Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Павел Кулаковский | Фото: IT.TUT.BYТрадиционный предновогодний взрывной спрос на высокотехнологичное «железо» помог нам выбрать очередного собеседника для интервью по понедельникам. Им стал Павел Кулаковский, директор ЗАО «АСБИС», рассказавший о белорусском рынке аппаратного обеспечения в уходящем году, а заодно – о достижениях и планах своей компании, одной из крупнейших и старейших на рынке.
 
– 2007 год уже подходит к концу. Каким он был для рынка компьютеров и комплектующих и для вашей компании в частности?

– В начале года были определенные сомнения относительно развития рынка компьютерных комплектующих и компьютеров в 2007. Начало года было сложным не только для белорусской экономики, из-за всех перипетий, связанных с нефтегазовым рынком. Мы, как и все, задумывались о том, что может произойти с компьютерным рынком, прогнозы были сдержанные. Но год уже подходит к завершению, и какие-то итоги можно подвести: все-таки для нас этот год охарактеризовался, в первую очередь, ростом, ростом бизнеса в стране. Полагаю, наш бизнес рос в целом быстрее рынка.

Возможно, это связано с тем, что какие-то правильные решения и модели построения бизнеса мы ввели заранее, а в этом году просто наращивали объемы, развиваясь по многим направлениям. Это в свою очередь привело к определенным перестройкам: необходимо было расширить складскую инфраструктуру, увеличить численность персонала. То есть, происходили достаточно большие кадровые изменения, ASBIS в целом вырос и как коллектив. По предварительным данным, бизнес в этом году удвоился.

Будем считать, что это неплохой результат, но если смотреть на наши планы, то речь идет просто об их выполнении – мы планировали удвоение бизнеса в этом году, мы его и добились.

Если говорить о том, что происходит не только у нас, но и в целом на рынке компьютерной техники, то два последние года хорошо складываются для компьютерной индустрии, рынки растут. У нас в Беларуси это происходит так же, как и у всех.

– То есть, мировые тенденции роста полностью распространяются и на нашу республику?

– Да. Причины, разумеется, разные – многое зависит от страны, от того, какие социально-экономические процессы в ней происходят, но в целом ИТ-индустрия, конечно, растет. Во многих аспектах ключевым вопросом становится: насколько промышленность, образование в стране развиты именно в смысле освоения и использования компьютерной техники, информационных технологий, беспроводных сетевых технологий и т.д.

– С 1 апреля 2007 вошел в силу указ N760 и индивидуальных предпринимателей, торгующих высокотехнологичными товарами, перевели с уплаты единого налога на общий порядок налогообложения с юрлицами. Насколько для вас, как для официального поставщика, актуальна проблема «серого» рынка, как вы оцениваете его размеры и принимаете ли вы какие-то меры для борьбы с серым/черным импортом?

– Вопрос, конечно, более чем актуальный. Не секрет, что белорусский рынок во многом остается «теневым». Я бы вообще разделил рынок на две части. На корпоративном рынке (продажи для госпредприятий, крупного бизнеса) давно сложились цивилизованные правила игры, и такие тенденции только усиливаются. Поэтому мы себя видим, в первую очередь, участником этого рынка – мы поставляем комплектующие, которые идут на сборку компьютеров различными белорусскими производителями и дальше поставляются по тендерам на предприятия.

Вторая половина рынка – это рынок розничных продаж. Он наиболее подвержен серым схемам. Тут, в первую очередь, играет роль именно ценовой фактор. На сегодняшний день сложилась такая разница по налоговой нагрузке, что при официальном ввозе и прослеживании всей цепочки до потребителя (НДС, пошлина, налог с продаж) набегает более 40% разницы. Учитывая определенные бреши в таможенном законодательстве для физических лиц, в этом году мы увидели, что товар активно ввозится не только из России, что было очень характерно ранее, но и из Польши, Украины, Литвы… В общем, понятно, что эта ниша всегда существовала и будет существовать. Главное, чтобы доля серого рынка сокращалась, что позволит развиваться законопослушным предприятиям.

В продолжение ответа («боремся мы с этим или не боремся») – у нас свои методы борьбы. Мы работаем официально и максимально это дело стараемся популяризовать. Именно для наших покупателей мы кропотливо, терпеливо объясняем преимущества именно этого подхода.

