Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Салон связи Связной | Фото с сайта Naviny.byЗачем российскому "Связному" понадобился неэффективный белорусский рынок, да еще когда перед глазами пример страдающей здесь "Евросети"? Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин объяснил "Белорусским новостям", что к чему.
 
Как известно, в конце июля российский официальный дистрибьютор ведущих производителей GSM-телефонов и телефонов стандарта DECT компания "Связной" объявила о приходе в Беларусь. Трудности, с которыми до нее здесь столкнулся крупнейший российский ритейлер – "Евросеть" – "Связного" не испугали.

"Компания откроет свой первый магазин в Минске в конце августа – начале сентября, – сообщила пиар-директор "Связного" Елена Ноготкова. – Можно говорить о том, что наша работа в Беларуси уже началась".

Однако, наблюдая за тем, как "Евросеть" сворачивает здесь свои салоны, фиксируя потерю рентабельности из-за чрезмерно высоких налогов и огромной доли "серого" импорта (75% по самым минимальным оценкам), встает закономерный вопрос: "Если условия ведения бизнеса равные, к чему "Связному" белорусская территория и миллионные вложения в ее освоение?".

По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group (Москва) Эльдара Муртазина, минский проект "Связного" – исключительно имиджевый: компания, которая неохотно выходит за пределы России, да и в самой России не во всех городах представленная, хочет стать оператором, работающим на нескольких рынках СНГ.

"Проект затратный. Но отдачи от него никто не ждет. Это вложение для того, чтобы попробовать и посмотреть, что из этого получится. Рассчитывать на большую прибыль по сравнению с "Евросетью", нельзя", – отмечает эксперт.

"Мы не ставим цель соревноваться в Беларуси с "Евросетью", – подтверждают в "Связном". – Мы хотели выйти на новый рынок и сделали это". Планов покорения иных пространств Содружества у компании пока нет.

Несмотря на экономическую обреченность в Беларуси продаж "чистых" аппаратов, в цене которых удельный вес налогов едва не дотягивает до 60% (неслучайно по итогам четырех месяцев года легальные продажи аппаратов сократились в стране в 6 раз), специалисты сходятся во мнении: сам по себе белорусский рынок весьма перспективен, поскольку еще далек до точки насыщения "трубками". Отсюда и интерес к нему российских ритейлеров.

Согласно данным компании "Евросеть", во втором квартале нынешнего года в России было продано 6,61 млн. сотовых телефонов – на 6% меньше, чем год назад. Россия уже перешагнула 100-процентный рубеж степени проникновения мобильной связи – этот показатель сейчас достиг там 110%. В Украине – 108%. В Беларуси же на начало августа число пользователей мобильниками едва превысило 6,4 млн. Таким образом, уровень проникновения (население 9,72 млн.) составляет сегодня здесь лишь 65,9%.

"Белорусский рынок на самом деле очень непростой, – считает старший аналитик J'son & Partners (Москва) Сергей Савин. – Основной поток "серых" телефонов по-прежнему идет из соседней Польши. Однако, если рынок убыточный сейчас, это не значит, что на нем не имеет смысла работать, и что трудности будут вечными. В глобальной перспективе Беларусь обладает хорошим потенциалом для бизнеса сотовых ритейлеров, ведь количество телефонов на руках у населения там существенно ниже, чем в России".

"Конечно, если жизнь в Беларуси наладится, то сотовый ритейл будет перспективен, – прогнозирует, в свою очередь, Эльдар Муртазин. – Возможно, этот рынок в будущем займет третье место по объему продаваемых "трубок" в СНГ после российского и украинского".

Но сегодня, по мнению представителя Mobile Research Group, основная проблема Беларуси, "действительно в том, что государство формально подмяло под себя этот бизнес. А это нереально: никто не будет строить бизнес для кого-то".

Кроме того, продолжил Муртазин, в Беларуси процветает "серый" рынок мобильных телефонов, как это было в России в 2000-2001 годах. В настоящее время доля серых телефонов, по данным эксперта, в России не превышает 5%.

"В Беларуси на рынке можно купить телефоны без таможенной очистки значительно дешевле. Естественно, люди пойдут покупать аппараты, которые дешевле, особенно учитывая уровень жизни большинства белорусов, для которых разница и в 10% ощутима. Ни один нормальный человек не будет смотреть, насколько аппарат "белый" или "серый". В таких условиях большим компаниям работать крайне сложно", – отметил Э.Муртазин.

Однако белорусское Министерство связи не хочет отказываться от так называемой "комиссионной торговли", поскольку в противном случае в стране произойдет "уменьшение прироста количества абонентов сетей сотовой подвижной электросвязи, что приведет к невыполнению поручений правительства по ускоренному развитию этих сетей и жалобам со стороны абонентов операторов, вызванным отсутствием возможности приобретения дешевых телефонных аппаратов".

Между тем, замечает эксперт, "формально государство заинтересовано в получении налогов, но при этом существует такое понятие, как коррупция на таможне".

"Когда товар ввозят в ту или иную страну, он может пройти официальную таможенную очистку, а может не пройти. Пока не будет нормальных налогов, пока не будет контроля со стороны государства за таможней, пока будут возможны "серые" схемы, безусловно, для всех будет выгодно продавать дешевые телефоны. Для всех, кроме официальных дистрибьюторов и государства", – подытожил Э.Муртазин.

В Государственном таможенном комитете говорят, что "серые" телефоны легализуются в Беларуси несколькими путями: через интернет-магазины, розничную и оптовую продажу в салонах сотовой связи (под видом аппаратов, полученных по фиктивным договорам с подставными физическими лицами). Но комиссионная торговля является сегодня основным механизмом ассимиляции "серого" "мобильного" импорта.

Елена Новожилова


Нужные услуги в нужный момент