Поддержать TUT.BY
65 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  2. В Совбезе ООН выступили Тихановская и Латушко — напомнили о репрессиях. Постпред Беларуси спросил о свободе слова
  3. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  4. Опасный прецедент. Во что нам может обойтись отказ Yara от контракта с «Беларуськалием» (и почему все это важно)
  5. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  6. Умер Ларри Кинг
  7. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  8. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  9. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  10. В Борисове горел дом: погибли четыре человека
  11. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  12. Московский суд арестовал белорусского бойца Алексея Кудина на два месяца
  13. Бывший студент БНТУ подал иск, чтобы отменить свое отчисление. Вот что решил суд
  14. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  15. Норвежская компания Yara отреагировала на заявления «Беларуськалия» по возврату уволенных работников
  16. «Даже взгляд сфокусировать не мог». Поговорили с родными ученика, который после школы с ЧМТ попал в больницу
  17. Минск лишили права проведения чемпионата мира по современному пятиборью
  18. В городах России проходят акции протеста: сообщается о сотнях задержанных
  19. Акции протеста, самоподжог на площади, Тихановская в Совбез ООН. Что происходило в Беларуси 22 января
  20. Цепи солидарности, около 100 задержанных. Что происходит в Беларуси 23 января
  21. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  22. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  23. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  24. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  25. В ТЦ «Пассаж» конфликт: предприниматели остались без света, работать не пускают охранники
  26. Двое детей, с женой в разводе. Кто тот минчанин, который поджег себя на площади Независимости
  27. В Беларуси с начала пандемии — 235 859 человек с COVID-19. Сколько новых случаев обнаружили за сутки
  28. Послы Польши и Литвы так и не вернулись в Минск после отзыва в свои столицы осенью. Это надолго?
  29. «Противопоставление официальным комментариям». Генпрокуратура передала в суд дело журналиста TUT.BY и врача БСМП
  30. «Условия крайней необходимости». СК отказался возбуждать дело на милиционера, который в Жодино ударил женщину в лицо


Закон | Фото с сайта campusaccess.comК таким идиоматическим выражениям, как «носить воду в решете» или «вычерпать море» вполне можно добавить еще одно – «упорядочить интернет». Желание навести порядок в белорусском сегменте глобальной сети уже несколько лет является несбыточной мечтой белорусских законодателей. Сеть не имеет географических границ, а передаваемая по ней информация практически не поддается контролю.
 
Впрочем, еще одну попытку урегулировать правовые противоречия в Байнете белорусские законодатели предпримут в самое ближайшее время. На осенней сессии парламентарии планируют рассмотреть новый законопроект «Об информации, информатизации и защите информации».

Три в одном

До недавнего времени про законодательное регулирование Байнета нельзя было даже сказать, что оно находится в эмбриональном состоянии. Оно практически отсутствовало. Правовые нормы, в той или иной мере касающиеся виртуального мира, оказались разбросаными по целому ряду белорусских законов. Разумеется, сеть подчиняется принципам, установленным такими базовыми актами, как Конституция, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, где целый раздел посвящен вопросам информационной безопасности, Кодекс об административных правонарушениях, Закон «О защите прав потребителей». Благодаря им на протяжении последних лет удавалось решать некоторые проблемы в сети. Важная роль также придавалась Закону «О связи» и Государственной программе информатизации Республики Беларусь до 2010-го («Электронная Беларусь»). И тем не менее, как выяснилось, все они лишь косвенно отражают реалии Байнета.

Собственно говоря, в белорусском законодательстве до сих пор не существует юридической дефиниции интернета, электронной почты, хостинга, не установлено, какие органы уполномочены следить за сетью, какая деятельность является нарушением закона, какие меры и кем могут быть применены к нарушителям. Естественно, такая ситуация не устраивает ни тех, кто строит в сети свой бизнес, ни государство, оказавшееся в непривычной для себя роли стороннего наблюдателя в этой сфере. Пока контроль властей за виртуальным миром фактически выражается в лицензировании деятельности провайдеров, а отечественные силовики создали в своей структуре управление по расследованию преступлений в сфере высоких технологий ГУПР МВД.

Виртуальный мир развивается точно так же, как и реальный. Он пережил эпоху беззакония, либерализма и теперь, похоже, подходит период правовой демократии. Предшественник Байнета — сеть Бас-Нет (BAS-NET. Belarusian Academy of Sciences Network), заложенная в далеком 1991 году, — фактически находилась под полным контролем государства. Однако эта сеть быстро вышла за границы научно-исследовательских институтов и их патроната. Так что сегодня к законопроекту «Об информации, информатизации и защите информации» у участников интернет-рынка отношение неоднозначное. По сути, этот документ, который придет на смену Закону «Об информатизации», принятому еще в 1995 году, станет настольным пособием для белорусских компаний IT-отрасли. Новый законопроект в шутку называют «трехглавым» — его разработчики наотрез отказались разделять документ на три отдельных закона, ссылаясь на законодательный опыт многих стран мира, в том числе и России. Кстати, именно российский закон стал стержневой основой для белорусского.

Разработка документа, вопреки ожиданиям, была поручена не Министерству информации, а Министерству связи и информатизации совместно с Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь. Законопроект определяет основы государственной политики в сфере сети интернет, в нем сформулированы цели и меры защиты информации, права и обязанности ее обладателей и собственников программно-технических средств. Кроме того, документ восполняет правовые пробелы, касающиеся порядка и условий доступа граждан к открытой информации публичного характера, информационной безопасности государства, граждан и организаций, обмена информацией (как внутри страны, так и международной), а также ответственности информационных посредников. В частности, определено: каждый гражданин имеет право на невмешательство третьих лиц в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, телефонных и других сообщений. Устанавливаются правовые, организационные и технические меры защиты сведений, содержащихся в государственных информационных системах.

Очередной провал?

Впрочем, на законопроект «Об информации, информатизации и защите информации» как на главный регулятор белорусского интернет-пространства, по мнению специалистов, рассчитывать не стоит. «Подобный законопроект в России рассматривали три года, у нас — только около полугода. Он был вынесен на рассмотрение ряда отраслевых общественных организаций, среди которых — ассоциация «Инфопарк», Мингорисполком, Белгосуниверситет. Были получены различные предложения, зачастую противоречивые, которые необходимо учесть в одном документе», — пояснил замначальника департамента информатизации Министерства связи и информатизации Олег Cеклицкий. Он также обратил внимание на необходимость взвешенного подхода при подготовке законопроекта.

По мнению экспертов, в документе не определены цели и задачи государства, есть нечеткие формулировки и избыточность «отсылочных» норм. Всего на весь документ их насчитали около 80. С чиновником из Минсвязи соглашается и депутат Палаты представителей Сергей Семашко, особо отмечая, что законопроект в целом уже одобрили многие, в том числе и представители делегации ОБСЕ, которые признали его соответствующим мировым правовым нормам. Однако белорусские депутаты пока не соглашаются с рядом принципиальных позиций. «В целом у нас по законопроекту более 200 замечаний, мы уже исключили из него 11 из 58 статей», — отметил Сергей Семашко.

Об ожидавшейся обязательной регистрации отечественных сайтов в законопроекте не сказано ни слова. В документе вообще нет прямых положений об ограничении информационных ресурсов. Более того, законодатели даже решили отказаться от обязательной государственной регистрации общедоступных информационных систем, посчитав, что это необоснованные требования. В настоящее время членами рабочей группы ведется активная дискуссия о целесообразности обязательной идентификации пользователей информационных систем.

Между тем сегодня вопрос обязательного лицензирования всех белорусских интернет-ресурсов считается одним из самых острых для деятелей интернет-пространства. Либеральные пользователи Байнета стали признавать: отсутствие закона означает одновременно и отсутствие возможностей защиты интернет-ресурсов. «К интернету пока очень трудно применить понятие «СМИ». Но любой сайт должен иметь возможность претендовать на регистрацию в качестве СМИ, если владелец ресурса хочет, чтобы его сотрудники пользовались правами журналиста, — поясняет генеральный директор УП «Надежные программы» (TUT.BY) Юрий Зиссер. — Необходимо сделать так, чтобы сетевым изданиям было выгодно сотрудничать с государством. Чтобы они могли извлечь из этого какие-то премущества: аккредитацию, судебную защиту в случае несоблюдения авторского права, возможности быть в «обойме» мероприятий, на которые обычно приглашают журналистов».

При этом белорусские интернетчики указывают, что требовать обязательной регистрации от веб-сайтов бесполезно. Во-первых, в сети нет четких государственных границ, а потому непонятно, какие сайты должны быть зарегистрированы. Во-вторых, критерий посещаемости не может быть применен к сайту, поскольку она может меняться каждый день. В-третьих, регистрировать придется массу порталов, не являющихся СМИ по своей сути, — например, сайты с расписанием движения электричек, развлекательные и игровые.

Очевидно, что если не точка, то, по крайней мере, точка с запятой в этом вопросе будет поставлена после принятия новой редакции Закона «О печати и других СМИ». В настоящее время рабочая группа трудится над поправками к этому закону. Если исходить из последнего рабочего варианта законопроекта, редакции всех сетевых СМИ должны будут получить статус изготовителя, то есть зарегистрироваться в качестве юридического лица. Иными словами, интернет-издания все-таки приравняют к печатным средствам массовой информации.

Александр БЕНЬКО


-25%
-35%
-10%
-10%
-20%
-80%
-17%
-70%
-40%