Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Логотипы интернет-радио | Коллаж: IT.TUT.BYНачало острой конкуренции может положить появление на минувшей неделе третьей по счету интернет-радиостанции. Если раньше хозяева виртуального эфира воспринимали интернет-радио как забаву, то теперь встал вопрос о коммерциализации продукта. Соответственно взаимоотношения главных игроков на рынке могут изменяться в зависимости от цен, аудитории и рекламных доходов. В преддверии «холодной войны» «Ежедневник» предоставил возможность рассказать о достоинствах и недостатках нового вида вещания топ-менеджерам сразу двух крупных «эфирных» проектов.
 
Дмитрий ВЛАСОВ, создатель и руководитель первого интернет-радио в Беларуси «Аплюс»:

– Насколько востребовано интернет-радио в Беларуси?

– За рубежом интернет-радио давно «побороло» привычные FM-станции. В странах Евросоюза фактически каждый человек, который не слушает радио, сидя за рулем автомобиля, лоялен к формату интернет-вещания. Причем за рубежом онлайновые «волны» настолько хорошо разрекламированы, что сомневаться в популярности интернет-вещания не приходится. Европейцы даже отдают предпочтение именно интернет-радио, а не FM– станциям. Главный плюс станций в интернете – их интерактивность и разнообразность. В любой момент человек может выбрать станцию по настроению из тысяч вариантов.

Иностранцы, как, впрочем, и белорусы, ценят интерактивность и, в частности, возможность написать музыкальному редактору e-mail с просьбой, например, поставить его любимую музыку. Причем речь идет не только о письменной переписке. Слушатель в любое время может высказать свое отношение к происходящему в эфире. И, что самое главное, увидеть ответную реакцию. Что касается Беларуси, то когда начинался проект “Аплюс”, действительно было непаханое поле, а интернет-радио в Беларуси не было вообще.

– Был ли смысл три года назад запускать подобный проект, если даже сейчас из-за ограниченного числа белорусских интернет-пользователей инвесторы подвергают сомнению успешность сетевого вещания?

– Старт моего проекта не был обусловлен коммерческим интересом. Конечно, планы на прибыль были, но, поверьте, они не стояли на первом месте. Скорее всего, запуск интернет-радио был связан с необходимостью поиска применения таланта создателей “Аплюс”. Благо каких-то серьезных коммерческих затрат на запуск радио не требовалось. Нужна была лишь хорошая звуковая карта, качественные микрофоны, хорошая серверная машина, а лучше две или три, чтобы их расположить в провайдерских сетях. Хочу подчеркнуть, что принцип, по которому сегодня создают свои станции наши конкуренты, полностью идентичен тому, что разработан и использован радио “Аплюс” три года назад. Подобной схемы вещания не существовало нигде в мире. Иными словами, инноваций в области сетевого вещания за три года так и не появилось. К сожалению.
Изображение с сайта
– За три года вы получили какие-нибудь дивиденды от собственного проекта?

– Вы опять про деньги? Нет. Рекламу в эфире мы не ставим. На данный момент я получил, наверное, лишь однозначную узнаваемость и популярность проекта в Байнете. Переориентация “Аплюс” в коммерческий проект может иметь негативные последствия. Радио ТУТ и грядущее Net-радио вступили в игру, не понимая, что их «прикрутят» к постановлению о 75 процентах белорусской музыки. Это произойдет, когда все осознают появление именно коммерческих проектов. Если 75 процентов появится в интернете, то все сетевые станции станут клонами действующих в Беларуси FM-станций. И если это подавать, как это делается на FM, слушатель просто уйдет на зарубежную станцию. Конечно, на «Аплюс» звучит белорусская музыка, и за нее отдают свои голоса как в Беларуси, так и в ближнем зарубежье. Мы любим наших отечественных исполнителей, и музыка проходит серьезный отбор, чтобы представить белорусских исполнителей в самом лучшем свете. Мы помогаем всем, даже самым молодым исполнителям, причем совершенно бесплатно и независимо от их рейтинга в прочих ротациях.

– Сколько серьезных игроков на рынке сетевого вещания в нашей стране?

– Серьезных игроков до декабря этого года фактически не было. Было несколько любительских проектов, которые невозможно назвать профессиональными. У этих проектов мизерное количество слушателей. Недавно появился радийный проект портала TUT.BY, в ближайшее время родится NET-радио, позиционирующее себя как массовое и самое профессиональное радио. Со всеми мы предпочитаем дружить и находиться в теплых отношениях. Но пока реально конкурентов «Аплюс» в Беларуси нет. Я могу с точностью утверждать, что более 15 тысяч человек в месяц слушают радио «Аплюс» не менее часа в день. Из них 70 процентов – белорусы.

– Насколько перспективно интернет-радио?

– Еще не все рекламодатели знают, что интернет может приносить деньги. Чем больше белорусов получит доступ в интернет, тем популярнее станет интернет-радио. Пока же о бешеной популярности и прибыльности этого сервиса говорить рано. Но три года назад об этом вообще не было речи. Интернет в Беларуси становится все более востребованным и доступным. Соответственно открытие каких-то альтернативных станций можно рассматривать как попытку застолбить хлебное место, которое таковым сейчас и не является. В принципе перспективы есть, и они – не за горами.

– Вы говорили, что создать радио в интернете не составляет особого финансового труда. В таком случае актуален вопрос профессионализма новоявленных станций. Ведь, по сути, начать вещание под силу и студентам? Как отличить профессиональную станцию от любительской?

– В начале моего проекта профессионалов в команде не было. Были состоявшиеся люди, которым радио было интересно: они им жили, они развивали его, вместе с ним развивались сами. Со временем стало понятно, что подавать некачественный и непрофессиональный продукт – это как минимум неприемлемо для нас самих. Мы стали прислушиваться к опыту зарубежных коллег по интернет-вещанию. В итоге сегодня мы не позиционируем себя как профессиональное радио в рамках FM. Мы позиционируем себя как професиональное радио в интернете. И у нас есть однозначное преимущество. Мы не создали еще один клон студийного FM-радио. Это интерактивный, развлекательный проект, который приятно и легко слушать. В эфире можно услышать вменяемых и адекватных ведущих не только из Беларуси, но и из Питера, Москвы, Лос-Анджелеса.

Мы сотрудничаем с интернет-станциями России, Европы, устраиваем совместные эфиры. Стандарт FM не есть стандарт интернета. Изобретатель радио Попов даже и предположить не мог, что один и тот же музыкальный поток может звучать одновременно на нескольких интернет-радио мира с огромными аудиториями! Непрофессионализм интернет-станции можно определить хотя бы по пустому музыкальному нон-стопу, некачественным джинглам, в которых сложно что-то разобрать, банальному оформлению эфира, неяркой обертке. Мне не хотелось бы «мочить» сейчас Радио ТУТ, но на данный момент оно не совсем соответствует моему понятию профессионального радио. Уверен, что со временем они исправятся или найдут человека, который за деньги будет делать им хотя бы качественные джинглы. Ну или они, как мы, наберутся со временем опыта и поймут, что действительно нужно их категории слушателей.

– Кто выживет на рынке интернет-вещания в будущем? Не проще ли будет крупному и богатому игроку скупить мелких и успешных конкурентов? Вы не боитесь поглощения?

– Я могу сказать, конечно, что выживет радио, которое отлично себя пропиарит в реальной жизни. На данный момент я вижу, что у Радио ТУТ есть хорошая маркетинговая площадка, а у NET-радио – опыт FM-деятельности, у «Аплюс» – трехлетний опыт вещания в интернете. В этом свете мне кажется, что расстановка сил на рынке в будущем будет выглядеть следующим образом: Радио ТУТ – флагман, за ним – радио «Аплюс» и NET-радио. Вот в принципе мой прогноз. Но все – впереди. В любом случае интернет тем и хорош, что слушатель имеет возможность выбора. Самое главное – любить то дело, которым занимаешься.

