Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


В. Карагиоз | Фото: IT.TUT.BYВ минувший четверг сразу несколько западных софтверных компаний заявили о своем приходе на белорусский рынок. В череде именитых «новичков» оказалась и Adobe, известная своим Photoshop, а нашим читателям – программой Adobe Acrobat Reader. Мы не могли упустить возможность пообщаться с представителями компании, которая косвенно причастна к существованию «Ежедневника».
 
О бизнесе, пиратстве и перспективах развития электронной прессы "Ежедневнику" рассказал менеджер по развитию бизнеса Adobe Владимир КАРАГИОЗ.

– Каковы ваши ожидания от прихода на белорусский рынок? Что надеетесь получить на стартовом этапе работы в Беларуси?

– Сейчас трудно делать прогнозы, выраженные в деньгах. Относительно узнаваемости бренда проблем нет – бренд Adobe достаточно известен в Беларуси. Важным шагом для нас было бы признание пользователями существования возможности легального приобретения продуктов компании. Я очень часто оглядываюсь на Украину, где в последнее время случаются телефонные звонки, например, от какого-нибудь свадебного фотографа, за которым борцы с пиратством никогда и не гонялись и которого интересует, где в Киеве можно купить лицензионный Photoshop. То есть постепенно происходят какие-то изменения в умах пользователей, и мы ожидаем, что аналогичная тенденция будет наблюдаться и в Беларуси.

Кардинальных шагов в отношении пиратства мы предпринимать пока не собираемся. Наша позиция заключается в ведении разъяснительной работы, поскольку борьба с помощью насилия хоть и приносит сиюминутные плоды, но не является эффективной. После силовых мероприятий многие люди меняют свое восприятие компании в негативную сторону.

– Иными словами, вы сознательно отказываетесь от преследования нелегального тиражирования и распространения ваших продуктов на территории Беларуси?

– Компания Adobe никогда не занималась борьбой с пиратством. Это – прерогатива государства, если, конечно, в нем существует соответствующая законодательная база.

– А если такого законодательства нет?

– У меня сложилось впечатление, что вопрос пиратства – это в первую очередь вопрос человеческой психологии. Когда человек покупает какую-нибудь программу или утилиту за небольшие деньги, в умах что-то перестраивается. В следующий раз, когда пользователю будет предстоять выбор между пиратским или лицензионным софтом, он выберет лицензию. Я сам по себе знаю, когда обживаешь «чистый» компьютер, при установке следующей программы начинаешь думать: может, пойти и купить легальную копию? И очень часто я иду и покупаю.

Возвращаясь к вопросу, чего же мы хотим получить в Беларуси, замечу, что помимо продажи коробочных продуктов мы заинтересованы в продвижении корпоративных версий. Например, нам очень интересен финансовый сектор: банки и страхование. В этой области мы могли бы предложить решения для выдачи кредитов и выписки полисов с помощью активных PDF-форм.

– Вы готовы убедить привыкших к сборникам «Золотой Photoshop» белорусских пользователей перейти на легальные продукты Adobe?

– Для частных лиц работает закон психологии. Это странно, но он работает. Как только один раз купил легальную программу – увяз и вряд ли станешь использовать пиратскую версию. Не нужно недооценивать человеческую психологию. Факт честной жизни греет душу. Если говорить о корпоративном сегменте, то индустрия, например типографская, постепенно начинает обеляться. То же самое происходило и в России, когда типографии независимо от своего размера и уровня – от визиточного салона до полиграфического комбината – плакали, что не могут пойти на внедрение легальных продуктов.

Прошло время, и сейчас лицензионный софт в России – в порядке вещей. Уровень его проникновения, конечно же, недостаточный, но положительные тенденции налицо.

– В Беларуси наиболее выигрышным в финансовом плане вариантом распространения легального софта является продажа решений и продуктов государственному сектору. Вели ли вы переговоры с государственными учреждениями и компаниями?

