СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Объем белорусского рынка мобильного контента составил 2 млн. долл.


VAS услуги | Изображение с сайта www.krasnoyarsk.bizБелорусский рынок сотовой связи делится на две категории участников: сотовые операторы, чье процветание целиком и полностью зависит от количества пользователей, и компании, предоставляющие им свои услуги по передаче контента, — так называемые «операторы для операторов».
 
Фирмы, предлагающие пользователям сотовой связи закачать в свой мобильный новую мелодию звонка, картинку или видеоролик, в отличие от сотовых операторов не выпячивают свои торговые марки. Они предпочитают рекламировать свои услуги, а не бренд. Мелодии для мобильных телефонов лишь один из видов дополнительных услуг мобильной связи (VAS). В целом на сегодняшний день VAS считается наиболее перспективным общемировым направлением рынка мобильной связи, поскольку голосовые услуги во многих странах подошли к границе насыщения. Но это не влияет на рост доли контентных услуг (закачка мелодий, картинок, информации и т.п.). По мнению директора компании «SPN-Digital» Николая Дмитриева, по развитию VAS белорусский рынок отстает от российского примерно на 1—2 года, от западноевропейского — на 3—4 года. «В то же время спрос на мелодии для мобильных телефонов велик и продолжает расти», — уверен эксперт.

Объем белорусского рынка мобильного контента на конец прошлого года, по некоторым оценкам, составил около $ 2 млн. К примеру, российский рынок давно перешагнул рубеж в $ 60 млн., а его украинский собрат составляет около $ 13 млн. Впрочем, такая расстановка сил объяснима. По данным экспертов компании «J&P», в 2006 году в России насчитывалось 180 мобильных контент-провайдеров, в Беларуси же их всего около полутора десятков. Подписав соглашение с правообладателями, они реализуют контент посредством операторов мобильной связи, практически не занимаясь собственными разработками.

Кстати, еще 3 года назад рынка мобильного контента в Беларуси не существовало вообще. Только в 2004 году на него вышли сразу пять провайдеров (www.333.by, www.on.by, www.hi.by, «Первый музыкальный телеканал», «Радио Би-Эй»). Сегодня же к числу компаний, предлагающих загрузить на мобильный телефон новую мелодию звонка, картинку, игру или анимацию, присоединились и другие фирмы, в том числе и сотовые операторы. Однако рыночный «пирог» разделен более чем неравномерно — около 60 % рынка принадлежит двум лидерам. Но расстановка сил уже в ближайшее время может существенно измениться — на белорусский рынок планируют выйти сразу несколько крупных российских операторов.

По некоторым данным, рынок мобильного контента ежегодно удваивается. И это не предел, поскольку перечень услуг, предлагаемых контент-провайдерами, постоянно расширяется и обновляется. Это напрямую сказывается на активности абонентов сотовой связи. Как отмечает директор компании «Стримлайн» Владислав Герчиков, количество обращений к сервисам компании в пиковые часы превышает 100 запросов в секунду. Хотя обычно активность абонентов в 5—6 раз меньше.

Операторы, работающие в Беларуси, равно как и многие музыкальные исполнители, без особого энтузиазма делятся информацией, которая связана с доходами от рингтонов, что заставляет сомневаться в величине отечественного рынка мелодий для мобильных телефонов.

Традиционно считалось, что мобильный контент предоставляет ограниченный перечень услуг: картинки, мелодии и java-игры. Однако в последнее время этот список расширился услугами, которые раньше относились к категории дополнительного сервиса мобильных операторов. Сейчас мобильный контент условно разделяют на несколько категорий. Первая — это развлечения и персонализация, вторая — интерактивные услуги, включающие в себя общение и знакомства, интерактивные SMS-игры, викторины. К третьей относят так называемый информационный контент (подписка на информационные каналы, разовые запросы информации). И последняя категория — это медиа­проекты (совместные с радиостанциями и прессой). Некоторые белорусские специалисты относят к отдельной категории мобильный контент-маркетинг, а также банкинг (осуществление платежей, управление счетами). Основной рост и, соответственно, доля доходов приходятся на первую категорию мобильного контента. По некоторым оценкам, операторы, работающие в этом направлении бизнеса, в 2005 году сообща заработали около $ 1,5 млн.

Недавно по заказу контент-провайдеров было проведено исследование с целью выяснить, какие категории населения чаще всего закачивают в свои телефоны мелодии и картинки по SMS-запросам. Оказалось, что больше остальных этим «балуются» школьницы 9—11-х классов. Как показывает статистика, после школьниц старших классов наиболее активно интересуются мелодиями молодые женщины в возрасте 25—35 лет. Наиболее «безнадежная», с точки зрения продавцов мобильного мультимедиа, категория пользователей — мужчины 20—40 лет. По словам Николая Дмитриева, развлекательным контентом сегодня регулярно пользуются не более 10—15 % мобильных пользователей, что вполне достаточно для развития рынка VAS.

Чаще всего контент-услуги предоставляются на базе SMS-технологий (60—65 %). Следующими по уровню доступности являются услуги на базе IVR, этим объясняется увеличение количества мобильных голосовых порталов. Однако спрос, например, на WAP– и GPRS-сервисы пока крайне низок.

На Западе динамика роста услуг в категории развлечений несколько ослабла, в 2005 году на мировом рынке наступила стагнация. В России также отмечается снижение спроса на картинки, мелодии и игры. Белорусский же рынок, по прогнозам специалистов, будет развиваться скачкообразно, как минимум, еще полтора года, после чего наступит стабильный рост, а затем — стагнация и снижение.

Александр БЕНЬКО


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY