Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Гаджеты


Сергей Лобов | Изображение с сайта CNewsНаша очередная встреча с Сергеем Лобовым, директором департамента программных решений подразделения корпоративных компьютерных систем НР (Россия), состоялась в конце сентября на Форуме "Программные миры НР 2007", продолжилась общением по электронной почте и телефону. По прошествии некоторого времени появилось данное интервью: о "Программных мирах", о НР и ситуации на рынке ПО, в целом.
 
– Что изменилось в мире телекоммуникаций с предыдущих "Программных Миров"? Что у вас произошло интересного?

– Значительно расширился спектр решений, которые мы сегодня можем предложить. При этом мы вошли в шестерку крупнейших игроков на рынке программного обеспечения. Сейчас НР может заявить о себе как о полноправном софтверном вендоре, без всяких оговорок и допущений. Это произошло в результате того, что мы начали заниматься дисциплинами, где НР никогда не позиционировалась. Например, управление проектами, управление портфелем проектов и др. На этом рынке до сих пор главенствует Microsoft Project – далеко не самый лучший инструмент, чтобы управлять серьезным портфелем проектов. В IT сегодня инвестируется не один миллион долларов, поэтому постоянно возникает вопрос, готовы ли вы сегодня управлять этими инвестициями только с помощью элементарных средств...

В одной из презентаций первого дня все присутствующие могли наблюдать тот уровень управлениями проектами, который должен быть в компании, инвестирующей в IT крупные суммы. Интересно было наблюдать за людьми в зале: с одной стороны, я видел блеск в глазах, с другой – полное разочарование: они понимали, что в их компаниях так проекты (а значит, и инвестиции) не управляются. Почему? Отсутствует методологическая и продуктовая поддержка. Это то, что мы сегодня можем предложить.

Интересно, что у нас появилось значимое направление – тестирование, которое в России находится в зачаточном состоянии. При этом Россия традиционно считается страной, где очень хорошо развита разработка ПО. Стоит озадачиться вопросом: "А что мы разрабатываем? А кому это нужно в таком виде, в каком оно есть?" Несмотря на весь положительный образ страны как ведущей державы-разработчика, мы забываем, что одним из ключевых элементов успешной разработки является Quality Assurance (QA). Сейчас в контроль качества инвестируется 2-4% от общей стоимости проекта. И я не перестаю удивляться, что кто-то из заказчиков готов покупать продукты, на комплексное тестирование которых было израсходовано всего 20-40 тысяч долларов из суммы в один миллион.

– В чем, по-вашему, проблема?

– Это особенность развития IT-культуры в нашем регионе. Возможно, потому, что до сих пор не было сильных предложений, с точки зрения управления качеством. Были серьезные предложения по управлению полным спектром цикла разработки. Но нередко последний элемент терялся – как с точки зрения функционального тестирования (когда необходимо быть уверенным, что все элементы сочетаются и все интерфейсы работают), так и по отладке масштабируемости системы (когда она одинаково хорошо работает и у 10 пользователей, и у 10 миллионов пользователей).

Многие компании только открывают QA для себя, хотя данная дисциплина хорошо развита там, где есть западная культура использования IT. Она сейчас используется и в "Альфа-банке", и в ТНК BP, и во многих телекоммуникационных компаниях, где очень важно выпустить сервис (SMS-сервис, телефонное голосование и т.д.) и убедиться, что он работает.

– Какое место в компании занимает НР Software?

– По сообщениям западной прессы и аналитиков, основным двигателем реформ и роста HP является как раз бизнес программного обеспечения. За последние пару лет мы выросли больше, чем в 2 раза.

Каковы Ваши ощущения от "Программных миров-2007"? Они чем-то отличаются от впечатлений прошлого года?

Вы знаете, это всегда вызов сделать самое большое мероприятие в НР. И могу констатировать – нам опять удалось его сделать. Хотя каждый год это все сложнее, т.к. мы должны быть лучше и лучше.

– Какую отдачу вы чувствуете от ПМ?

– Становится больше клиентов, и они понимают нас лучше. Если посмотреть на наш финансовый год, то можно увидеть, что самый успешный – это четвертый и первый кварталы (уже идет – прим. ред.). Отчасти это связано с концом календарного года, но в немалой степени и с успехом нашего мероприятия. Люди получают новую информацию, понимают, что они могут еще сделать до конца года – и они знают, что эти инвестиции очень быстро окупятся.

По большому счету, ПМ – это не мероприятие, в рамках которого мы представляем наши продукты. Цель: сделать возможным обмен информации между нашими партнерами, заказчиками. Именно поэтому все НР-презентации мы делаем во второй день, давая в первый пообщаться не по продуктам, а по опыту использования. Технические особенности, обсуждаемые во второй (технический) день, – это все интересно, но только когда ты уже знаешь, зачем тебе это нужно, когда понимаешь структуру необходимого решения или тот вопрос, с которым тебе необходимо разобраться.

– Каков Форум в эмоциональном плане? Или бизнес реагирует только сухими цифрами инвестиций?

– Что отражают деньги? Они отражают тот эмоциональный интерес, который сложно измерить. Вы видите, что это работает у других, отвечает вашим требованиям и, используя то или иное свойство продукта и его методологию, можете решить массу своих задач. С другой стороны, чтобы получить максимальную эмоциональную отдачу от мероприятия, необходимо выстроить контент так, чтобы всем было удобно: сначала увидеть это в пленарной сессии, потом узнать технические подробности, пообщаться с руководителями проектов, со своими коллегами из других компаний.

В прошлом году Вы говорили, что большой интерес к программному портфелю НР проявляет не только крупный, но и средний бизнес. Как обстоят дела в этом году?

Тенденция такова, что бизнес растет. Он растет вместе с уровнем IT-специалистов внутри компаний. Поэтому отрадно, что та методология, которую мы используем, интересует их, и в своей работе они продолжают ее использовать. Это компании, которые задумываются, зачем им IT, как получить от этого максимум прибыли. Причем правильным способом.

– Тяжело ли продавать ПО?

– Мы нигода не говорим, что мы продаем программное обеспечение. Мы продаем опыт работы. Программное обеспечение как таковое не пригодно к продаже потому, что это не приносит прибыли от использования. Выгоду приносит методология использования технологии решений. Если вам нравится методология НР, подход НР к решению тех или иных задач, то вам необходимо только выбрать средства, с помощью которых данные задачи будут решены.

Главное, что нас отличает от конкурентов – это наличие для каждого продукта методики внедрения, методологии использования, концепции использования этой проблемной области. Не важно, управление ли это проектом, тестирование, эксплуатация, управление сетью и т.д. Мы пишем книги по этому поводу. Причем в них мы не описываем продукт – только методику решения задач. В итоге получается, что мы не могли бы продавать продукты, не понимая, каким образом они должны быть использованы. И всегда начинаем с себя. С точки зрения компаний, мы испытываем те же проблемы, что и все остальные. Опробовав на себе, выработав методологию, мы предлагаем решение клиенту.

Артем БОРОВИКОВ


Нужные услуги в нужный момент