Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Рынок и право


А. Новик | Фото предоставлено ViewsonicНынешняя осень может ознаменоваться серьезными изменениями на белорусской IT рынке. По информации «Ежедневника» сразу несколько крупных западных компаний намерено упрочить свое положение на локальном рынке страны, что приведет к обострению конкуренции и как следствие снижению цен на отдельные высокотехнологичные продукты.
 
О тенденциях и перспективах отечественного IT-рынка «Ежедневнику» рассказал глава белорусского представительства компании ViewSonic Алексей Новик.

– На днях Samsung объявил о регистрации официального представительства в Минске. Таким образом, корейская компания усилит свое влияние на локальном рынке и не исключено, станет более жестко конкурировать с другими производителями компьютерной техники, в том числе и мониторов. Готов ли ViewSonic к усилению влияния своего главного конкурента?

– Учитывая то, что у меня очень хорошие отношения с белорусскими представителями Samsung я приветствую их шаг по легализации и выхода на несколько другой уровень. Но я не думаю, что именно регистрация представительства выльется в какой-то качественный рывок в области конкуренции и бизнеса Samsung в Беларуси. Им просто станет проще решать какие-то вещи, проводить переговоры с государственными органами и так далее. К слову, Samsung в этом отношении несколько проще, чем ViewSonic, который является монопродуктовым брендом и сосредоточен в основном на выпуске мониторов. У корейской же компании множество направлений деятельности, множество продуктов. Соответственно объемы продаж Samsung в Беларуси трудно сопоставить с объемами Viewsonic. Но с другой стороны Samsung работает в Беларуси больше 12 лет, и только сейчас пришел к решению о создании официального, легального представительства. В свою очередь ViewSonic на рынке только год, и я уверен, что создание полноценного представительства компании – не за горами. Для нас гораздо труднее содержать представительство – это большая часть постоянных затрат. Даже если у нас будет работать всего несколько человек в представительстве – постоянные затраты все равно будут относительно высокими.

– Прошел год после прихода ViewSonic на рынок. Брэнд стал более узнаваемым и в какой-то степени более желанным. За счет чего произошел рост доверия к продуктам компании, тем более, что ViewSonic был представлен серыми поставками и до объявления об официальном присутствии на рынке?

– Год назад ViewSonic пришел в Беларусь не просто формально, а через официальные поставки, авторизованных дистрибьюторов, партнеров. Кроме того был использован относительно стандартный набор маркетинговых методов повышения интереса к продуктам и брэнду. Например, сейчас мы проводим акцию направленную на конечных пользователей. В конце осени мы планируем провести большую дилерскую конференцию с выездом за границу для наших партнеров. Ничего сверхестественного мы не делаем. Каких-то уникальных методов для полномасштабного продвижения нам не пришлось использовать. Рынок Беларуси сам по себе быстрорастущий. Он растет быстрее чем общеевропейский рынок мониторов. В республике гораздо слабее конкуренция, нежели в России и Украине. В этих странах конкуренция гораздо жестче и сильнее. Много брэндов, которые делают серьезные инвестиции и в канал сбыта и в маркетинг. В Беларуси есть 3-4 «мониторных» лидера и еще 2-3 компании второго эшелона. В России с долей рынка больше 5 процентов – около 10 компаний. А больше 5 процентов – это очень серьезные продажи даже по европейским меркам. Кроме того есть еще десяток брендов, которые стремятся войти в ТОП-10. Таким образом выйти на белорусский рынок с хорошим брэндом не так сложно как в России.

– Успех Viewsonic в Беларуси может превзойти предварительные, достаточно скромные ожидания?

– Конечно может. Планы продаж для Беларуси постоянно пересматриваются. Мы точно добьемся тех целей, которые ставили перед собой в начале года. Если говорить о нашем месте на рынке, то сейчас в Беларуси 80 процентов продаж приходится на бюджетные решения и серии. Аналогично в России и Украине, причем это справедливо практически для всех производителей. Лишь в Европе несколько иная структура спроса. На локальном рынке важен ценовой фактор, ценовая конкуренция. Покупая мониторы, белорусы в первую очередь обращают внимание на брэнд, а затем на стоимость самого продукта. Но даже в этом сегменте мы пытаемся привнести в свои продукты какую-то изюминку. Скажем, все делают сереблристые модели, мы делаем черные. Мне трудно сказать, насколько наше стремление отличаться нравится покупателям, но искренне надеюсь, что оригинальный подход к мониторному бизнесу дает эффект.

– Вам удалось найти общий язык с государственным корпоративом?

– Мы достаточно успешно работаем с мелким и крупным корпоративным клиентом, но это как правило частные компании. У нас состоялось несколько сделок с банками. Что касается большого государственного корпоратива, то он по-прежнему строго ориентирован на продукцию белорусского производства. Пусть даже она предлагается по более высокой цене и в малом ассортименте.

– С чем вы связываете качественный «провал» отечественных мониторов?

– Я не видел бизнес-плана «Горизонта». Но для меня было совершенно очевидно, что там, где есть административные барьеры для импорта, продукция внутренних компаний будет востребована хотя бы потому, что в тендере записано о приеме заявок только на мониторы производства РБ. Что касается рынка домашних пользователей и частных компаний, то по цене доморощенные мониторы не могут конкурировать априори. Ну не может в Беларуси производство быть дешевле чем в Китае.

– Как вы относитесь к стремлению Беларуси делать свои Hi-Tech продукты, которые по качеству хуже западных аналогов?

– Через импортозамещение прошло много стран. Например, США. Яркий пример – Харли Дэвидсон. Когда Хонда обрушила американский рынок мотоциклов, для ХД были созданы преференции. Но созданы на два года, с условиями, что ХД научится за этот срок конкурировать с японцами. По окончании этого срока никто бы не стал административно поддерживать ХД дальше, несмотря на то, что это предприятие – по сути, национальный символ Америки. Если бы в Беларуси делались реальные инвестиции в развитие IT индустрии, я был бы двумя руками «за» импортозамещение. Мне тоже хочется жить в стране известной своим высокотехнологичным производством. Но то, что сейчас происходит в нашей стране – это тупиковый путь развития IT-индустрии. К чему приведет поощрение отверточной сборки? Разве что к совершенствованию технологии закручивания болтов. Ни технологий, ни квалифицированных кадров ни инвестиций отверточная сборка не требует. Какая цель подобного импортозамещения мне сказать сложно.

Владимир ВОЛКОВ


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-42%
-20%
-15%
-20%
-20%
-30%
-12%
-15%
-20%
-30%
-30%