Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Девушка с телефоном | Фото: КомпьютерраПо итогам августа количество абонентов сотовой связи стандартов GSM и cdma2000 1x в Беларуси составило 6,635 млн. Прирост за месяц составил +142,5 тыс. абонентов или +2,2%. Общий уровень проникновения достиг 68,31% (+1,47 проц. пунктов) , исходя из численности населения Беларуси 9 714 тыс. человек.
 
Показатели

Прирост в 142,5 тысячи абонентов, продемонстрированный белорусскими сотовыми операторами в августе – второй результат года после январских 187 тысяч, обусловленных новогодними акциями. И учитывая, что после января прирост в текущем году вообще не превышал знаковой для белорусского рынка стотысячной отметки – прошедший месяц более чем удачен – порог превышен почти в полтора раза. Показатель августа прошлого года был гораздо большим (180,5 тыс.) – середина и конец лета традиционно благоприятный для подключений период. И прошлогодний август был столь же продуктивен, как и прошлогодний июль. А в середине же нынешнего лета прирост (87 тыс.) был в полтора раза меньшим, чем в конце. Так что в целом тенденция положительная – рынок возвращается "на круги своя".

Возврат к привычным показателям ("далеко за сто тысяч") обусловлен, прежде всего, показателями VELCOM. Оператор оправился, наконец, от "новогоднего шока" – к августу объем оттока существенно снизился. Число же новых подключений – следствие возросшей маркетинговой активности – позволило не только снивелировать отключения, но и установить собственный рекорд VELCOM этого года +70 тыс. прироста против 15 тыс. месяцем ранее. В августе прошлого года было 75 тыс., но зафиксированы они были по менее жесткой методике учета базы, так что результат более чем успешен. Более того, VELCOM удалось в августе стать даже лидером рынка по приросту с долей 49,1%.

МТС, для которого "новогодние оттоки" закончились с началом лета, в августе мог позволить себе быть менее активным. В итоге 65 тысяч прироста (45,6%), – повторение результата прошлого месяца. Весьма неплохо в сравнении с весенними показателями, но оба результата разительно контрастируют с фиксировавшимися в июле-августе 2006-го – 100 и 105 тыс. соответственно. База БеСТ пятый месяц подряд растет на 7-8 тыс. – в августе было 7,5 (5,3% прироста). DIALLOG по-прежнему прироста не фиксирует.

В результате по итогам лета абонентская база МТС составляет 3,61 тыс. пользователей (54,4% рынка, -0,2 п.п. к результату предыдущего месяца), – лидер опережает VELCOM на 840 тыс . (-5 тыс.) абонентов. В августе МТС стал, наконец, в дополнение к своему лидерству на сотовом рынке крупнейшим оператором связи в стране. – Емкость сети стационарного оператора РУП "Белтелеком" в настоящее время составляет 3 549 796 номеров (с учетом таксофонов). VELCOM по данным на 1 сентября обслуживает 2,77 млн . пользователей (41,7%, +0,2 п.п.). В абонентской базе БеСТ по итогам месяца числится 163,5 тыс. записей (2,5%, +0,1 п.п.), база DIALLOG уже два с половиной года находится примерно на одной отметке (92 тыс., 1,4%).

VELCOM. Летние мечты на смену Новому году

Маркетинг. Август совпал для первого белорусского оператора стандарта GSM с окончанием "новогодних праздников". И хотя исключения из базы "новогодних абонентов" ТП PRIVET продолжались и в конце лета, число исключенных уже не столь значительно как ранее. В июле из базы VELCOM были удалены последние из контрактных сим-карт, полученных в рамках новогоднего фрода абонентами pre-paid тарифа PRIVET. (Планировавшие стать PRIVET'чиками предпочитали тогда получить пакет в подарок в дополнение к "бесполезной" сим-карте контрактного ТП с 1 тыс. руб. на счету, последняя же полгода после исчерпания средств числилась в качестве активной). В августе же приток позволил уже не только, как в предыдущие месяцы, снивелировать оттоки, но и установить собственный рекорд, и даже стать лидером рынка в приросте.

Лидером, VELCOM, надо сказать, стал по праву, – масштаб рекламной кампании акции "Заведи мечту" сравним с "ковровой" бомбардировкой – едва ли кому-то из жителей Беларуси удалось остаться о ней в неведении. Кроме того, определенный эффект дала имиджевая кампания "Все на VELCOM" , – серия концертов в городах Беларуси, акция от 16 августа для подключающихся на ТП PRIVET – "классная майка или кепка с уникальным дизайном" в подарок, и начало 20 июля подключений на номера серии + 375 44 7****** – некоторые абоненты МТС предпочли купить дубликат собственного номера. Однако определяющим фактором стала все-таки акция "Заведи мечту" – денежные призы и автомобили для подключающихся с 30 июля по 23 сентября абонентов – и масштабы ее продвижения. Хотя уже год – с сентября 2006-го, то есть с момента ввода тарифа PRIVET – активность VELCOM в продвижении собственных услуг весьма значительна, акция "Заведи мечту" выгодно отличается от всех предыдущих объявлений масштабом затрат. Четверть миллиона долларов призовых в масштабах Беларуси – сумма более чем значительная. Конечно, по сути, сама акция – своего рода ремейк проведенного в 2001 году среди абонентов оператора розыгрыша Volkswagen Bora – костяк команды VELCOM неизменен с тех времен. Однако масштабы "Заведи мечту" значимы даже для 2007 года.