Я понимаю, что выжить и развить свой бизнес, всерьез думать о перспективах и о будущем можно только тогда, когда ты работаешь полностью официально, и твои методы основаны на легальных способах ведения бизнеса. В принципе, этот подход приносит свои плоды: есть ряд покупателей, которые думают точно так, как и мы, работая с нами уже долгие годы, и полагаю, что не жалеют об этом. Хотя им тоже приходится трудно – они на первом крае борьбы, они разговаривают с заказчиком и объясняют, почему ноутбук или монитор стоит столько, а рядом за углом он вроде бы продается на 20-30% дешевле…

Конечно, в первую очередь надежды должны возлагаться именно на государство, ведь его первоочередная задача – заботиться о наведении порядка. Я вижу, что процесс идет и благодаря тому, что определенная работа проводится, размер черного рынка снижается и официально работающие люди чувствуют, что будущее – за их методами работы.

У нас есть чем заниматься, и мы не подменяем собой какие-то функции государства. Наша компания состоит в Ассоциации Компаний Информационных Технологий (АКИТ). Данная ассоциация консолидировано, от имени всех ее членов проводит работу, направленную на борьбу с черным и серым рынком. Эта работа только начинается и будет активизирована.

А вообще, черный рынок существует абсолютно во всех странах – и в развитых европейских, в любых. Но весь вопрос в соотношениях: если он не превышает нескольких процентов, то и погоды делать не будет.

– Вы говорили о двух больших секторах: розничном и «корпоративно-государственном». Вопрос о втором – там достаточно жесткие правила игры. Насколько вам тяжело работать на этом рынке и конкурировать, например, по мониторам с «Горизонтом»?

– Мы работаем на компьютерном рынке достаточно давно и какой-то конкуренции, связанной с качеством, ценами, мы не боимся – все зависит от уровня, от качества твоей работы. Если ты продаешь качественную технику, обеспечиваешь приемлемый для покупателей сервис, оптимизируешь свои затраты, чтобы обеспечить для покупателей привлекательные цены, то такой подход всегда дает свои результаты. Конечно, я не могу сказать что «нет никаких изменений», и мы не замечаем ничего из того, что происходит на рынке. Безусловно, особенно на рынке мониторов заметна тенденция защиты своих производителей. И когда определенная законодательная база определяет «что покупать, а что не покупать», то это, конечно, достаточно сильно влияет на распределение игроков на рынке. И по рынку мониторов это заметно очень хорошо. Поэтому наши акценты смещаются на продажи в розничный сегмент, потому что корпоративный рынок достаточно плотно занимают белорусские производители («Интеграл», «Горизонт», добавляются ещё несколько новых).

Правильный этот подход или неправильный? Во-первых, это решение государства, оно направлено на развитие наших производителей, и польза от этого будет несомненной. А для своей ниши у нас остается много работы. Что касается компьютеров, то на этом рынке конкуренция так явно не проявляется – он более разнородный, там меньше каких-то ограничений, в том числе законодательных и так далее. Во-вторых, во многом этот рынок занят именно белорусскими производителями и импортные бренды не играют серьезной роли, поэтому мы, например, с компьютерами Prestigio, которые сделаны в Беларуси, и имеют все необходимые сертификаты, можем на равных конкурировать с любым отечественным производителем.

– К слову о Prestigio. Это один из немногих известных брендов, под которым собираются компьютеры и ноутбуки в Беларуси. Каков спрос на них? Насколько эффективна политика сборки-производства подобных устройств в Беларуси? Может, было бы эффективнее размещать ОЕМ-заказы в Китае?

– Само производство ноутбуков в нашей компании практикуется достаточно давно, и начато это было «на перспективу» – под конец 90-х годов не было никаких серьезных объемов, и вообще ноутбук представлялся достаточно большой экзотикой. Но, понимая, что рано или поздно будет сдвиг в сторону «мобилизации» компьютерного парка, как и везде, мы уже тогда задумались о том, чтобы продавать на белорусском рынке и ноутбуки.

Почему не начали продавать готовое? Опять же, учитывая объем рынка, это было неинтересно поставщикам – такие объемы для них не представляли никакого интереса.

В то же самое время мы подумали, почему бы нам не организовать для ноутбуков тот же самый процесс, как и для обычных компьютеров – они ведь тоже собираются, по сути, из крупных компонент (платформа, процессоры, память, накопители). У нас появился достаточно большой опыт (мы занимаемся ноутбуками давно), во-вторых, подобный подход приносил всегда определенные удобства для покупателей в плане конфигурирования – мы предлагали не просто одну-две-три модели, как это обычно бывало в те времена, а свободу в плане выбора объема памяти, размеров жесткого диска. Естественно, это давало нам определенное преимущество, и привлекало многих покупателей.

Если говорить о сегодняшнем дне, то, например, в странах Восточной Европы, локальная сборка ноутбуков не развивается. Приходят «А-бренды» и вытесняют локальных сборщиков ноутбуков. Поэтому политика у нас такова: на рынке мы присутствуем, спрос есть, но мы ограничили ассортимент, так как при нынешней структуре спроса не сможем продавать большие объемы разного, поэтому мы оптимизируемся – у нас всего несколько моделей, но они выверены по цене, по соотношению цена-качество… В конце прошлого года и, в особенности в этом году, стало заметно, что объемы перестали расти. Наше производство стабилизировалось, и пока оно себя оправдывает, мы не собираемся его сворачивать.

– Какова вообще динамика белорусского рынка ноутбуков и ваше место на нем?

– Подобные оценки всегда очень субъективны. Например, оценить, сколько провозится через границу техники физическими лицами, невозможно. Мы оцениваем рынок ноутбуков в следующем году на уровне 50 тысяч штук. В этом году – где-то 30-35 тысяч.

– Есть мнение, что ноутбуки занимают лишь 1/10 часть рынка компьютеров…

– Я думаю, больше. Рынок компьютеров мы оцениваем в 150-180 тысяч. Ноутбуки начинают лучше продаваться в retail-сегменте, который наиболее подвержен влиянию черного рынка, поэтому мы можем не попадать в статистику и т.д. Но рынок-то существует! Потребители все чаще выбирают именно ноутбук как второй компьютер, для учебы сейчас студентам модно покупать ноутбуки…

– А вообще, какой тренд по ноутбукам? Есть ли такой взрывной рост, как в России?

– Как правило, у нас всегда российские процессы запаздывают на год на два. Поэтому у нас – то же самое, но в меньшем масштабе.

– Вы говорили о том, что линейка собираемых ноутбуков Prestigio уменьшилась. Это как-то связано с активной вашей работой по продвижению мобильных компьютеров Toshiba?

– Мы видим важность для нас рынка именно мобильной техники, мобильных компьютеров, поэтому стараемся максимально увеличить на нем предложение. Сегодня у нас сформировано достаточно сбалансированное предложение по ноутбукам, которое выглядит следующим образом: у нас есть ноутбуки Prestigio начального-среднего уровня, которые обладают всеми необходимыми белорусскими сертификатами. В этой же нише у нас появилось предложение ноутбуков Acer, которые мы начали предлагать с 4 квартала этого года. Также у нас есть Toshiba, которая позиционируется как high-end. Между тем, компания Toshiba представляет полный ряд ноутбуков: дешевые ноутбуки – очень хорошо компания представлена в среднем ценовом сегменте и в high-end-е; совершенно уникальные ноутбуки, которых нет ни у кого – это Qosmio и Portege. Сейчас появились модели Portege весом порядка 700 грамм с 12” экраном и даже оптическим приводом, которые работают в автономном режиме 10 часов.

То есть, брендами Prestigio, Acer и Toshiba мы достаточно хорошо представляем весь спектр современных мобильных компьютеров.

– А как вы относитесь к ультрамобильным компьютерам? Вроде Samsung Q1?

– Мы не сталкивались с этими устройствами в своих продажах. Я думаю, что всё движется в сторону мобильности, но этот процесс завязан на развитие беспроводных сетей – Wi-Fi, WiMAX. Когда вся эта инфраструктура будет достаточно развита, придет время подобных аппаратов. На сегодняшний день это экзотика и ей занимаются, скорее, энтузиасты. А раз так – нет серьезной рыночной ниши и нет серьезного объема.

– Возвращаясь к Prestigio. В 2007 году под этим брендом вышло много интересных продуктов – например, недавно анонсированный GPS-навигатор... Как вы собираетесь развивать этот бренд в дальнейшем?

– Для того чтобы было понятно, как он может развиваться, стоит вспомнить лозунг и оригинальную идею бренда Prestigio. Бренд Prestigio подразумевает «искусство высоких технологий» («The Art of hi-tech»), и продукты, которые под него подбираются, должны отличаться от массового предложения своими потребительскими качествами, которые отражаются в каком-то оригинальном дизайне, в каких-то возможностях и т.п. Это не массовый продукт (хотя, конечно, есть разные модели и разные уровни, что хорошо видно на линейке мониторов), есть определенная нацеленность именно на «премиум». Даже не в каких-то запредельных характеристиках, а, в первую очередь на сочетании дизайна, характеристик, упаковки – чтобы это всё соответствовало имиджу бренда. Поэтому и развитие ведется по этим направлениям.

GPS-навигаторы – это действительно новое модное течение, они достаточно хорошо стартовали и начинают продаваться во многих странах Западной и Восточной Европы.

