• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама

Байнет 2.0: с приставкой "beta"


Белорусский интернет не избалован публичными событиями. Мероприятия под эгидой крупных выставок (крупных, разумеется, лишь по отечественным меркам), редкие камерные встречи да активность больших проектов пару-тройку раз в год дают возможность интернет-специалистам и всем заинтересованным лицам пообщаться с коллегами не по IM/e-mail, а вживую, за чашкой кофе или c бокалом пива в руке. Ругать подобные события, вследствие их очевидной пользы для белорусского сегмента сети, даже несмотря на все недостатки, грешно; именно поэтому стоит постфактум придать прошедшей 19 июня конференции "Байнет 2.0 [в новом формате веба]" модный вебдванольный статус "beta", и с этих позиций рассматривать всё происходившее.
 
Но сперва вопрос: осилите ли вы много букв?



Доклады: предобеденные

Конференция началась со вступительного слова замдиректора белорусского Парка высоких технологий Александра Мартинкевича, который провел для той мизерной части аудитории (москвичи?), которая про ПВТ ничего не слышала, экскурс в историю гособразования. Кроме уже известных вещей, Мартинкевич подтвердил информацию о том, что готовится создание венчурного фонда при ПВТ – данный фонд, вероятно, начнет действовать уже в следующем году.

Далее участников поприветствовал Артем Герасимович – пожалуй, главный организатор конференции. Он кратко пробежался по Веб2.0 в своём обзорном докладе "Новая жизнь автора" (блоги, социальные сети), а второй организатор, Александра Денисова перешла от концептуального к практическому уровню, рассказав о сервисах закладок, виджетах, главных страницах (Netvibes) и т.п. Для специалистов, знакомых с Веб2.0 (или "Веб2.0") не понаслышке, такое начало, конечно, вдохновляло очень слабо.


Последние приготовления


Алексей Хижняк, представитель Apatar, рассказал о мэшапах (доклад "Мэшапы: как интегрировать данные, не написав ни одной строчки кода"). Мэшап (mashup) – это сайт, объединяющий информацию из различных сервисов в одном месте, как "непрограммист создает хороший сайт на базе чужих сайтов". В качестве примера такого проекта Алексей привел сайт A World of Nirvana, объединяющий геоинформацию с Google Maps и видео с YouTube для наглядной демонстрации и просмотра видеозаписей концертов Nirvana, происходивших в разных городах. При определенной доле усидчивости и трудолюбия, безусловно, можно реализовать что-то на базе чужого контента и вполне успешно это дело продавать (или раздавать) аудитории. Кроме того, Алексей честно пытался рассказать о небывалых преимуществах мэшап-технологий Apatar Open Source Data Integration, но, как показалось автору этих строк, серьезного впечатления на бизнес-участников (многие из которых, к тому же, подтянулись лишь после обеда) ему произвести не удалось.

Рассказ московской гостьи (Netmind) Анны Рокиной о корпоративной блогосфере также не смог "завести" зал. Кто спал, кто тщетно пытался воспользоваться Wi-Fi от Белтелеком, кто думал о насущном, изредка поглядывая на слайды... Да, действительно, есть такие "корпоративные блоги", их становится всё больше. Да, это неплохой дополнительный инструмент онлайн пиара, создающий впечатление большей открытости компании. Логично, что больше всего корпоративных блогов в ИТ-компаниях... Никаких откровений, зато почти по регламенту и без навязчивой саморекламы, чем грешил предыдущий докладчик.

Расшевелить публику удалось лишь ещё одному гостю, Антону Шуркусу из Quintura: и голос поставлен, и харизмы с запасом, и технология интересная. Что такое Quintura? Quintura – это "наглядный поисковик". Или, как говорят сами авторы, – визуальная система для поиска веб-страниц, картинок и видео. Для отображения смысловых связей между словами и фразами Quintura использует технологию нейросетей (поиск – на базе Яндекс.XML), позволяя удобно уточнять запрос по важнейшим ассоциациям. Ввели "байнет" – получили кучу ассоциаций ("конференция", "сегмент", "белорусский", "проблема", "реклама", "интернет"). Выбрали ассоциацию – получили ещё ворох связанных слов, но уже по всей конструкции. Например, для "байнет" и "конференция" Quintura выдала "интернет", "транслировать", "пройти", "пресс-релиз":


Quintura в действии


Разработчики справедливо считают Quintura "инструментом исследователя Интернета" – он действительно удобен для сильно неопределенных условий поиска. А если вы точно знаете, что вам нужно ("место проведения конференции Байнет2.0"), то лучше так прямо и спросить у Гугла, безо всяких высокотехнологичных обиняков. Как минимум – забавная технология, "как максимум" – очень полезная. Попробовать – стоит, только не пугайтесь злобных глюков в Opera и возможных неприятностей в IE.

