СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Интервью по понедельникам: Юрий Шиляев, Artics Internet Solutions Минск


Юрий Шиляев | Фото: Юрий ШиляевВ последние годы рынок веб-разработок уверенно набирает обороты: заказы льются рекой и работы столько, что ощущается серьезный дефицит квалифицированных работников. О том, чем дышат белорусские и российские веб-разработчики сегодня, а также о проблемах и особенностях отрасли в очередном «интервью по понедельникам» мы обстоятельно побеседовали с Юрием Шиляевым, главой минского представительства Artics Internet Solutions.
 
– Юрий, как руководитель команды веб-разработчиков, можете ли вы охарактеризовать тенденции на этом рынке у нас в стране и на постсоветском пространстве?

– Мне сложно судить обо всем рынке в целом. Я занимаюсь только разработкой, практически не затрагивая сферы продаж и продвижения, поэтому могу говорить лишь как разработчик. Сейчас наша компания работает преимущественно с Москвой, там тенденция прослеживалась довольно четко – московский рынок наполнен инвестициями и стартапами. Кто-то называет это новой волной «дот-комов». Одна из тенденций: недостаток команд профессиональных разработчиков, способных реализовать те идеи и освоить те бюджеты, которые инвесторы предлагают. По данным статистики, в Москве сейчас заполненность рынка программистов оценивается на уровне 70%. Т.е. своими внутренними ресурсами бюджеты уже освоить Москва не может, поэтому в той или иной мере на этом рынке работают компании из Санкт-Петербурга, Минска, Екатеринбурга, Самары и т.п.

– То есть, в финансовом плане проблем никаких нет?

– Возьмем, к примеру, показатель кадрового рынка, хотя впору говорить «голода». Все известные мне компании ищут людей, все загружены работой. Это один из показателей, что рынок растет. И это – хорошо.

Из тенденций могу также отметить популярный сейчас тренд Web2.0, который, по сути, является порождением очередной эпохи «доткомов». Определений у этого понятия масса, но в сущности Web2.0 – это маркетинговый миф, который, однако, аккумулирует вокруг себя индустрию.

– Очередная эпоха стартапов – мыльный пузырь?

– Я не могу согласиться, что это мыльный пузырь. Подход изменился. Проекты, над которыми мы работаем, имеют под собой достаточно прочную основу и строятся как здоровый бизнес. Но у этой тенденции есть и обратная сторона: пока кто-то работает, другие «греют руки». Кто-то наживается, а иные и просто разбазаривают капитал.

– А есть ли у вас какие-то конкретные наблюдения именно по Беларуси? Реально ли выжить компании, которая работает именно на белорусский рынок, или бюджетов и перспектив нет?

– У меня есть опыт общения с большими белорусскими компаниями, которым нужна была разработка интернет-проектов. Например, есть белорусская компания, которой нужно разработать проект интернет-магазина для США или крупный проект для России – но они не могут найти в Беларуси партнера! Бюджеты до 50 тысяч у.е., в итоге, уходили в Москву или Киев. Одни местные команды «не тянут», другие работают на США, Англию и совершенно не известны.

По поводу белорусского рынка разработчиков у меня есть еще одно наблюдение. Самая главная проблема местных проектов – низкий уровень менеджмента. Люди будто живут в параллельном мире. Словно они инопланетяне, которые прилетели, прочитали две книжки по менеджменту и считают, что бизнес так и устроен. Налицо недостаток жизненного и профессионального опыта. Не понимают, чего хотят заказчики. Клиентам надо, чтобы все было сделано хорошо и качественно. Они понятия не имеют, верстать надо на HTML или ХHTML 1.0, нужно одни баннеры размещать или другие… Это понимают и знают только профессиональные менеджеры. И куда они исчезают из нашей республики? Уезжают в Москву, Санкт-Петербург, Европу, как только понимают, что чего-то достигают.

Те, кто остаются – сидят здесь и работают куда-нибудь на Запад. Очень мало тех, кто работает здесь внутри. Это реальность, данная нам в ощущениях.

– Все белорусские команды делают аутсорс: в Россию или дальше. Можно ли оценить процент компаний, работающих на Россию или на международный рынок?

– Подобной информацией я не обладаю и сомневаюсь, что ей обладает хоть кто-нибудь. Очень многие компании, которые работают в сфере «оффшора», настолько хорошо скрываются, что какой-либо статистики по ним собрать невозможно. Возможно, кто-то делал оценки, но мне они не особо интересны.

– Куда, на ваш взгляд, интереснее работать белорусской компании: на Запад или на Восток?

– Это зависит и от специфики деятельности, специфики работы. Есть, например, часть заказов, которые для белорусской компании нереально получить на Западе, но вполне реально получить в России. Отчасти это связано и с культурной близостью, и с уровнем профессионализма. Вряд ли белоруской компании доверят разрабатывать проект для ведущего медиа-холдинга в Нью-Йорке. А то, что в Минске иногда делаются серьезные проекты для России, это уже факт. Мы с этим тоже отчасти столкнулись, когда в начале этого года ушли с американского рынка, закрыв почти все свои «американские» направления и сосредоточившись на Москве. Мы близки к своим клиентам, они нам очень выгодны, и в то же самое время мы не испытываем культурных и языковых проблем. В частности, для специалистов отсутствует требование «fluent english». Все это значительно удобнее. Уровень проектов, над которыми компания работает сейчас, совершенно несопоставим с тем, что мы получали, работая на Запад. Это позволило нам расширить производство, отойти от ресурсной модели, начать внедрять гибкие методики типа agile. Т.е. сейчас мы можем полноценно развиваться – заниматься интересным творчеством, консультированием, предложением новых идей. Работа стала гораздо интересней, выгоднее и ближе к клиентам.

– Значит, пророк есть в соседнем отечестве?

– Не пророк, а рынок!

– Окей :) Немного абстрагируясь от глобальных общерыночных вопросов: как устанавливается цена для веб-разработок? Существуют ли какие-то гайдлайны или все зависит от затраченного времени, от индивидуальных требований клиента и в каждом конкретном случае оговаривается индивидуально?

– Вопрос ценообразования в любом продукте интеллектуальной собственности – вещь неоднозначная. Взять, например, начинающего писателя. После сдачи первой рукописи издательство даст ему 500 долларов и отправит домой. А книжка вдруг становится «Гарри Поттером»… В следующий раз писатель требует уже гонорар в миллион долларов, плюс 10% от продаж. Так и здесь: есть задачи чисто технические, а есть творческие. В производстве сайтов-визиток одно ценообразование. Нормы работ, четкие предсказуемые процессы, как приготовление гамбургера в Макдональдсе. А вот когда требуются идеи и люди, готовые их воплощать, то ценообразование становится совсем иным. В этом случае вопрос, сколько конкретный человек потратил времени на ту или иную работу мало кого волнует. Самое главное – решена или не решена задача клиента. Насколько компания может быстро реагировать на потребности клиента – это становится наиболее важной деталью работы. Компании, которые занимаются проработкой уже на уровне консалтинга должны иметь право на ошибку «внутри», до запуска. Поэтому и услуги компании подобной нашей стоят дороже.

– А с кадрами у нас проблема сейчас, так?

– Ответ классический: с кадрами – проблема. Наша основная кадровая политика: находить тех людей, которые любят своё дело, так же как и мы. Будь то программирование, верстка или управление проектами. Это сложно, но получается. У больших компаний эти проблемы ещё больше, но, по сути, не отличаются от наших: зарплаты растут, квалификация людей снижается. Развивается хедхантинг (совершенно некрасивое, на мой взгляд, явление).

Зарплаты все же стабилизируются, их рост остановится, как это уже произошло в Москве. В этом случае некоторые разработчики перестанут искать более высокую зарплату и начнут обращать внимание, например, у кого проекты интереснее…

– Соцпакеты толще...

– Нет, соцпакет – та же мерялка «у кого больше денег». Гарантирую, что соцпакет не помогает программистам писать лучший код. Программисты же умные люди – они понимают, что идут в компанию не для того, чтобы в бассейн ходить, а делать интересный проект, работать в профессиональной команде, гордиться местом, где они работают…

– Оставим больной вопрос с кадрами и поговорим о вашей компании. В августе Artics исполнилось восемь лет. Чего удалось достичь как «всему» Artics-у, так и белорусскому офису под вашим руководством?

– Я думаю, что главное наше достижение – это люди, с которыми мы работаем. В нашей отрасли команда – это главное, основное. Всё остальное можно купить, взять в аренду… А работать с нужными людьми, которые умеют делать нужные вещи – это, на самом деле, редкость. Мы сумели создать и развить внутреннюю культуру, привлечь достаточно интересных людей к нашей работе. Кто-то умеет находить интересные проекты, кто-то умеет их хорошо делать. И это не пустые слова. Мы создаем условия, привлекаем нужных людей, обеспечиваем грамотное управление, настрой и цели, благодаря чему наши специалисты легко решают стоящие перед ними задачи.

– Кстати, на «Деловом Интернете» в своём докладе вы говорили о «людях» и «биороботах». Какова ситуация с сотрудниками у вас? Большая часть, надо полагать, «люди»?

– Главным образом я говорил про отношение к сотрудникам как к людям. Отношение начинается даже с банального общения. Крайне вредно называть людей «ресурсами», и я запрещаю менеджерам применять этот внутренний менеджерский язык. Руководителям удобнее общаться подобными терминами, но людей это реально обижает. Люди – это люди.

– Наверное, всё-таки, без «биороботов» не обойтись. Можно ли и нужно ли человека, который работает «за зарплату», мотивировать, ориентировать на результат?