Традиционно, Prestigio – это мониторы, ноутбуки, мобильные накопители. Будут появляться решения и для хранилищ данных, которые подключаются по сети и где можно хранить фотографии, музыку, фильмы и т.п. Также, думаю, мы продолжим развивать телевизионную тему, пусть даже наш бренд воспринимают в первую очередь как «компьютерный». Дело в том, что сейчас все очень сильно сближается и у телевизора появляются совершенно новые функции, все более близкие к компьютерной технике. Уже сейчас практически во всех моделях телевизоров Prestigio есть DVD-проигрыватель, который читает многие другие форматы. Появятся и телевизоры с жесткими дисками.

Также мы ожидаем ряд новых аксессуаров в характере Prestigio: флэш-память, беспроводные клавиатуры с качественным дизайном и качественным исполнением…

– Это был ваш «родной» бренд Prestigio. Но ведь у вас, как у дистрибьютора, большой портфель брендов…

– Да, сейчас у нас около 40 брендов.

– Можете рассказать о самых ходовых?

– Понятное дело, что объем и вклад в бизнес различных брендов несопоставим, но я могу рассказать про наиболее известные. В первую очередь, конечно, нас знают как поставщика накопителей – мы этому не изменяем.

В целом, по результатам 2007 года в первую тройку брендов у нас входят Seagate и Intel. Также в этом году впервые в тройку попала Toshiba – уже не компоненты, а готовая техника. Благодаря и качеству продуктов, и нашим усилиям, по результатам года она уже входит в тройку.

Традиционно, дают большой вклад Prestigio, Xerox, Hitachi, Kingston. На два бренда мы возлагаем очень серьезные надежды, хотя уже и в этом году они уже попали в десятку: Acer и Microsoft. В этом году мы подписали дистрибьюторский контракт на поставку ПО Microsoft. Мы видим, что происходит в России с Microsoft и это дает нам все основания полагать, что при изменениях на нашем белорусском рынке (а они – не за горами) это будет очень серьезный бизнес.

– Компания Softline оценила рынок лицензионного ПО в Беларуси в 10-12 млн. долларов и свою долю на нем в 40%. Насколько эти цифры, на ваш взгляд, отражают реальную ситуацию и можете ли вы сделать прогноз на следующий год?

– Мне сложно судить о рынке программного обеспечения в целом, потому что он достаточно разнообразен и велик. Это ведь не только Microsoft, есть же ещё и огромное количество другого ПО. И среды разработки, и CAD/CAM, бухгалтерские системы, даже не обязательно ERP… Этот рынок, в целом, достаточно велик. Когда мы оцениваем перспективы того же Microsoft на рынке РБ в следующем году, мы понимаем, что потенциал – огромный.

– Ну и в заключение беседы традиционный «рекламный» вопрос. ASBIS в этому году исполнилось 14 лет. Возраст для белорусского рынка – солидный. Какие у вас планы на будущий год, какие «вехи» останутся позади, в уходящем 2007?

– В сложившейся ситуации, когда формируется, наконец, цивилизованный рынок (корпоративный уже сформирован, розничный – формируется), появляются магазины, которые продают электронику и технику в нормальных условиях с полным сервисом для покупателя, мы видим свою роль в развитии всего этого процесса. Пока еще белорусские покупатели не совсем привыкли покупать технику так, как это положено: с полным сервисом, с полной информацией, с нормальным выбором. Но положительные сдвиги уже хорошо заметны.

Планируем серьезно начать работу на рынке ПО (с Microsoft), расширять своё предложение на рынке не только компонент, но и готовой техники (тех же ноутбуков, тех же GPS, тех же телевизоров…) Ну и, конечно же, будем стараться встретить свое 15-летие достойной работой, достойными результатами.

Хотелось бы пожелать и вашим читателям, и вообще всем белорусам, чтобы наша ИТ-отрасль развивалась такими же хорошими темпами, как это происходит в последнее время. Будущее любой страны, любой нации на сегодняшний день очень сильно зависит именно от степени информатизации, от того, насколько все эти технологии принимаются и применяются в повседневной работе, развлечениях. Поэтому хочется пожелать, чтобы мы оставались всегда образованной нацией, интересующейся всеми новинками и применяющей их в своей повседневной жизни.

Павел Кулаковский о себе

Родился 10.10.1965. Закончил МРТИ (нынешний БГУИР). После окончания института остался работать на кафедре технологии радиоаппаратуры. С 1990 года занимаюсь бизнесом. С 1994 года работаю в компании АСБИС. Люблю музыку, путешествия.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-50%
-40%
-20%
-15%
-20%
-24%
-35%
-50%
-40%
-20%