После первого перекура-кофепаузы c докладом о "летучих сообществах" на сцену вышел легенда рунета Алексей Андреев. Он рассказал о формирующихся на базе крупных интернет-коммьюнити "мини-сообществах", объединенных решением одной и той же проблемы. Самые простые примеры "летучего сообщества" – ветки в форуме для поиска попутчиков или, например, людей, желающих приобрести определенную вещь (оптом – дешевле!). В общем, навряд ли стоит пересказывать доклад "Временные сообщества: организация и бизнес" целиком, ведь его можно легко прочитать или посмотреть на ITV.BY. Не оставил Андреев без внимания Веб2.0. По его мнению, это – американский маркетинговый термин, слабо применимый в наших широтах.


Артем Герасимович и Алексей Андреев


Бодрый и чёткий доклад Андреева сменился настоящим шоу "Мобильного мандарина" Александра Левицкого. Пересказывать его смысла нет, его надо смотреть! Что ж, теперь весь Байнет знает, что "телефон –– это такая коробочка с кнопками, чтобы звонить". К сожалению, на вопросы "вы состоите в Камеди Клаб?" и "что вы курили?" автор не ответил. Но настроение создал позитивное (спасибо, Александр!), потому как народ ещё долго перестраивался на серьёзный лад даже во время серьёзного доклада о мобильных сообществах Павла Габриэля, руководителя Wap.by. В байнете с мобильными сообществами действительно тяжело, хотя в России и на Западе подобные коммьюнити растут как на дрожжах.

Доклады: послеобеденные

Первая часть послеобеденной программы была посвящена белорусским Веб2.0 проектам и открылась уверенным выступлением руководителя проекта ITV.BY Татьяны Лашук. Эстафету из рук Татьяны приняли создатели социальной сети Cream.by Василий Омельяненко и Артем Пугачев, живо рассказывавшие о белорусских "интернет-сливках". Оба проекта, безусловно, интересны и значимы для развития Байнета, однако до выхода на самоокупаемость (не говоря уже о прибыльности) им, как и большинству белорусских "стартапов", похоже, ещё далеко. Самый юный докладчик, Андрей Лис, вживую участвовать в конференции не смог, поэтому рассказывал о сервисе блогов Byjournal.com за него Артем Герасимович. Но всё-таки сорвать аплодисменты зала Андрею удалось: это произошло, когда ведущий огласил возраст создателя блог-сервиса (14 лет).

Яна Базевич (Минский транзитный банк) в своём выступлении провела небольшой экскурс по существующим платежным интернет-системам, особое внимание, естественно, уделив услугам МТБ. Откровений опять не было: платить по карточкам в белорусских интернет-магазинах до сих пор нельзя, и их владельцы пока не сильно горят желанием предоставлять клиентам эту возможность. Даже EasyPay и WM у нас развиваются пока крайне тяжело и неохотно.


Сергей Назарук


Сергей Назарук (студия Ru-content) привел грамотный обзор традиционных (контент, поисковая оптимизация + поисковой маркетинг, медийная и оффлайн-реклама) и нетрадиционных (вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, Social Media Optimization (SMO), PR-акции, партнерские программы) современных методик продвижения сайта. Без сенсаций, но четко, кратко и доходчиво. Из модных новинок Сергей обратил особое внимание на SMO – оптимизацию сайта для привлечения большого количества посетителей из блогов и форумов. К SMO часто добавляют SMM (Social Media Marketing), т.е. умелое продвижение сайта/блога в различных социальных сетях, в блогах и на форумах.