Максим ГАЙКО, менеджер проекта "Радио ТУТ":
Изображение с сайта
– Необходимо ли интернет-радио белорусам?

– Думаю, что да. Интернет развивается, развивается доступ в сеть через ADSL и так далее. Соответственно все готово для активного распространения через интернет медиаконтента. Я считаю, что Байнет готов к тому, чтобы в нем открывались радиостанции и какие-то видеосервисы. Благо способствующая этому инфраструктура развивается, а цены на доступ в интернет падают. Интернет и FM-станции не конкурируют между собой, так как работают на разные аудитории. Эфирные станции слушают люди, не привязанные, как в нашем случае, к компьютеру и интернету. Так что я бы не сказал, что интернет-радио «убьет» FM-вещание. Или наоборот. Мы говорим о разных средах распространения «сигнала» – в чем-то они пересекаются, но чаще не пересекаются.

– Можно ли сейчас зарабатывать деньги на интернет-вещании?

– Думаю, что можно. Считаю, что к интернет-радио есть интерес у рекламодателя. Особенно если он увидит, что предлагаемый слушателю медийный продукт – качественный, интересный и профессиональный. Мне кажется, что белорусский бизнес будет рассматривать возможность размещения рекламы в передачах интернет-радио. Тем более что руководство интернет-радио может фактически отчитаться перед рекламодателем за каждого слушателя. Соответственно качественный и, самое главное, количественный состав аудитории у заказчиков рекламы сомнений вызывать не будет.

– Не могли бы вы точно классифицировать профессиональное интернет-радио?

– Должен быть очень качественный звук. А качественный звук обеспечивает аппаратура, которая стоит не два доллара. Звук обрабатывается фактически на той аппаратуре, что установлена на FM-станциях. Это уже признак профессионализма и высокого уровня. Если использовать любительскую аппаратуру, то все это отражается на качестве эфира. При этом у нас на радио работают люди, которые имели опыт работы на FM-станциях. Им интересно принимать участие в проекте, поскольку интернет – это новая среда, которую интересно осваивать, делать в ней продукт, отличный от традиционного FM. Кроме того, интернет предоставляет больше возможностей для маневра и экспериментов. Есть детали, которые невозможно реализовать в эфире, зато можно попробовать сделать в интернете.

– Как вы считаете, будет ли распространяться на интернет-радио вопрос о 75 процентах белорусской музыки?

– На интернет-радио не распространяется Закон «О средствах массовой информации». В этом законе четко расписано, что такое «радио». Интернет-вещание под закрепленное в законодательстве определение не подпадает. Так что известная норма в 75 процентов белорусской музыки на интернет-радио не распространяется.

– Когда запускался проект "Радио ТУТ" было заявлено, что в эфире не будет лишней болтовни и диджеев. Как вы считаете, это – достоинство или недостаток?

– Когда у нас на радио появится интерактив, то он будет отличаться изысканным вкусом и ни в коем случае не будет пошлым. Будет в эфире не болтовня, а разговор. Интеллигентный разговор. С элементами веселости и иронии, которая не будет выбиваться в пошлость и разговор ни о чем.

– Как вы думаете, с течением времени на белорусском рынке интернет-радио выживет одна станция или несколько?

– Я думаю, выживут все. Все станции будут в своих позициях на первом месте. Сейчас на рынке три крупных игрока: Радио ТУТ, которое пришло надолго, «Аплюс» и грядущее NETradio. Все работают с разными аудиториями.

– Если радио белорусского портала будет проигрывать конкурентам, не обратитесь ли вы к руководству портала с предложением скупить более успешные проекты?

– Я скорее подам в отставку.

Владимир ВОЛКОВ


Нужные услуги в нужный момент
{banner_1133}