Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Лекция | Фото: БГУИРНедавно на портале TUT.BY проводилось голосование на тему "Есть ли будущее у Linux в белорусских учебных заведениях?" Мы решили углубиться в проблему и узнать у специалистов, насколько обоснованы довольно скептические, судя по результатам опроса, настроения масс.
 
Более четверти респондентов (28,33% или 685 человек), считают что будущее у Linux в белоруских учреждениях образования "вряд ли" есть. Около 20% считают, что будущего у популярной ОС в учебных заведениях Беларуси "конечно нет". То, что перспектив у открытого ПО в белорусском образовании нет, но должны быть, считают 12% проголосовавших. Радужно оценивают ситуацию ("да, безусловно") 22,29% опрошенных, ещё 17% склоняются к положительному ответу ("вероятно"):

"Есть ли будущее у Linux в белорусских учебных заведениях?"

  • Да, безусловно 22.29% (539)
  • Вероятно 17.66% (427)
  • Вряд ли 28.33% (685)
  • Нет, но должно быть 12.03% (291)
  • Конечно, нет 19.69% (476)

Мы попросили экспертов прокомментировать нынешнюю ситуацию с открытым ПО в образовании и попробовать заглянуть в будущее. Вот что они рассказали:

Владимир "mend0za" Шахов, сотрудник ООО "Велесис". Координатор конференции Linux Vacation Eastern Europe 2005/2007. Специализируется на внедрении, разработке и преподавании свободного программного обеспечения

– Минобразования и вузы выполняют сейчас консервативную роль и мало заинтересованы в инновациях. Внедрение свободного ПО идёт снизу – на уровне кафедр и подразделений вузов. Вышестоящие органы идут в кильватере своих подчинённых. Студенты тянут вперёд преподавателей. Самый ходовой вопрос чиновников от образования: "А зачем?". Например, преподавателям из БГУ, разрабатывающим курсы на основе Free/Open Source Software (FOSS), пришлось столкнуться с откровенным непониманием руководства уровня выше деканов. Но в Минске (и в целом по республике) сейчас острейший дефицит специалистов, владеющих этой тематикой. Поэтому можно констатировать, что образование пока отстаёт от потребностей общества.

Могу утверждать, что большинство IT-специалистов уже сейчас имеет дело с какими-либо видами FOSS. Средства разработки, базы данных, серверное ПО, пользовательские программы – доля FOSS в них непрерывно возрастает. Какие шаги необходимо предпринимать для популяризации такого ПО в Беларуси? Сейчас катастрофически не хватает центров по консультированию, внедрению и адаптации, подобных московскому "Центру компетенции Linux" компании IBM. Нет готовых решений нацеленных на практическое применение в сфере образования, подобных решениям в Бразилии или Эстремадуре (область в Испании). Это могут быть и общественные организации, и госструктуры, и коммерческие компании. Решения властных органов останутся бумажными декларациями без людей, которые начнут внедрять декларации в
жизнь.

Макс Курмаз, "железный обозреватель", руководитель проекта Gigamark.com, преподаватель БГУИР

– Сам вопрос поставлен несколько некорректно. Компьютеры в организации учебного процесса применяются по-разному: в технических ВУЗах их используют, например, для обучения процессу разработки ПО, проектирования устройств и механизмов и т.д. В этом случае студенты работают с конкретными специализированными программными пакетами, и выбор операционной системы, как и выбор другого компьютерного оборудования, определяется исключительно требованиями этих пакетов. Нужен Linux – его применяют. Мало того, если в рамках того или иного курса студенты разрабатывают ПО для Linux, то без этой операционной системы обойтись никак нельзя. Интерес к ней со стороны именно разработчиков устойчив, так как существует большой рынок ПО для Linux, и специалисты без работы не простаивают.

Что же касается обучению информатике, а также применению компьютеров для выполнения других работ, отличных от программирования и инженерного дизайна, то тут вопрос перехода на Linux и свободно распространяемое ПО может быть легко решен. Например, многие научные работники по своей инициативе работают в среде Linux, большинство университетских серверов также используют Linux или одну из Unix-систем, обслуживающий персонал зачастую владеет необходимыми знаниями для сопровождения таких систем. Но есть ли такая необходимость? Понятие "пиратства" как таковое для нас не актуально, большинство не считает предосудительным устанавливать и использовать взломанные копии Windows, Office, The Bat и других популярных программ. Ставят их и на университетские компьютеры. Они всем хорошо известны, привычны студентам и преподавателям. Попытки ввести строгие меры – запретить пиратское ПО, ввести тотальный контроль, штрафовать виновных – должны предприниматься только при наличии гарантий выделения средств под покупку лицензий. И так поставки техники для обучения происходят нерегулярно и с большим запозданием, а необходимость покупки ПО увеличит и без того высокие затраты.

Глеб Рубанов, программист, активист добровольческих проектов Linux Vacation Eastern Europe, noOOXML-by, "Свободная информатика"

– Свободное ПО имеет устойчивую популярность среди студентов технических специальностей и определенной прослойки ИТ-специалистов. Свободное ПО как явление воплощает более прогрессивную модель социальных отношений, в которой главная роль отдается сотрудничеству, а не конкуренции.

Но до сих пор белорусское общество не проявляло широкого интереса к дискуссии о социальных и экономических аспектах IT-отрасли, где у свободного ПО позиции однозначно сильнее. В общественном сознании IT-экономика - это все еще исключительно "компьютерные технологии" и не более того.

С технологической точки зрения сегодня свободное ПО уже предоставляет все возможности для использования в образовании, для автоматизации рабочих мест нетехнических пользователей (исключение пока составляют отдельные отрасли, монополизированные проприетарными производителями, например, бухгалтерский учет). Для успешного продвижения свободного ПО в школы, учреждения и промышленность, в первую очередь необходимо, чтобы дискуссия о социальных аспектах информатизации приобрела более широкий характер.

Проблемы в системе образования, связанные с IT, давно известны – школьников и студентов учат работе с продуктами конкретных производителей, вместо того, чтобы обучать их работе с технологиями в целом. Это порождает "цепную реакцию", в результате которой вся экономика оказывается "подсаженной" на проприетарное ПО конкретных производителей. Проблему осознают многие, говорят о ней – единицы. Потому что слушать некому.

Не столь важно, будет ли инициирована эта дискуссия сверху Минобразом или снизу (учителями и родителями). Важно, чтобы в итоге ею заинтересовались все стороны, иначе любые инициативы в этом направлении будут умирать, а проблема – оставаться. И через несколько лет она рванет по полной.

Николай ЩЕТЬКО


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-30%
-25%
-10%
-25%
-10%
-10%
-10%