Александр Бадерко (Snegmedia) на очень уж концептуальном уровне рассказал о "Маркетинге 2.0", вернее – об его отсутствии. Вслед за ним Кирилл Волошин, Генеральный директор TUT.BY, развил тему маркетинга, однако говорил уже не о глобальных, а о более приземленных вопросах – например, "вирусном маркетинге", использующем интернет как мощную среду интерактивной коммуникации для продвижения того или иного продукта. Кирилл рассказал о флэш-мобах, интернет-акциях, очень смелой "неофициальной рекламе", специальных промо-сайтах, занятных флэш-игрушках и других инструментах вирусного маркетинга. Докладчик умело скомбинировал теорию и практику, раздробив доклад на информативную и развлекательную часть с демонстрацией наиболее эффектных маркетинговых "вирусов". Доклад, если есть такая возможность, лучше всего посмотреть в видеозаписи.


"Кофе-брейк"


Одним из самых интересных и обсуждаемых стало, конечно, выступление Федора Короленко (Акавита), который своим докладом "Байнет 3х0" подтвердил старую истину, что "пессимист – это хорошо информированный оптимист". Федор рубанул с плеча, сообщив залу, что белорусский интернет на сегодняшний день зиждется на трёх нулях: ноль денег, ноль пользователей, ноль проектов. Эпатажное заявление зал принял аплодисментами, хотя, конечно, сильно радоваться раскладу "3х0" резона нет. В подтверждение своих слов глава Акавиты привёл показательное сравнение белорусского и российского сегмента интернета. Подсчитав по объёму рынка интернет-рекламы (1,5 и 187 млн долл. соответственно) и количеству интернет-пользователей (2,5 млн против 19,7 млн ) денежный эквивалент приходящейся "на пользователя в год" рекламы можно действительно поверить, что денег в байнете "нет". 0,6 долл. и 9,5 долл. – это почти 16-кратный разрыв. Проблема отсутствия серьёзных финансовых вложений в белорусском интернете напрямую связана с аудиторией отечественных интернет-ресурсов. В среднем, каждый белорусский интернетчик посещает лишь 2,25 белорусских сайта. И совсем не факт, что эта тенденция поменяется, особенно если учесть, что за последние полтора года рост числа пользователей интернета замедлился во много раз (ещё несколько лет назад – более 100% в год, теперь – в районе 10%). "Все, кто хотел быть в интернете – уже там", – считает Ф. Короленко. На фоне дефицита денег и пользователей, в белорусском интернете наблюдается хроническая нехватка уникальных и в то же время массовых сервисов. К сожалению, "белорусский web 2.0, если он и есть, – это сервисы небелорусского происхождения", – уверен отец Акавиты. "Что нам делать с bynet 3x0?" – задал риторический вопрос с последнего слайда презентации докладчик, но лишь аплодисменты были ему ответом.

Возможно, Фёдор где-то и сгустил краски (старые проекты развиваются, появляются новые, белорусский интернет худо-бедно растет...), однако в главном он прав – рекламные деньги идут именно в рунет, именно туда, где "обитает" значительная часть белорусской аудитории. Отсутствие денег эквивалентно отсутствию перспектив развития, а значит – невозможности увеличения числа локальных посетителей. Об этом замкнутом круге Юрий Зиссер говорил ещё на Деловом интернете в прошлом году, однако о достойных путях решения проблемы до сих пор ничего не слышно.


Федор Короленко готовится резать правду-матку


Вслед за кофе-брейком (с обязательным обсуждением "байнета три ноля" в кулуарах!), начались видеодоклады. Сначала посредством Skype о "пути самурая по монетизации контента" рассказал Сергей Осипов, один из ведущих белорусских дизайнеров, ныне проживающий и работающий в Москве. Основатель Red Graphic Systems поведал аудитории о том, что контент становится платным и что телекоммуникационные провайдеры вскоре падут, а порабощать вселенную править миром будут исключительно провайдеры контента. При этом, если раньше контент-провайдерам перепадали лишь крохи с барского стола "железячников", то теперь всё будет с точностью до наоборот. Осипов отметил, что, действительно, конкурировать с крупными русскоязычными сервисами рунета байнетовским проектам тяжело, да и не нужно – им следует делать ставку исключительно на локальный контент. В финале своего выступления харизматичный гуру одарил советами и провайдеров ("объединяйтесь и создавайте базу легального контента!" – кстати, совсем не ново), и крупные интернет-компании ("развивайте нишевые, специализированные проекты!"), и даже отдельных предприимчивых интернетчиков ("можно оторвать свой кусок пирога в мобильных интернет-проектах!"). Опять-таки, не бог весть какие секреты – просто разумная позиция, очевидная для многих специалистов.

В перерыве между видеомостами с удаленными докладчиками на сцену конференц-зала IBB вышел Михаил Лепшей (Lepshey Art Direction & Design) и обрисовал в своём докладе характерные черты "веб-дизайна 2.0". Простая навигация, крупный текст и заголовки, разделение на две колонки, 3D-эффекты, простота и типовые решения, минимализм в графике – всё это мы видим в большинстве типовых "вебдванолей". Ценность этого подхода весьма спорна, о чем не преминул заявить Алексей Андреев, назвавший "веб-дизайн 2.0" инфантильным и несерьёзным.


Говорит и показывает Москва


После решения проблем со звуком смогли принять участие в конференции и сотрудники Rambler, рассказавшие об "особенностях разработки высоконагруженных интернет-проектов". Презентацию читал Максим Гурец, ведущий разработчик Rambler Интернет Холдинг, а в секции ответов на вопросы ему помогали другие специалисты компании. Представители российского холдинга сообщили, что для оптимальной работы в условиях высокой нагрузки ими применяется особая конфигурация серверов, состоящая из двух ключевых блоков: frontend (легкие, быстрые серверы на nginx, lighttpd) и backend ("тяжелые" серверы на Apache+perl, php, ruby…). Frontend-серверы решают проблему медленных клиентов и keep-alive соединений, отдают статические страницы и т.п., а backend-серверы работают с ограниченным числом "прожорливых" коннектов. Важна, безусловно, и настройка железа, и грамотное проектирование БД, применение кэширования, оптимизации запросов и т.д. Из интересного: в блоке вопросов-ответов сотрудники Rambler признались, что при резком повышении нагрузки на сервера они не станут оптимизировать код (по крайней мере, в первую очередь), а банально увеличат парк "железа" введением в строй резервных мощностей.

Юрий Ветров и Юрий Шиляев (Artics Internet Solutions) под психоделический видеоряд порадовали медленно редеющую аудиторию мини-постановкой на тему "Интерфейсы нового веба". Вообще, сложилось впечатление, что потихоньку расползаться во второй половине дня народ начал уже после доклада Фёдора, хотя самые значительные потери зал понёс чуть позже, когда TUT.BY привел в боеготовность стенд по раздаче пива на лужайке у IBB… Впрочем, "редеющая аудитория" нисколько не помешала тезкам выступить если не с информативным, то, по меньшей мере, приятным и нескучным докладом. И на Бивиса с Баттхедом, как их неожиданно окрестил кто-то из вопрошавших, они не походили вовсе. В общем, если совсем коротко, Шиляев и Ветров – это совсем не Бивис и Баттхед, а мини-шоу у них получилось позитивное.


Вот так зомбировали публику Artics Internet Solutions


Вслед за Юриями с докладом "Инфраструктурная поддержка Web 2.0 проектов" выступили Андрей Воронович и Юрий Мазаник, апологеты решений Microsoft. За красивым названием скрывался рассказ о Windows Server 2008, IIS 7, а также "супер-пупер командной строке", Windows PowerShell, гипнотически действующей даже на законченных линуксоидов. "Техническая" часть конференции продолжилась несколько скомканным докладом о "Вебстандартах в свете нового поколения веба" (Павел Ловцевич, LOVATA Group), обзором популярных framework-ов на Javascript (Евгений Пальчевский, Belarusian PHP Group), представлением AJAX framework для PHP собственной разработки (Петр Самойлов, "Пятый терминал") и беглым обзором вопросов вебдванольной безопасности Константина Мулярчика.


Выступление Сергея Байдачного, Microsoft Ukraine


Наконец, в финале слово взял "проповедник" (Developer Evangelist) Microsoft Ukraine Сергей Байдачный, повторивший свой доклад по технологии Silverlight (аналог Flash от Microsoft) – он уже звучал в начале июня на семинаре HOSTER.BY. Традиционно, наиболее острой частью стала сессия вопросов и ответов, в рамках которой Сергей так и не смог убедить самую стойкую часть аудитории (в основном, программистов) в том, почему Silverlight-таки лучше Flash. Возможно, обратить часть разработчиков в свою веру Microsoft помогут деньги и мощная система поддержки серебряно-светлых девелоперов, однако Adobe доминирует на рынке, не нищенствует и, похоже, отнюдь не собирается сдавать позиций.