Объяснение того, почему именно такие методы продвижения задействованы именно сейчас, летом 2007-го, появилось 22 августа. В этот день СП ООО "МЦС" (знак обслуживания VELCOM) было преобразовано в Иностранное частное унитарное предприятие по оказанию услуг "Мобильная цифровая связь" или сокращенно ИП "МЦС". Название предприятия изменено в соответствующем разделе официально сайта, партнеры также получили соответствующие уведомления. 24 августа VELCOM получил также "новую" лицензию Минсвязи №02140/0172810 на очередные 10 лет на основании решения министерства №53. Таким образом, VELCOM косвенно подтвердил появившуюся накануне неофициальную информацию о давно ожидавшейся продаже долей в собственности предприятия. – Государство и аффилиированный с ним экспортер вооружения "Белтехэкспорт" полностью отказались от какого-либо участия в предприятии, для чего и понадобилась перерегистрация СП ООО в Иностранное частное унитарное предприятие. По белорусскому законодательству у ООО не может быть один владелец – именно в случае выбытия остальных собственников долей и необходима перерегистрация в Унитарное предприятие. Естественно, что возможность остаться единственным владельцем VELCOM повысило для г-на Самави "цену вопроса", которая пока не оглашается (по неофициальной информации ~$300 млн. причитается в бюджет страны, ~$200 млн. – "Белтехэкспорту" и ~$1 млн. – "Белтелекому"). А, учитывая время прохождения бюрократических процедур, решение о продаже было принято еще в июле. Таким образом, наступившая определенность (стадия продажи, когда один из соучредителей не заинтересован в повышении цены выкупаемой доли, т.е. в развитии предприятия – миновала) и позволила сосредоточиться на продвижении. Более того, возможная скорая дальнейшая перепродажа предприятия (в сентябре появилась информация о возможном приобретении VELCOM австрийским Telekom Austria ) делает быстрый рост абонентской базы для VELCOM сейчас более чем актуальным.

Кадровая хроника августа также явилась следствием вышеизложенного. С 10 августа у предприятия новое штатное расписание, продиктованное необходимостью усиления маркетингового блока. Появилась новая должность – Заместителя генерального директора по маркетингу, главным маркетологом ИП «МЦС» (товарные знаки VELCOM и PRIVET) стала Дина Цыбульская , ранее занимавшая должность директора по работе с клиентами (Client Service Director) в рекламном агентстве Publicis Hepta Belarus. Ранее маркетинговые вопросы были в компетенции заместителя Заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, – эту должность занимал один из самых опытных менеджеров в белорусской телеком-отрасли Роберт Дашян . Роберт Саркисович остается в компании в должности заместителя генерального директора по продажам и абонентскому обслуживанию.

Обслуживание и VAS. Здесь август практически не принес новостей – сеть расширялась в плановом режиме, введено несколько далеко не самых значимых дополнительных услуг, появились новые партнеры по GPRS-роумингу. Наиболее значимым было объявление о предстоящем с 15 сентября вводе услуги "Пауза". Абоненты смогут самостоятельно временно приостанавливать пользование всеми услугами мобильной связи. При подключении услуги с лицевого счета абонента будет списываться разовый взнос 2000 рублей, позволяющий пользоваться "Паузой" в течение 30 календарных дней, начиная с 31-го дня – 50% абонентской платы согласно тарифному плану абонента.

МТС. Новые офисы – "виртуальные" и реальные.

Маркетинг. Отставание МТС по приросту от основного конкурента в конце лета вполне объяснимо. Плановая августовская активность лидера рынка даже дополняемая эффектом сети объяснимо несколько терялась на фоне "неожиданно" активизировавшегося конкурента. Продвигались последние ценовые нововведения, адресованные достаточно узким и специфическим аудиториям. Прежде всего, датированный 27-м июня ТП RED, ориентированный на малоговорящих пользователей SMS-и ММS-сообщений (т.е. молодежную аудиторию). Прошедший 31 августа на Минском стадионе «Динамо» R’n’B–фестиваль от МТС «RED.Красные идут!» хотя и сопровождался проливным дождем, внес свою лепту в продвижение тарифа. Как и завершившаяся 24 августа акция "Лето рулит!" (розыгрыш призов среди вновьподключившися) и продолжающаяся серия концертов в городах страны «5 лет вместе!».

Более значимым ожидается эффект от начавшейся 23 августа (и проходящей до 30 сентября) акции "Подарок осени" – каждая четная минута исходящих вызовов абонентов большинства тарифных планов МТС внутри сети будет стоить 15 рублей, однако датирован эффект будет уже сентябрем.

VAS. В череде традиционных объявлений о росте числа партнеров МТС по GPRS-роумингу и по MMS-обмену, а также о вводе новых услуг, выделилась новость в равной степени относимая и к дополнительным сервисам, и к обслуживанию. С 16 августа МТС начал подключения минских абонентов через собственный Интернет-магазин. Опыт уже признан успешным и его решено распространить на другие города Беларуси. Кроме того, главным анонсом месяца стало объявление директора МТС Владимира Карповича о возможном скором появлении в Беларуси "мобильных денег" , в частности, использовании мобильных телефонов в качестве "кошельков" платежной системы Webmoney. Во многих странах мира "мобильные платежи" составляют серьезную альтернативу известным карточным платежным системам и, уж тем более, наличным платежам. Пользователями такого сервиса давно могли бы стать и миллионные армии абонентов белорусских операторов, однако сдерживающим фактором остается законодательство. МТС еще около года назад, в ноябре 2006 года, инициировал рассмотрение Национальным банком Беларуси ряда соответствующих вопросов, в частности, "проблемы приема сотовыми операторами платежей в пользу третьих лиц". – Запрет на такой прием платежей небанковскими организациями вынуждает операторов, например, оказывать все услуги по продаже контента своим абонентам исключительно от собственного имени. Контент-и сервис-провайдеры не могут быть стороной договора с абонентом – лишь операторы. Которые и вынуждены были кроме своей непосредственной деятельности – "предоставления транспорта" – становиться полноценными игроками совсем другого рынка, что, очевидно, сдерживало его развитие. Сейчас же, по словам Владимира Карповича, проблема сдвинулась с мертвой точки, что может поспособствовать появлению новых сервисов для абонентов. В том числе, и "мобильных денег" на базе системы электронных платежей Webmoney – вопрос о таковых сейчас прорабатывается с тем же Национальным банком. Предполагается создание рабочей группы из представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также всех сотовых операторов.

Обслуживание. Кроме открытия "виртуального собственного центра продаж", сеть собственных точек МТС пополнилась в августе четырьмя реальными точками – две из них открыты в городах, где собственных офисов МТС еще не было. 15 августа – в крупнейшем городе Минской области Борисове (в регионе это только вторая собственная точка МТС после открытого в июле молодеченского центра ). А 31 августа МТС открыл новый центр обслуживания абонентов в Пинске, втором по величине городе Брестской области (и 10-м в стране). Кроме того, вторая собственная точка МТС открыта во втором по величине городе страны Гомеле, и шестая по счету – в столице Беларуси . Открытый 30 августа новый минский Центр продаж МТС расположен в весьма удачном, месте – ул. Карла Маркса, 26 – в двух шагах от резиденции Президента Беларуси. Впрочем, сотрудники администрации главы белорусского государства вряд ли станут наиболее массовой категорией посетителей. Гораздо больший поток гостей офиса "сгенерируют" находящиеся буквально напротив здания Центра корпуса Экономического, Философского и Филологического факультетов БГУ, а также расположившийся в двух шагах корпус Исторического факультета. Хотя МТС уже давно "оператор для всех", исторически сложилось, что студенты составляют одну из самых массовых его аудиторий. Они же – основная часть гостей Центра на пр. Независимости, 6, – открытого в середине 2006 года рядом с главным корпусом БГУ и корпусом Педагогического университета – одного из самых посещаемых в городе. Кстати, Центр по ул. Карла Маркса МТС удалось открыть благодаря сотрудничеству с одной из страховых компаний, лишь став у нее субарендатором площадей. Но и такие условия в данном случае для оператора более чем выгодны.

В конце августа МТС объявил о начале подключений абонентов на номера с новым зональным кодом сети 33 – но на текущий момент доступны лишь номера из диапазона 6000000 — 6299999. Хотя абоненты основного конкурента и могут быть заинтересованы в приобретении дубликата собственного номера, эффект от нововведения, сниженный узостью выбора, ожидается лишь в сентябре.

Основные показатели операторов по итогам месяца таковы:


ПоказательVELCOM МТС DIALLOGБеСТ
Абонентская база, тыс.2770(+70)3610(+65)92(+0)163,5(+7,5)
Доля рынка на конец периода, %41,7%(+0,2)54,4%(-0,2)1,4%(+0)2,5%(+0,1)
Доля в приросте за период, %49,1%(+31,9)45,6%(-29,1)0,0%(+0)5,3%(-2,8)
Территория покрытия, %>84(+1)%>85(+1)%>52%>12%
Население на территории покрытия, % >95%>95%>68%>48%
Городское население на территории покрытия, % 100%100%>92%>53%
Базовые станции>2058(+~57)>2888(+~74)152259(+16)
Фирменные центры продаж и обслуживания, магазины / в городах 40/2427(+4)/16(+2)8/62(+1)/2(+1)
Дилерская сеть, торговых точек / в городах 645(-18)/154804(-12)/267110/45253(+15)/23(+1)
Точки оплаты автоматизированные / неавтоматизированные >5800/>3000>7624(+~6)/>3000>3500/ 30002000
Роуминг, сетей / стран 245/141239(+14)/136(+6)13/43



Нужные услуги в нужный момент