– Для многих работ, для многих реальных компаний ничего больше и не надо. Все мы знаем притчу про строительство храма и трех строителей. Но если не кривить душой… Когда человек валит лес, то тонкая душевная организация ему навряд ли потребуется. Люди, работающие исключительно «за зарплату» не создают ничего инновационного, их работу навряд ли можно назвать эффективной, а самое главное, они испытывают неудовольствие от своей работы – в том числе и стрессы, которые влияют на здоровье. Свою профессию, работу, компанию надо любить, ассоциировать себя с ней, тогда и ориентированность на результат появится.

– А почему вы против «биороботов» в своей компании?

– Как это у Жванецкого было: «хорошо собираешь велосипед – тебе 120, плохо собираешь велосипед – тебе 120, вообще не собираешь велосипед – тебе 120». Это и есть формула отношения к людям как к биороботам :)

Вот классический пример, который зачастую практикуется в софтверных компаниях: программистам снижают зарплату за баги в коде – быстро осуществляется сговор программистов с тестерами – все реальные баги «уходят в тень». Энтропия увеличивается, качество – нет.

Мое главное правило: каждый человек должен быть на своем месте. Если ведущий тестировщик – посредственный специалист, а менеджер проекта малокомпетентен, то даже тысяча инструкций «как надо сделать правильно», все равно не поможет и получится «как попало», проекта мы не сделаем.

– Как вы относитесь к белорусскому Парку высоких технологий? Может, собираетесь вступать?

– Пожалуй, мы относимся к нему внимательно. Как при выходе новой Windows надо дождаться первого сервис-пака, так и здесь надо дождаться хотя бы первого небоскреба.

– Как вы относитесь к белорусским проектам и разработкам?

– Интернет-проектам? Все больше с иронией. В основном это клоны существующих посредственных сайтов, отчего новые проекты становятся еще более посредственными. В чем основная ошибка? Почему все клоны TUT.BY исчезали так же быстро, как и появлялись? Потому что они были клонами... Классика маркетинга: у сайта должно быть уникальное торговое предложение (УТП)! Да не только у сайта – даже у ларька. Какое УТП у ларька, стоящего на остановке? УТП простое – он единственный на остановке, самый близкий. В интернете же от одного до другого сайта – один клик. С плохих и неинформативных сайтов уходят и никогда не возвращаются.

В Беларуси есть на чем строить интернет-проекты. Но они должны быть белорусскими! Они должны отвечать на вопросы по Минску, по Беларуси.

– С учетом этого, то есть, будущее Байнета…

– В локальных сервисах! Исключительно в этом – мы можем отталкиваться только от этого, ничего другого у нас нет.

– Разделяете ли вы высказывание Федора Короленко о «трёх нолях Байнета»: 0 денег, 0 пользователей, 0 проектов…

– Да, это конечно было забавно и смешно; нельзя сказать, что всё это неправда, но и согласиться тоже неправильно. Охват белорусов широкополосным доступом растет не по дням, а по часам. Есть у нас пользователи!

Что касается «0 проектов» и «0 денег»... Ноль проектов? Есть же TUT.BY, Onliner, Priceterra, белорусские блоги… Их подобные заявления обижают. Аудитория у них есть, аудитория растет.

Ноль денег? Не согласен, проблема в другом. Нам требуется простое и легкое средство для получения денег из белорусского интернета. Попробуйте для примера купить какую-то программу для компьютера официально в Беларуси. Я как-то столкнулся с такой задачей и оказалось, что для меня в разы проще купить ее в России. Платежные средства, которые у нас есть сейчас, либо сложны, либо непопулярны.

– Но всё же, поводы для оптимизма – есть?

– Есть люди… просто они работают «не туда»; проекты есть, но их мало. Деньги тоже, в общем-то, есть, но и они часто оседают в российских платежных системах. Плюс культурная и языковая близость к России влияет. Разработчики из Минска работают на Москву.

Если бы мы серьезно отличались языком, культурой, то ситуация была бы другой. А сегодня получается, что если у тебя есть стартап, то проще и выгоднее уехать с ним в Москву, нежели пытаться к кому-то прибиться здесь.

– Как-то на не очень мажорной ноте заканчиваем…

– Давайте на мажорной :) Делайте проекты, делайте их для себя. Надо пытаться строить свой маленький бизнес. Из этого может получиться какое-то развитие.

Если смотреть, где выгоднее, а где не выгоднее, то здесь не будет выгоднее никогда. Я, например, делаю проект MinskMagic.com – про фокусы и фокусников в Республике Беларусь. Мне это интересно. У меня есть такое ощущение, что если я его не буду делать, то его не сделает вообще никто. Если делать всем по чуть-чуть и понемножку, то может вырасти что-то хорошее. Романтика :)

Досье: Юрий Шиляев

Родился в 1981 году. Закончил Ижевский Государственный Технический Университет в 2002 году (специальность: Вычислительные машины, комплексы, системы и сети). Более пяти лет живет в Минске. Более двух лет назад основал в Минске производственное подразделение компании Artics Internet Solutions, которое возглавляет до сих пор. Руководит разработкой интернет-проектов, ведет профессиональный блог, пишет статьи и выступает на конференциях. Фокусник-любитель.


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY