СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

А. Кирковский, ЛюксСофт: топ-менеджеры, в основном, слабо ориентируются в ИТ


А. Кирковский | Фото предоставлено ЛюкПо мере проникновения высоких технологий во все сферы человеческой деятельности даже самые закостенелые консерваторы осознают необходимость внедрения ИТ-решений. И в торговле это наиболее заметно: магазинов, где кассирша бы долго вспоминала цены и «забивала» их вручную, становится всё меньше. О современных тенденциях в сфере автоматизации розницы IT.TUT.BY рассказал Антон Васильевич Кирковский – учредитель, руководитель проектов НТО «ЛюксСофт».
 
– Насколько востребованы услуги по автоматизации розничной сферы сегодня?

– Все предприятия розничной торговли я условно разделил бы на 4 группы:

* автоматизируются осознанно;
* заставляет государство;
* понимание необходимости автоматизации есть, но нет возможности;
* автоматизация не нужна;

На сегодня эти услуги в области retail достаточно востребованы из-за роста конкуренции в этом секторе рынка. Особенно это ярко выражено в Минске. К менеджерам приходит понимание необходимости оптимизации управленческой деятельности, что трудно достижимо без количественного учета товаров и на его основе анализа с последующим принятие решений.

– Какой, по вашим оценкам, процент предприятий торговли, ещё не автоматизировал свои процессы?

– Сложный вопрос… Смотря что понимать под «автоматизацией».

– А что же, на ваш взгляд, включает понятие автоматизации?

– Как и любая автоматизация вообще, это комплекс оборудования и программ, позволяющий автоматизировать выполнение рутинных, формализованных действий, в данном случае – работу с информацией о движении товаров и денег.

Принято выделять 4 основные задачи автоматизации:

* Финансовый учет (бухгалтерский, экономический)
* Процесс обслуживания покупателей (Front-office)
* Количественный учет товаров и обеспечение технологического процесса торговли (Back-office)
* Управление предприятием (Head-office)

Исходя из этого, понятие «предприятие автоматизировано» – весьма условно. Кто-то останавливается на бухгалтерском учете или в лучшем случае автоматизирует работу кассиров, а кто-то решает задачи управления предприятием.

– Насколько хорошо с точки зрения ИТ оборудованы сегодня современные предприятия, работающие в сфере торговли?

– Если говорить о деятельности современных торговых предприятий, то наблюдается серьезное присутствие торгового оборудования от ведущих мировых поставщиков. Иногда это даже не всегда оправданно, но, вероятно, работает принцип – а чем мы хуже других, и на этом построена грамотная маркетинговая политика отечественных поставщиков импортного оборудования.

– Используют ли белорусские торговцы прогрессивные технологии в своей работе? Например, RFID-метки?

– Да, например, на сегодняшний день привычно явление использования терминалов сбора данных в технологическом процессе, что позволяет произвести, например, инвентаризацию торгового зала с ассортиментом 15-20 тысяч наименований товаров за ночь. Используются и другие прогрессивные технологии, такие как видеонаблюдение, прайс-чекеры, технологии радиоидентификации товаров (RFID-метки).

– Какие вы можете отметить основные тенденции в этой сфере?

– Если говорить непосредственно о работе с нашими клиентами, в последнее время я бы отметил прорыв в использовании фискальных регистраторов. Это наиболее перспективное направление развитие кассовых систем. Главным его достоинством является возможность гибко решать задачи автоматизации труда кассиров, так как фискализация производится на самом принтере при печати чека.

А если говорить о развитии программного обеспечения для управления розничными сетями и магазинами в целом, то оно сегодня идет в нескольких направлениях – это, во-первых, расширение базового функционала программ, а во-вторых, переход на управление всем торговым залом и находящимся в нем оборудованием как единым целым.

Я бы выделил такие тенденции рынка автоматизации retail:

1) Возникновение и развитие систем для управления взаимодействием с покупателем (дисконтные программы, бонусы и т.п.)
2) Возрастание спроса, особенно у негосударственного сектора, на аналитические функции системы (анализ продаж, анализ дисконтных акций, анализ остатков товаров и др.).
3) Новые возможности по интеграции ПО с внешними системами — банковскими, безопасности, в том числе и видеонаблюдения за кассирами и др.
4) Развитие электронных средств коммуникации с покупателями (информационные киоски, электронные ценники и т.п.).

– ПО какого характера наиболее востребовано белорусскими предприятиями?