– Очень многие компании, которые хотят выйти на крупных западных заказчиков, понимают, что наличие легального инструментария разработки – обязательное условие сделки. На Западе юристы страдают паранойей в вопросе легальности софта. Соответственно если говорить о белорусском Парке высоких технологий, то вряд ли разработчики «экспортных» решений позволят себе такую роскошь, как пиратский инструментарий. Компания Adobe пока не вступала в переговоры с белорусским государственным сектором. До недавнего времени в фокусе компании была только Россия. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее и собираемся наводить мосты с белорусскими госорганами.

– Насколько понятие «будущее» растяжимо для Adobe?

– Я не могу приводить какие-то сроки из нашей корпоративной стратегии. Горизонты планирования у нас достаточно долгие. Будущее для нас измеряется не одним и даже не тремя годами. Скорее всего, мы говорим о периоде, который соизмерим с тем, что остался до старта Олимпиады в Сочи.

– Вы отслеживаете, какие продукты Adobe пользуются популярностью в Беларуси?

– Белорусский рынок мы изучали. Но это не было классическое маркетинговое исследование. Имели место встречи с людьми, которые на территории Беларуси занимаются оффшорным программированием. Общались с банками, которые высказывали заинтересованность определенными нашими продуктами. Но полноценное маркетинговое исследование – это дело будущего.

– Почему бы Adobe не пойти по пути компании Microsoft, которая существенно снизила стоимость локализованной китайской версии Windows Vista, начав продавать в Беларуси свои локализованные продукты по специальным ценам?

– Возможно, появится Adobe Photoshop на белорусском языке. Тем более что в украинской локализации и Acrobat, и Photoshop уже появились. Мы ведем активную локализацию, и через некоторое время в списке поддерживаемых языков появится азербайджанский. Вопрос наличия белорусской версии продуктов компании вполне реалистичен. Что же касается специальных цен, то мы считаем, что для корпоративного сегмента наши цены вполне оправданны. Если человеку для жизни нужен Photoshop, то, как показывает практика, данный продукт он может себе позволить и без специальных цен. Грубо говоря, даже тот же свадебный фотограф за несколько фотосессий может легко отбить затраты на приобретение лицензионного продукта. Аналогичная картина наблюдается и в издательском бизнесе. Сложнее всего с частными пользователями, но лишь потому, что рынок пока не знает о наличии «легких» версий программных продуктов, ориентированных на домашнего пользователя. Есть Photoshop Elements, который стоит не в пример дешевле профессиональной версии, тем не менее не очень сильно ограничивает домашнего пользователя в функциональности.

– Словом, вы предлагаете не ценовую, а продуктовую дифференциацию?

– Практика показывает, что домашнему пользователю классический Photoshop не нужен. Для того чтобы поправить на фото красные глаза или баланс белого, вполне достаточно Photoshop Elements. Для профессиональных фотографов также есть специализированный продукт Lightroom, который дешевле, нежели «большой» Photoshop. Он проще с точки зрения интерфейса и покрывает все потребности профессионального фотографа. Наше мнение таково: интерес к легальным продуктам – это вопрос не цены, а скорее выбора. Понятно, что всем хотелось бы ездить на Audi A6, но в действительности многим не так уж важно, на чем проехать из точки А в точку Б, главное – не попасть в аварию.

– Связывает ли компания Adobe какие-нибудь надежды с форматом PDF? В частности, есть ли будущее у периодических изданий, использующих данный формат?

– Давняя мечта всех издателей – распространять свою продукцию в электронном виде с защитой авторских прав. Определенные шаги сделаны в этом направлении. Как раз появился сервер политик, позволяющий при открытии документа проверять права доступа конкретного пользователя. Если говорить об изданиях в формате PDF, следует отметить, что движение ширится. Очень многие бумажные журналы начинают распространяться в PDF-формате. PDF как формат поддерживает работу как в online, так и offline. И если выбирать между HTML и PDF, то стоит придерживаться принципа, который действует в ресторанах МакДональдс: гамбургер и кока-кола – вместе вкуснее. В связи с этим будет постоянно совершенствоваться сам формат PDF, в котором уже появились специальные формы и инновации в области политики доступа и так далее. Перспективные технологии не стоят на месте.

Александр НИКОЛАЙЧУК


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-20%
-20%
-15%
-25%
-20%
-30%
-20%
-10%
-10%