Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Triple-play | Фото из ЕжедневникаИнновационную колоду карт намерены разыграть в скором будущем операторы мобильной и фиксированной связи. На специализированном конгрессе «Тибо-2007» главные игроки на белорусском телефонном рынке рассказали о своем видении грядущего коммуникационного будущего страны. Как и ожидалось, оно оказалось довольно радужным с незначительными черными пятнами, которые на общую картину белорусского благополучия грозятся нанести «жадные» обладатели прав на видео- и аудиопроизведения.
 
В принципе предсказать содержание докладов операторов было несложно. Белорусская мобильная братия вот уже второй год подряд предвкушает появление в республике сетей третьего поколения (3G). При этом, несмотря на отсутствие частот и лицензий Министерства связи, операторы уже готовятся к дележу шкуры неубитого медведя. Пока эфемерный гризли мирно разгуливает по правительственным и министерским коридорам, трио главных игроков на рынке мобильной связи (СООО «МТС», МЦС и «БелСел») дорабатывает свои планы по освоению новых горизонтов. Как и ожидалось, основной упор операторы собираются делать на продвижении мобильного телевещания. По крайней мере, мобильный эфир позволит раскрыть весь скоростной потенциал сетей. Однако существует одна проблема, которая может свести на нет все усилия операторов. Заговорив о получении по информационным каналам передач и кинофильмов, операторы припомнили, что у последних есть авторы, которые добровольно не откажутся от своей доли в белорусском финансовом пироге.

Примечательно, что об авторах первыми заговорили не сотовые операторы, а интернет-провайдер Атлант Телеком в лице директора ИП «Альтернативная Цифровая Сеть» Игоря Сукача. Говоря об операторских проблемах, он, в частности, отметил: – Мы сталкиваемся в своей деятельности с проблемой далеко не технической. С проблемой, которая находится в плоскости авторского права. Предоставляя доступ к дополнительным ресурсам, мы все, в том числе и операторы связи, сталкиваемся с необходимостью заключения авторских договоров. Однако если речь идет о полноценной галерее видео или музыки, которая действительно может привлечь абонента, то фактически нужно заключить тысячи авторских договоров. Учитывая запросы правообладателей, покупать права только на свою клиентскую базу невыгодно. В рамках одной конкретной сети легально покупать что-то практически невозможно. В одиночку ни один оператор с этой задачей не справится. Хорошо, что у МТС есть определенные наработки в России, которые компания использует в Беларуси. Но у других операторов таких наработок нет. Я призываю их к созданию сопутствующего совместного бизнеса, который поможет решить проблему с авторскими правами в Беларуси.

Впрочем, на призыв Атлант Телекома операторы мобильной связи вряд ли откликнутся. Дело в том, что проблема с покупкой авторских прав для мобильных сетей пока не стоит. Во всяком случае, чтобы на нее обращать внимание. Третье поколение хоть и не за горами, но пока еще не стало реальным настолько, чтобы хвататься за кошелек. А вот для интернет-провайдеров момент истины настал уже давно. «Пухлые» видео– и аудиобиблиотеки – главные козыри в борьбе за клиентов. Естественно, приобрести права на каждую программу или кинофильм библиотеки провайдеры просто не в состоянии. Поэтому существование библиотек и тем более их коммерческое использование особо не афишируются. К слову, на днях аналогичной библиотекой обзавелся и главный оператор страны РУП «Белтелеком». При этом государственный монополист наступил, по сути дела, на те же грабли, на которых давно топчутся частные белорусские провайдеры.

Конечно, поставщики услуг связи могут в качестве эксперимента попытаться самостоятельно производить
контент. Однако связисты всячески открещиваются от творческой работы по производству видеороликов. По их мнению, создавать контент должны специализированные студии, труд которых оператор и сможет использовать в собственных коммерческих целях. в таком случае останется только решить вопрос, готовы ли операторы выплачивать творцам заслуженное роялти, или же вопрос авторского права будет кочевать в Беларуси из одного технологического поколения в другое.

Александр НИКОЛАЙЧУК


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-35%
-16%
-50%
-15%
-10%
-30%
-20%
-20%
{banner_1133}