Атмосфера, аудитория и все-все-все

Атмосфера располагала к общению – уж если новой информации участники получили, возможно, и не ожидаемый "воз", то наобщались вдоволь – уж точно. Неформальному обмену мнениями способствовали много-много литров свежей Балтики, демонстрирующих видение TUT.BY концепции Web2.0:


Web 2.0 = Web 0.5*4


Аудитория в течение дня менялась и обновлялась, постепенно уменьшаясь. Если до обеда найти место в зале было крайне проблематично (более 300 участников), то после трапезы эта задача значительно облегчилась, а к началу "технической части" в зале остались лишь самые стойкие несколько десятков слушателей.

Программа явно оказалась перенасыщенной для одного дня (или одного потока), потому досидеть "от и до" многим было физически сложно. А кому-то – и неинтересно.

К сожалению, многое из задуманного и запланированного "не срослось": например, проект Электросфера предоставил белорусскую электронную музыку для кофе-пауз, однако она прозвучала только в обед, да и "вебдванольное железо" Fujitsu-Siemens очень выпадало из общей канвы. Не обошлось без множества технических ляпов, ляпчиков и ляпсусов: нормальной работы Wi-Fi Белтелекому удалось добиться лишь к обеду, микрофоны все, как один, не выдерживали нагрузок, периодически отключался проектор...

Но, как бы то ни было, конференция состоялась. Что можно еще сказать по этому поводу? А вот что:

Байнет 2.0: позитив

Несмотря на предвзятое отношение многих специалистов к термину "Веб2.0", белорусскому интернету и прошедшему мероприятию в частности, конференция собрала несколько сотен заинтересованных человек, причем около тысячи (!) зрителей следили за трансляцией в интернете. Было несколько ярких, интересных докладов, любопытные "видеомосты" с Москвой, а также приятное общение в кулуарах.

Байнет 2.0: негатив

К сожалению, серых (а то и откровенно скучных) выступлений было больше, нежели позитивных и запоминающихся. Досадно, что многие доклады, даже хорошие, оказались откровенным оффтопиком (веб2.0, всё-таки, не всеобъемлющий термин) Программа мало того, что была откровенно перегружена, так ещё и постоянно перетасовывалась, при этом многие докладчики самоотверженно презирали регламент. В итоге, официальная часть мероприятия затянулась до 9 часов вечера (вместо заявленного на 19:00 закрытия), а неофициальная и вовсе перевалила за полночь. На последних (кстати, довольно интересных) докладах досиживали лишь самые стойкие несколько десятков человек. Из-за "неровного" расписания многие испугались слабого начала и с обеда не вернулись, пропустив целую обойму интересных выступлений.

Наложил свой отпечаток и ограниченный бюджет мероприятия: участникам очень не хватало бэджей, "кофе-паузы" было бы честнее назвать "перекурами", да и обеду в Вестфалии за свой счет (по драконовским расценкам 20 тыс. руб. за комплекс!) большинство предпочло ближайший гастроном или Макдональдс. Хватало и чисто технических проблем: микрофоны надрывно хрипели и выключались, исправно "подкладывал свинью" проектор, да и обещанный Wi-Fi был доступен далеко не всем и не всегда...

Байнет 2.0: успешный бета-тест или сырой "релиз"?

Если рассматривать данное мероприятие как некую разминку интернет-сообщества перед осенним "Деловым интернетом", своеобразную бета-версию абстрактной "правильной конференции про интернет", то оно, безусловно, удалось. Особенно принимая во внимание скромный бюджет и команду организаторов всего из трёх человек (Артем Герасимович, Александра Денисова и Светлана Пренц). Некоторые же вещи, вроде интернет-трансляции и видеомостов, оказались и вовсе уникальными для белорусских ИТ-событий. Однако трудно закрывать глаза на недостатки – главным образом, разочаровала перегруженная (а местами – даже откровенно слабая) программа докладов.

Любое мероприятие в байнете способствует его развитию, а уж мероприятие "на уровне" – тем более. Безусловно, конференция "Байнет 2.0" пошла белорусскому интернету и многим заинтересованным специалистам на пользу. Повторится ли подобное событие в следующем году? Организаторы пока не могут сказать с уверенностью, но наверняка это будет зависеть и от того, приживется ли заокеанская концепция 2.0 (или маркетинговый миф?) в родном байнете "с тремя нулями".

P.S. Ссылки на другие мнения, впечатления и фоторепортажи по теме можно обнаружить тут, а также вот тут.

Николай ЩЕТЬКО


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY