• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Стояла такая тишина, что можно было услышать жужжанье мухи». Как Хрущев развенчал культ Сталина
  2. Как сложилась судьба участников групп, известных в 1990-е и 2000-е? Оказалось, очень по-разному
  3. Голосование на сайте ВНС и обвинительный приговор Шутову. Что происходит в стране 25 февраля
  4. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  5. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  6. Верховный комиссар ООН: В Беларуси беспрецедентный по масштабу кризис в области прав человека
  7. Журналистика не преступление. Как Катерина Борисевич готовила статью о «ноль промилле», за которую ее судят
  8. Глава бюро ВОЗ в Беларуси: «Возможно, в 2022 году мы сможем сказать, что с пандемией покончено»
  9. Экономист: Есть ощущение, что сменись Лукашенко даже на силовика, часть людей вернется в Беларусь
  10. Адвокат Статкевича отказался дать подписку о неразглашении, теперь его могут лишить лицензии
  11. «Они только успели поставить машину на платформу». Минчанин отказался платить за эвакуацию, и вот чем это закончилось
  12. Помните дом на Хоружей, где был магазин «Звездочка»? Там капремонт, вот как теперь выглядит фасад
  13. Погибшего Шутова признали виновным, Кордюкову дали 10 лет. По делу о выстреле в Бресте огласили приговор
  14. Поставщики сообщили о сложностях у еще одной торговой сети
  15. Проверка слуха: Виктора Бабарико отпустили под домашний арест? Адвокат не подтверждает
  16. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  17. «Политических на зоне уважают». Поговорили с освободившимся после 6,5-летнего срока политзаключенным
  18. У кого на стопе появляется «шишка»? Врач — о вальгусной деформации первого пальца
  19. «Самая большая покупка — 120 рублей». История Маргариты, которая работает продавцом в деревне
  20. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska
  21. В Беларуси начинают делать особые тесты, чтобы проверить иммунитет после вакцины от COVID-19
  22. «Хватали всех подряд». Появилось полное видео действий силовиков 11 августа в магазине на Притыцкого
  23. Гинеколог и уролог называют типичные ошибки пациентов на приеме. Проверьте, не совершаете ли вы их
  24. Нацбанк ввел изменения для желающих открыть счета за границей, купить недвижимость или ценные бумаги
  25. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  26. Лукашенко поручил госсекретарю Совбеза разработать план противостояния «змагарам и беглым»
  27. Что сулит Беларуси арест украинской «трубы», которую в 2019 году купил Воробей?
  28. Беларусь оказалась между Тунисом и Кувейтом по готовности к развитию передовых технологий
  29. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  30. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле


Лекция | Фото: БГУИРНедавно на портале TUT.BY проводилось голосование на тему "Есть ли будущее у Linux в белорусских учебных заведениях?" Мы решили углубиться в проблему и узнать у специалистов, насколько обоснованы довольно скептические, судя по результатам опроса, настроения масс.
 
Более четверти респондентов (28,33% или 685 человек), считают что будущее у Linux в белоруских учреждениях образования "вряд ли" есть. Около 20% считают, что будущего у популярной ОС в учебных заведениях Беларуси "конечно нет". То, что перспектив у открытого ПО в белорусском образовании нет, но должны быть, считают 12% проголосовавших. Радужно оценивают ситуацию ("да, безусловно") 22,29% опрошенных, ещё 17% склоняются к положительному ответу ("вероятно"):

"Есть ли будущее у Linux в белорусских учебных заведениях?"

  • Да, безусловно 22.29% (539)
  • Вероятно 17.66% (427)
  • Вряд ли 28.33% (685)
  • Нет, но должно быть 12.03% (291)
  • Конечно, нет 19.69% (476)

Мы попросили экспертов прокомментировать нынешнюю ситуацию с открытым ПО в образовании и попробовать заглянуть в будущее. Вот что они рассказали:

Владимир "mend0za" Шахов, сотрудник ООО "Велесис". Координатор конференции Linux Vacation Eastern Europe 2005/2007. Специализируется на внедрении, разработке и преподавании свободного программного обеспечения

– Минобразования и вузы выполняют сейчас консервативную роль и мало заинтересованы в инновациях. Внедрение свободного ПО идёт снизу – на уровне кафедр и подразделений вузов. Вышестоящие органы идут в кильватере своих подчинённых. Студенты тянут вперёд преподавателей. Самый ходовой вопрос чиновников от образования: "А зачем?". Например, преподавателям из БГУ, разрабатывающим курсы на основе Free/Open Source Software (FOSS), пришлось столкнуться с откровенным непониманием руководства уровня выше деканов. Но в Минске (и в целом по республике) сейчас острейший дефицит специалистов, владеющих этой тематикой. Поэтому можно констатировать, что образование пока отстаёт от потребностей общества.

Могу утверждать, что большинство IT-специалистов уже сейчас имеет дело с какими-либо видами FOSS. Средства разработки, базы данных, серверное ПО, пользовательские программы – доля FOSS в них непрерывно возрастает. Какие шаги необходимо предпринимать для популяризации такого ПО в Беларуси? Сейчас катастрофически не хватает центров по консультированию, внедрению и адаптации, подобных московскому "Центру компетенции Linux" компании IBM. Нет готовых решений нацеленных на практическое применение в сфере образования, подобных решениям в Бразилии или Эстремадуре (область в Испании). Это могут быть и общественные организации, и госструктуры, и коммерческие компании. Решения властных органов останутся бумажными декларациями без людей, которые начнут внедрять декларации в
жизнь.

Макс Курмаз, "железный обозреватель", руководитель проекта Gigamark.com, преподаватель БГУИР

– Сам вопрос поставлен несколько некорректно. Компьютеры в организации учебного процесса применяются по-разному: в технических ВУЗах их используют, например, для обучения процессу разработки ПО, проектирования устройств и механизмов и т.д. В этом случае студенты работают с конкретными специализированными программными пакетами, и выбор операционной системы, как и выбор другого компьютерного оборудования, определяется исключительно требованиями этих пакетов. Нужен Linux – его применяют. Мало того, если в рамках того или иного курса студенты разрабатывают ПО для Linux, то без этой операционной системы обойтись никак нельзя. Интерес к ней со стороны именно разработчиков устойчив, так как существует большой рынок ПО для Linux, и специалисты без работы не простаивают.

Что же касается обучению информатике, а также применению компьютеров для выполнения других работ, отличных от программирования и инженерного дизайна, то тут вопрос перехода на Linux и свободно распространяемое ПО может быть легко решен. Например, многие научные работники по своей инициативе работают в среде Linux, большинство университетских серверов также используют Linux или одну из Unix-систем, обслуживающий персонал зачастую владеет необходимыми знаниями для сопровождения таких систем. Но есть ли такая необходимость? Понятие "пиратства" как таковое для нас не актуально, большинство не считает предосудительным устанавливать и использовать взломанные копии Windows, Office, The Bat и других популярных программ. Ставят их и на университетские компьютеры. Они всем хорошо известны, привычны студентам и преподавателям. Попытки ввести строгие меры – запретить пиратское ПО, ввести тотальный контроль, штрафовать виновных – должны предприниматься только при наличии гарантий выделения средств под покупку лицензий. И так поставки техники для обучения происходят нерегулярно и с большим запозданием, а необходимость покупки ПО увеличит и без того высокие затраты.

Глеб Рубанов, программист, активист добровольческих проектов Linux Vacation Eastern Europe, noOOXML-by, "Свободная информатика"

– Свободное ПО имеет устойчивую популярность среди студентов технических специальностей и определенной прослойки ИТ-специалистов. Свободное ПО как явление воплощает более прогрессивную модель социальных отношений, в которой главная роль отдается сотрудничеству, а не конкуренции.

Но до сих пор белорусское общество не проявляло широкого интереса к дискуссии о социальных и экономических аспектах IT-отрасли, где у свободного ПО позиции однозначно сильнее. В общественном сознании IT-экономика - это все еще исключительно "компьютерные технологии" и не более того.

С технологической точки зрения сегодня свободное ПО уже предоставляет все возможности для использования в образовании, для автоматизации рабочих мест нетехнических пользователей (исключение пока составляют отдельные отрасли, монополизированные проприетарными производителями, например, бухгалтерский учет). Для успешного продвижения свободного ПО в школы, учреждения и промышленность, в первую очередь необходимо, чтобы дискуссия о социальных аспектах информатизации приобрела более широкий характер.

Проблемы в системе образования, связанные с IT, давно известны – школьников и студентов учат работе с продуктами конкретных производителей, вместо того, чтобы обучать их работе с технологиями в целом. Это порождает "цепную реакцию", в результате которой вся экономика оказывается "подсаженной" на проприетарное ПО конкретных производителей. Проблему осознают многие, говорят о ней – единицы. Потому что слушать некому.

Не столь важно, будет ли инициирована эта дискуссия сверху Минобразом или снизу (учителями и родителями). Важно, чтобы в итоге ею заинтересовались все стороны, иначе любые инициативы в этом направлении будут умирать, а проблема – оставаться. И через несколько лет она рванет по полной.

Николай ЩЕТЬКО


-50%
-21%
-15%
-20%
-40%
-25%
-10%
-10%
-10%
-7%
-15%
0072641