компьютеры, произведенные в РБ (к коим относятся все системные блоки, произведенные на территории Беларуси, из комплектующих), остается на уровне 5%.

Вроде бы принятие властями такого решения должно было привести лишь к повышению цен в розничной сети на соответствующие товары в Минске и области на 10% и сравнять в этом отношении регион с остальной частью страны. Однако существует одно «но»… С учетом изменений от 29 декабря 2006 г. №760 в Указе Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» с 1 апреля 2007 г. такие группы товаров, как холодильники и морозильники, стиральные машины, телевизионные приемники цветного и черно-белого изображения, персональные компьютеры, ноутбуки, их составные части и узлы, мобильные телефоны и др. исключаются из перечня товаров, облагающихся единым налогом. А значит, облагаются налогами на общих основаниях. Заметьте также, что плательщикам единого налога не обязательно иметь документы о приобретении товара (допустим, ввезенного из РФ): если их нет, просто выплачивается НДС в виде фиксированной суммы, равной двум ставкам единого налога. (применительно к компьютерному сегменту в среднем выходит 150-300 евро с одной розничной точки, в зависимости от ее площади). Тем, кто платит налоги на общих основаниях, — обязательно. К тому же IT-товар, который поставляется из третьих стран через Российскую Федерацию предпринимателями, выплачивающими единый налог, не подлежит таможенному оформлению и не облагается таможенной пошлиной.

Таким образом, получается, что цена на ввезенный товар должна увеличиться в среднем на 35%. И нет никаких сомнений в том, что эта «разница» ляжет грузом на плечи не кого иного, как конечного потребителя. Кстати, юридические лица, приобретающие компьютерную технику, произведенную за пределами РБ, по безналичному расчету, не платят налог с продаж, следовательно, разница в цене для них и розничных покупателей составит как минимум 15%. Вышеуказанный закон имеет и еще одно последствие: вступление его в силу не лучшим образом скажется на разнообразии ассортимента. Если прекратятся поставки из России, нашим компаниям придется обратиться к белорусским дистрибьюторам, а выбор у них, конечно, несоизмеримо меньше, чем у российских коллег. Конечно, у многих уже возникала мысль о том, что, мол, придется ходить исключительно по интернет-магазинам, где цены предположительно останутся на прежнем уровне. Однако ужесточение правил работы виртуальных магазинов заставляет усомниться и в этом. Теперь каждая такая точка должна иметь лицензию на розничную торговлю, развозную торговлю либо торговлю по образцам, а также в обязательном порядке опубликовывать реквизиты юридического лица. Следовательно, государству станет легче контролировать легальность интернет-магазинов.

Мы очень надеемся, что данные меры будут способствовать выходу компьютерного бизнеса в правовое поле, развитию цивилизованной розничной торговли. что они защитят потребителя от приобретения недоброкачественных товаров. Хотелось бы, чтобы изменившийся баланс сил привел не только к обострению ситуации на IT-рынке, но и к усилению роли отечественных дистрибьюторов, расширению ассортимента товара, представляемого ими, а также к привлечению внимания крупных вендоров к белорусскому рынку.

Cправка

С 1 апреля 2007 года формула, по которой будет производиться расчет цены на товар, будет выглядеть так: контрактная стоимость товара + транспортные расходы (оба слагаемых существовали и ранее) + таможенная пошлина и таможенное оформление (5%) + НДС от заявленной стоимости товара (18%) + торговая надбавка согласно конъюнктуре рынка (5-20%) + налог с продаж (15%).



Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-40%
-20%
-30%
-20%
-20%
-55%
-20%
-50%
{banner_1133}