Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Андрей Гриневич на отдыхе | Фото предоставлено А. ГриневичемКрупнейший белорусский книжный интернет-магазин OZ.by – один из старейших коммерческих проектов в Байнете. О становлении OZ.by и о том, чем дышит проект сегодня IT.TUT.BY рассказал основатель и бессменный директор OZ.by, Андрей Гриневич.
 
– Андрей, с чего начинался OZ.by?

– OZ.by начинался году в 1998, когда я был еще на третьем курсе ФПМИ. И начинался он с:

1. Идеи. Создать что-то полезное, например, интернет-магазин в Web.

2. Возможности. Т.к. я мог это реализовать и с курса второго-третьего осмысленно выбрал своей специализацией Web-программирование.

3. Доверия и финансирования. Нашлись люди, которые мне доверились и финансировали проект пару лет, до начала его самоокупаемости.

В принципе, так начинается любое хорошее дело/бизнес. И ничего особенного в этом нет.

– Как родилось название проекта? Вы хотели как-то ассоциировать себя с Ozon.ru, или имя "OZ" было выбрано по другим причинам (сказка Фрэнка Баума Wizard of Oz?)

– К Озону название проекта никакого отношения не имеет. В принципе мы (OZ.by) с Озоном практически ровесники, поэтому даже хронологически трудно наши названия ассоциировать. Совпадение случайно.

Перед выбором имени мной было прочитано некоторое количество книг по данному вопросу, типа "Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы" издательства Питер. В то время подобной литературы было достаточно мало, не то, что сейчас.

Так вот. Насколько помню сейчас, при выборе имени были использованы следующие основные принципы: краткость, запоминаемость, отсутствие плохих ассоциаций, а желательно присутствие хороших (в частности, сказка Баума). Плюс торговая марка не должна была быть используема в Беларуси. В результате проделанной работы и получилось название OZ.by.

– Почему вы выбрали именно торговлю книгами в качестве отправной точки для OZ.by?

– Во-первых, общемировая практика. Во-вторых, на момент создания OZ.by я подрабатывал в издательстве версткой книг и т.п. Вот и я предложил создать сайт для торговли книгами данного издательства. Через годик приняли решение не ограничиваться продажей книг только данного издательства, а продавать все книги. Чуть позже от издательской деятельности отказались вообще.

– Если бы вы открывали интернет-проект сейчас, что бы это было?

– Мне сложно ответить на данный вопрос. За работой мне, на сегодня, не видны еще не занятые ниши в белорусском сегменте интернета. И перед открытием интернет-проекта, как и любого другого проекта, я настоятельно рекомендую оценить потенциальных конкурентов, составить бизнес-план, рассчитать примерную смету для старта проекта и также учитывать, что в лучшем случае первые два года о прибыли и говорить не стоит, а стоит говорить о значительных вложениях.

А чистый энтузиазм, по моему опыту, заканчивается достаточно быстро – где-то через полгода. Поэтому мой совет такой: "семь раз отмерь, один отрежь". Особенно когда речь идет о значительных вложениях денег и времени.

Для примера, книжный интернет-магазин я бы сегодня не стал делать, 100%.

– Что было тяжелее всего на заре становления OZ.by и что – сейчас?

– Вначале труднее всего было развозить книги от поставщиков клиентам :-) Первые полгода-год я все работы в интернет-магазине выполнял сам. И машины у меня не было.

Теперь в этом плане – несравненно легче. В OZ.by сейчас работает около 15 человек (без учета курьеров) и задачи, выполняемые ими, становятся все более узкоспециализированными. И, соответственно, выполняются они быстрее и качественнее.

А насчет проблем – куда же в бизнесе без них? Я уверен на 100%, что нет ни одного бизнеса "без проблем".

На сегодня самой большой проблемой, наверное, все же является крючкотворство наших неутомимых бюрократов. Каждый год они придумывают что-то новенькое. И в результате вместо решения проблем бизнеса и развития уровня сервиса занимаешься воплощением их идей в жизнь. Причем из года в год становится все жестче и жестче. Это несколько печалит. Но ничего, прорвемся. Невозможно закручивать гайки бесконечно – резьба срывается.

– То есть, самое серьёзное препятствие развитию интернета, а также интернет-коммерции в Беларуси – это чиновники?

– Да. И что самое опасное, их труд абсолютно безнаказан. Они вполне способны пальнуть ядерной бомбой по воробью.

Андрей Гриневич | Фото предоставлено А. Гриневичем
– Изначально код OZ.by был написан лично вами, верно? А принимаете ли вы сейчас участие в непосредственном развитии ПО, или полностью посвятили себя организационным вопросам?

– Да, код OZ.by был написан полностью мной. И продолжал развиваться все это время. Года два назад пришло время создать отдел разработки. На данный момент, я считаю, у нас отличная команда разработчиков. Я принимаю участие в развитии сайта на уровне создания концепций и прописывания ТЗ. И, думаю, что и далее буду продолжать участвовать в этом – очень уж дело ответственное. К тому же мне нравится создавать что-то действительно удобное в использовании, "для людей".

Хоть я по образованию и программист, но стать истинно профессионалом у меня просто не хватило времени и, к сожалению, не хватит в будущем. Программирование на сегодня для меня скорее – любимое хобби. Мне нравится "творить", а программирование я отношу к искусству. Но законы рынка жестоки – выживают только проекты, создаваемые узкими специалистами. Причем большим их количеством.

– Сегодня OZ.by предлагает книги (около 30000 наименований), интернет-карты, семена и бытовые дозиметры. Кроме того, на сайте действуют функциональные аукционы. Есть ли планы по увеличению ассортимента (напрашивается расширение за счет CD/DVD) и дальнейшему наращиванию функциональности?

– Не могу слишком открыто ответить на этот вопрос. Пусть это все же будет сюрпризом для пользователей. Единственно могу сказать, что каждый день целая куча народа трудится над развитием и улучшением OZ.by. И сайта, и сервиса. И границы этого процесса пока не видно.

– Ок :) А что чаще всего покупают (и, надо полагать, читают) белорусы на OZ.by?

– Как это ни парадоксально, читают все 30 000 книг примерно в одинаковой пропорции. Т.е., читают художественную литературу наравне с бизнес и компьютерной литературой. Это говорит о том, что интернет плотно вошел в нашу жизнь и охватил уже все слои нашего общества.

– Можете ли оценить перспективы "делового" сектора Байнета?

– Мое мнение, интернет – это инструмент. Причем инструмент удобный. И конкурентов у этого инструмента нет. Вывод прост – деловой сектор будет цвести и пахнуть. Может не так быстро как у соседей, но неизбежно.

– Есть ли у вас любимый гаджет? И читаете ли вы на нём книги? :)

– Нет. Реально нет на них времени. Если не считать гаджетами такие традиционные устройства, как мобильный телефон и автомобиль. И было бы глупо директору книжного интернет-магазина читать книги в электронном варианте ;) Это как минимум неудобно и вредно для здоровья (исключительно мое мнение).

– Спасибо за интервью, успехов вам и OZ.by!

– Спасибо за интерес, и вам успехов в нелегком деле продвижения белорусского интернет-контента!

Николай Щетько


Нужные услуги в нужный момент