Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


В. Несмашный | Фото с сайта KOSHT.COMВ этом году всемирный день юмора белорусские предприниматели ждут с испорченным настроением. С 1 апреля 2007 года вступают в силу изменения в Указ Президента №285 от 18 июня 2005 года, внесенные пресловутым Указом Президента Беларуси №760 от 29 декабря 2006 года. Как известно, эти изменения затронули основную массу предпринимателей, задействованных в электронной торговле, в том числе сложными бытовыми, электротоварами, компьютерами и сотовыми телефонами.
 
Прокомментировать ситуацию мы попросили директора юридической компании "Элайнс Груп" Владимира Несмашного.

– Владимир, получается, что с 1 апреля предприниматели не имеют права торговать данными видами товаров?

– Нет, не совсем так. Указ не вводит запрета на торговлю данными видами товаров для индивидуальных предпринимателей, эти категории исключены из перечня товаров, при реализации которых гражданам предприниматели уплачивают единый налог. Следовательно – предприниматель может дальше торговать теми же самыми товарами, но уже с уплатой всех налогов, в том числе подоходного, НДС и местных налогов, как и при осуществлении оптовой торговли.

Цель, которую преследует Указ – увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет применения общего порядка налогообложения, так как единый налог – более удобный, и главное – более дешевый для предпринимателей способ платить налоги, а исключенные из перечня товары стали предметами массовой реализации в розничной торговле.

Есть и еще одна цель: как известно, при наличии тех или иных льгот или налоговых преференций субъекты хозяйствования зачастую строят свои схемы работы таким образом, чтобы оптимизировать налогообложение. Статус предпринимателя-единщика, не платящего НДС, и в определенных случаях не декларирующего документально происхождение товаров – более чем удобный инструмент для снижения налогового бремени. Выводя товары массового спроса, в первую очередь импортные, из области льготного налогообложения, государство тем самым защищает свои экономические интересы и перекрывает использование схем с предпринимателями.

– И что теперь делать тем предпринимателям, у которых остались товарные запасы продукции, исключенной из перечня?

– Продавать товар дальше, но уже с применением общего порядка налогообложения. Президентским Указом № 285 определено, что предприниматель при реализации товаров (работ, услуг) по перечню и при реализации прочих товаров, ведет раздельный учет по общему налогообложению и единому налогу, следовательно, исключенные из перечня товары перейдут теперь в учете в общую часть.

– Но при переходе на общую схему уплаты налогов существенно снизится доходность бизнеса для ИП, ведь он будет платить больше налогов? Как быть с этим?

– Конечно, налогов становится больше в денежном и пропорциональном эквиваленте, но ударит это скорее даже не столько по предпринимателям, сколько по потребителям: налоги закладывается в цену товара, следовательно, сумма увеличения налоговой нагрузки будет распределена от предпринимателя к потребителю – товары подорожают. Оптовая же продажа таких товаров юридическим лицам по безналичному расчету и за наличные деньги в пределах установленных государством лимитов, остается в том же виде, в каком она была раньше – эта часть торговли не затрагивается.

– А не проще ли тогда предпринимателю зарегистрировать фирму, например унитарное предприятие, и торговать через нее?

– Проще или нет – определяется в каждом конкретном случае, общий подход тут невозможен. У кого-то есть большие товарные запасы, которые нельзя просто так передать, денежные средства, основные средства и т.п., к тому же от ИП к созданному предприятию не передаются права, основные на лицензии, например на розницу, нужно получать новую.

С одной стороны содержание юридического лица в любом случае обходится дороже, чем деятельность предпринимателя. С другой – возможностей у юридического лица несравнимо больше. Например, нет ограничений числу работников, площади и количеству торговых точек. Кроме того, юридическое лицо отвечает только своим имуществом, предприматель же – всем что у него есть, разница в статусе предпринимателя и организации слишком велика. В пику новому порядку найма работников предпринимателя только из числа близких родственников с 1 января 2008 года, проблема перевода бизнеса из русла частной деятельности в плоскость юридических лиц более чем важна и сегодня государство пытается ее решить путем введение специального порядка, но того, что это будет – гарантий дать нельзя, слишком много препятствий тому есть в законодательстве.

– Затрагивает ли Указ № 760 как-то электронную торговлю?

– Нет, в принципе не затрагивает отдельно никак, влияет, как и на обычную торговлю в магазине – применение общего налогообложения.

– Какие рекомендации, пожелания у вас есть к предпринимателям в связи с изменением с 1 апреля условий работы?

– Рекомендация в первую очередь – взвесить и постараться произвести расчет вашей деятельности с учетом увеличения налоговой нагрузки и подумать насчет создания юридического лица. Да, сложнее, дороже, но в конечном итоге – надежнее, быть предпринимателем становится невыгодно. Второе – советую подумать о переходе на упрощенную систему налогообложения – Президентом подписан соответствующий Указ № 119 от 9 марта 2007 года "Об упрощенной системе налогообложения". Третье – желаю не вешать нос и помнить, что выход есть всегда, надо лишь только как следует подумать. Удачи и успехов вам.

Беседовала Елена Качановская – KOSHT.com


Нужные услуги в нужный момент