– К сожалению, на сегодняшний день наиболее востребовано программное обеспечение, которое не позволяет комплексно решать все задачи автоматизации (см. выше). Чаще всего по финансовым соображениям… И здесь, специалисты, принимающие решение о выборе ПО, должны понимать, что, автоматизация учетных функций – это всего лишь фундамент для дальнейшей автоматизации функций управления. И если этот фундамент будет заложен неправильно, то в дальнейшем это негативно скажется и на самом процессе ведения бизнеса.

– Изменилось ли за время Вашей работы отношение к ИТ на предприятиях в целом?

– Приход молодой волны менеджеров, естественно, полек повышенный интерес к IT. К сожалению, ТОП-менеджеры в основной своей массе слабо ориентируются в этих технологиях.

– Совсем недавно состоялась очередная, уже 12-я конференция по вопросам автоматизации предприятий. Как бы вы охарактеризовали её итоги и ценность для всех работающих в этой области ИТ-специалистов?

– Да, 23 марта в Могилеве мы провели 12-ю конференцию для IT-специалистов по вопросам автоматизации предприятий. Такие конференции проводятся под эгидой FOX-клуба. FOX-клуб – это сообщество белорусских IT-специалистов, которое было создано в 2000-м году и успешно функционирует уже на протяжении семи лет. Организация IT-конференций – это основная цель работы клуба. Традиционно они проводятся два раза в год – в Минске – осенью, весной – в одном из областных городов. В этот раз клуб собрал IT-специалистов 50-ти предприятий восточных областей Беларуси в Могилеве. Свои разработки представили EPAM Systems, Inventory Technologeis, 1С-Минск, Корпорация Галактика, ИП Альтернативная цифровая сеть (торговые марки Атлант Телеком и Шпаркi Дамавiк), ЛюксСофт, Новаком Групп, Центр электронного документооборота БГУ.

Важно отметить, что впервые за все время проведения конференций участие в ней принял частный белорусский Интернет-провайдер ИП «Альтернативная цифровая сеть» (ТМ Атлант Телеком и Шпаркi Дамавiк). С докладом о роли Интернет-технологий в интеграции бизнес-процессов предприятий выступил директор ИП «Альтернативная цифровая сеть» Игорь Сукач.

Участникам конференции были представлены доклады о различных направлениях и уровнях автоматизации предприятий: управление персоналом и кадровым делопроизводством, автоматизация управленческого документооборота и договорной деятельности предприятия, внедрение мобильных систем учета на предприятиях, новая платформа системы программ 1С:Предсприятие 8.1, Интернет технологии и интеграция бизнес-процессов, комбинированное использование MS Office, FoxPro 2.6, Visual FoxPro и MS SQL Server на примере торгового решения КП Ветразь. Из известных ERP-систем были представлены системы Корпорации Галактика (разработки на платформе Ranet) и EPAM Systems (Решения SAP: практика и тенденции в Беларуси).

Без сомнения, выводы о целесообразности применения какого-либо программного продукта, конечно, предстоит сделать ИТ-специалистам предприятий. Очередное мероприятие принесло немалую пользу в плане живого общения разработчиков и потребителей, выяснения тенденций развития программного обеспечения. В планах на текущий год проведение осенью 13-ой IT-конференций в Минске. Более подробно ознакомиться с информацией о деятельности объединения IT-специалистов можно на сайте www.luxsoft.by.

– Каково ваше отношение к Белорусскому парку высоких технологий? Не планирует ли ЛюксСофт стать его резидентом?

– Отношение – выжидательное. Комментировать его деятельность – не моя компетенция.

– Антон Васильевич, в этом году ЛюксСофту исполняется 10 лет. Какие из достижений компании, на ваш взгляд, стали главными? Как планируете развиваться дальше?

– Главное наше достижение – создание коллектива единомышленников, способного решать сложные задачи. Более 400 торговых залов самой разной формы собственности и видов торговли работают с нашими решениями.

Нам удалось создать решения по автоматизации управления сетями супермаркетов «Соседи», «Престон-маркет», «Тропинка», «United Company», «Mothercare» и др. На белорусском рынке подобного класса решений пока не существует.

Что касается наших планов – это дальнейшее развитие наших решений с применением современных платформ для проектирования. В первую очередь это касается управленческих функций – анализ, управление запасами и закупками, распределительный центр, управление расчетами с предприятиями, CRM-технологии, стратегическое планирование. У нас уже выросло молодое поколение высококвалифицированных специалистов, которое разрабатывает решения, способные смело конкурировать не только на белорусском рынке систем автоматизации торговли.

Ну а наш десятилетний юбилей мы отметим дружным трехдневным «десантом» всего коллектива на одну из живописных баз отдыха в Витебской области.


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY