• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345
реклама

Интервью по понедельникам: Алексей Лагуненко, NVIDIA


Алексей Лагуненко | Фото предоставлено А. ЛагуненкоВ начале декабря Минск посетил представитель NVIDIA Алексей Лагуненко, менеджер по маркетингу компании в странах СНГ и Восточной Европы. Он принял участие в церемонии награждения победителей первого этапа конкурса по виртуальной реставрации памятников архитектуры Беларуси и нашел время зайти на TUT.BY, поговорить о рынке графических решений в мире и в Беларуси.
 
– Алексей, как NVIDIA себя чувствует в Беларуси и что она вообще знает о нашем рынке?

– NVIDIA чувствует себя неплохо не только на белорусском рынке, но и вообще. Что касается рынка Беларуси, то для нас это один из рынков СНГ, которому мы уделяем внимание, с которым работаем.

Не могу сказать, что мы слишком много знаем, пока присматриваемся, изучаем, но, по крайней мере, у нас есть партнеры и дистрибьюторы, которые работают в Беларуси (например, ASBIS). Есть розничные компании - например, Silverado. Мы присматриваемся к компаниям, которые, возможно, нам будут интересны в качестве партнеров, с которыми можно будет развивать бизнес.

Что касается технологий, которые местные компании предлагают для пользовательского сегмента, то у них представлено практически все, что у нас есть, включая вещи с поддержкой SLI. Профессиональным же сегментом мы пока еще не занимались. Но по итогам прошедшего мероприятия мы видим, что компании проявляют к этому какой-то интерес. Посмотрим, что получится; очевидно, что на машиностроительном рынке есть сильные предприятия, есть дизайнерские студии, которым наши профессиональные продукты нужны… Очевидно, что рынок есть и можно подумать, как его развивать.

– Имеются в виду решения серии Quadro?

– Да. Этим мы пока не занимаемся здесь активно. Наверное, кто-то как-то привозит сюда эти карты – не знаю. Очевидно, что рынок и пользователи есть, поэтому, если какие-то компании за это возьмутся, то у них получится хороший бизнес.

– Если говорить о рынках России, Беларуси, Украины, Казахстана – какие тенденции на них видит NVIDIA? Насколько они отличаются от того, что происходит в мире?

– Основные тенденции на нашем рынке это, во-первых, появление Windows Vista. Для нас важно, что эта операционная система впервые требует наличия графического процессора для нормального функционирования. Для нас это важно потому, что впервые неигровое приложение, которое имеет такую большую инсталлированную базу (больше 80 млн. копий продано по всему миру), требует наличия графического процессора. Можно сказать, что интерфейс Windows Aero – это самое популярное в мире 3D-приложение.

Вторая тенденция – начало развития во всем мире и в СНГ видео высокой четкости (HD). И это достаточно просто заметить – достаточно зайти в любой магазин электроники и посмотреть, что все телевизоры теперь "Full-HD" или "HD-ready". Проигрыватели Blu-ray и HD DVD тоже потихонечку дешевеют. Я был в Германии две недели назад и видел, что HD DVD бытовой плеер Toshiba в MediaMarkt-e стоит меньше 200 евро. А плееры для ПК тоже стремительно дешевеют, и в следующем году будут стоить даже дешевле 100 долларов. Комбо-привод LG, который читает и HD DVD и Blu-ray, за 300 долларов примерно уже сейчас можно купить в Японии. Тенденция такова, что есть устройства отображения, которые позволяют видео высокой четкости демонстрировать, есть накопители. Все известные программные проигрыватели это дело поддерживают, соответственно, технология потихоньку идет в массы. Если раньше, когда она только появилась, 2 года назад, она была предназначена, в большей степени, для энтузиастов, то сейчас она двигается в средний сегмент и можно сказать, даже в низкий. Для нас это важно, потому что все наши продукты поддерживают аппаратное ускорение HD-видео, что дает возможность пользователям компьютеров смотреть видео высокой четкости на ПК. Все это благодаря нашей технологии PureVideo.

Теперь, если не касаться геймеров, то третья важная тенденция тоже налицо – стали появляться неигровые программные продукты, которые лучше работают на ПК с графическим процессором. Почему это важно? Потому что те приложения, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, уже потихоньку двигаются в сторону 3D. Даже не обязательно 3D – они просто используют графический процессор для каких-то эффектов.

Пример? Google Earth. Все мы ездим в отпуск, всем интересно посмотреть на глобусе, куда мы поедем, найти по карте маршрут. Когда вы едете по прямой дороге, 3D вам не надо, но когда выезжаете в город, то интересно посмотреть, где находится та или иная улица, как к ней подойти, подъехать к зданию. Сейчас уже очень многие города мира имеют 3D-модели.

Все мы пользуемся разными камерами и любим фотографии каталогизировать, делать какие-то альбомы на ПК. Google Picasa – бесплатное программное обеспечение, доступное для скачивания, предлагает различные эффекты, начиная от поворота фотографий и заканчивая эффектами при перетаскивании фотографии по экрану…

Далее. Все читают журналы, книги. Есть продукт под названием Zinio. Если его скачать, то вы можете покупать в онлайне журналы и просматривать их так, как если бы вы держали книгу в руках: переворачиваются страницы и так далее. Для профессионала эта вещь, может, и не очень нужная, но для обычного пользователя она интересна и даже обыденна. Они не задумываются о том, что это – 3D-графика, но в то же время эти эффекты используют графический процессор.

Далее, документы в виде чертежей и схем. Adobe Acrobat Reader – самое популярное, наверное, после MS Office, офисное приложение в мире. Так вот, в восьмой версии, которая, опять-таки, бесплатна, поддерживается ускорение различных операций графическим процессором. Например, при увеличении или повороте изображения на компьютере без графического процессора какого-то большого документа (например, схемы или плана квартиры), то у вас экран сначала почернеет, потом будет мигать... При наличии же графического процессора всё будет происходить абсолютно плавно и нормально. Для человека, который видит это впервые, подобное мерцание и дергание будет свидетельствовать о неисправности.

Всё идет к тому, что графический процессор становится необходимым элементом ПК и особенно домашнего, «бытового» компьютера. Это происходит из-за того, что все больше и больше программного обеспечения становится визуально более насыщенным, красивым, интересным и т.д.

И, наконец, еще одна тенденция, касающаяся непосредственно геймеров – начали появляться игры под DirectX 10 и важно, что все эти игры – хиты, которые сразу же стали популярными (Crysis, World in Conflict, Lost Planet…). Сегодня они очень и очень высоко подняли графическую планку.

Если все вышесказанное резюмировать, то год для нас интересен тем, что наличие графического процессора в компьютере становится все более важным. Установив более мощный процессор, вы не станете быстрее печатать в Word, Excel не станет работать заметно быстрее. Для большинства приложений производительность центрального процессора достигла уже того уровня, когда вы, как пользователь, не можете почувствовать сильную разницу, а вот добавляя в ПК графический процессор или устанавливая более мощный чип, вы получите очевидные визуальные преимущества. Поэтому в этом году спрос на наши продукты многократно увеличился и доля рынка растет очень хорошо.

– У вас сейчас 32% рынка графики, у Intel – 37%?

– Если мы возьмем графику вообще, то лидер – Intel, на втором месте – мы. Если же возьмем графику для настольных компьютеров, то, например, в прошлом квартале у нас доля рынка была больше, чем у Intel.

– Когда планируете обогнать микропроцессорного гиганта по доле рынка?

– Я думаю, что те четыре тенденции, которые я озвучил, говорят о том, что у нас есть все шансы стать «номером один».

– Можно ли говорить о том, что эти мировые тенденции переносятся и на рынок СНГ?

– Да.

– Сейчас ваши процессоры, похоже, одни из наиболее сложных на рынке. Нет ли такой тенденции или планов «расширения специализации» графических чипов и постепенного вытеснения ими обычных микропроцессоров? Планируете ли выпустить своего конкурента для настольных процессоров Intel/AMD?

– Планов выпускать свои процессоры нет, но есть планы использовать графические процессоры для более широкого набора приложений, в частности – для высокопроизводительных вычислений. Архитектура у нас высокопараллельная и те приложения, которые по своей натуре выполняют параллельные вычисления, могут получить очень серьёзный прирост производительности при переносе их на то, что мы строим на базе графических процессоров.

Мы выпустили новый продукт Tesla – набор процессоров, которые занимаются вычислениями; можно сказать, «суперкомпьютер у вас на столе». Задач, которые считаются на суперкомпьютерах сейчас великое множество, но не все могут себе позволить использовать дорогостоящие вычислительные системы. Кроме того, есть задачи, которые хотелось бы решать, «не стоя в очереди», не ожидая своего времени на суперкомпьютере. Собственно, Tesla и предназначена для таких научных вычислений, где требуется высокая производительность, и задачи хорошо распараллеливаются.

С другой стороны, когда мы представляли восьмую серию наших графических процессоров, мы представили и программную среду CUDA. Фактически это специализированный C++. Тот, кто умеет программировать на C++ может бесплатно скачать SDK у нас с сайта, перенести ее на графический процессор и поддерживать свои программы на всех графических процессорах восьмой серии. Сейчас мы видим, что количество скачиваний уже очень велико, к нам постоянно обращаются и разработчики, и ученые, институты, университеты за помощью в переносе и оптимизации их программного обеспечения для работы на графическом процессоре. Приложений, на самом деле, масса – это и «моделирование Вселенной», и прогнозы погоды, и распознавание речи (образов), и геология... Производительность возрастает значительно – на порядки, один-два-три порядка по сравнению с обычными компьютерами.

Поэтому в 2008 году мы думаем развиваться в этом направлении еще более активно. Но опять же, это не есть замена центрального процессора, это специальное применение той архитектуры, которая была нами построена. Мы делаем хорошо то, что умеем делать.

– CUDA может работать на всей линейке GeForce 8. В чем отличие Tesla от GeForce?

– Tesla – это решение на базе специализированных процессоров, которое на данный момент существует на рынке в трёх видах: специализированная PCI-Express карта с вычислительным процессором, отдельный внешний блок, присоединяемый к специальному интерфейсу (до 4 процессоров Tesla), и блок для установки в стойки (1U-сервер). Это вычислительное устройство, которое никакого отношения к графике не имеет, но оптимизированное для вычислений высокой производительности.

CUDA предназначен для разработки программ, которые в дальнейшем будут очень быстро работать на Tesla, но это не означает, что вы не сможете их использовать на GeForce и т.п.

Tesla построен на базе архитектуры графического процессора, но оптимизирован для высокопроизводительных вычислений.

– А как вы прокомментируете предложенный AMD (платформа Fusion) вариант объединения в одном чипе «обычного» и графического процессоров? Есть ли у такого подхода перспективы?

– Прежде чем обсуждать продукт, надо его дождаться. Наверное, такая технология имеет смысл, имеет право на существование. И, наверное, есть ниши на рынке, где такая технология может найти хорошее применение. Я не думаю, что это решение будет универсальным для всех компьютеров, но с другой стороны, если посмотреть на развитие процессорных и графических технологий, то они развиваются с разной скоростью и когда вы все интегрируете в один блок, то, очевидно, что-то будет иметь ограниченные возможности.

Простой пример – мобильный телефон с фотокамерой. Хорошо ли, что есть камера в мобильном телефоне? Да, наверное, хорошо. Да, она мне иногда помогает в каких-то ситуациях, когда у меня нет ничего с собой. Но готов ли я заменить обычный фотоаппарат или обычную камеру вот на это (демонстрирует свой мобильник с трёхмегапиксельной камерой – IT.TUT.BY)? Нет, не готов. И таких примеров можно привести массу. Интегрированные устройства имеют право существования на рынке, но их применение, скорее всего, будет нишевым. Никогда у интегрированного устройства вы не сможете добиться того уровня качества, производительности, какого можно достичь у специализированных устройств.

– В этом году появился DirectX 10 и вышел целый ряд игр с очень эффектной картинкой. Но по-прежнему им (включая флагмана Crysis) далековато от «фотореалистичности». Собственно, несколько философский вопрос: когда можно будет себе позволить обсчитывать предельно реалистичную графику в реальном времени?

– Мир вокруг нас настолько разнообразен, что для реализации всех этих элементов, света, теней и прочего в реальном времени нужны очень высокие вычислительные мощности. При этом человек воспринимает каждую новинку критично: «да, она значительно лучше того, что было раньше, но хочется чего-то ещё!». Поэтому мы говорим, что наш главный враг – это «good enough». То есть, что картинка «достаточно хороша» и дальше улучшать её уже не надо. Поэтому технологии в области графики будут совершенствоваться, и до того момента, когда всё это будет уж совсем похоже на реальность, пройдёт довольно много времени.

Кстати, вопрос не только в рендеринге, но и в качестве изображения. А качество – это, в том числе, и количество пикселей, которое вы обрабатываете. Почему HD лучше SD? Потому, что разрешение выше. Несколько лет назад никто и не мог подумать о высоких разрешениях монитора, 1600х1200 казалось пределом мечтаний. Сейчас 22” – уже достаточно массовые мониторы. А если разрешение растет, то объём вычислений, которые нужно производить для обсчета картинки такого качества, также сильно возрастает. Поскольку развиваются не только технологии рендеринга, но и устройства отображения и так далее, то до фотореалистичности нам ещё довольно долго идти. У нас будет, чем заниматься ещё много-много лет.

– Дело ведь ещё не только в рендеринге, технологиях, но и в их конкретных воплощениях – играх, программном обеспечении…

– Да. Именно поэтому разработка серьезных проектов занимает годы и обходится в миллионы, десятки миллионов долларов. Серьёзные игры потихоньку двигаются в сторону кинематографа. Кстати, с Голливудом мы весьма активно работаем, наши Quadro применяются очень много где, причем даже для реализации тех вещей, которые напрямую с 3D не связаны: спецэффекты, моделирование, цветокоррекция и т.п.

– Окей. А каковы в целом ваши приоритеты развития на 2008 год? На что будете делать ставку?

– В следующем году мы будем ещё более активно распространять GeForce в массовом сегменте. Как вы знаете, теперь материнские платы с графическим процессором идут под брендом GeForce и теперь даже те люди, которые предпочитают недорогие, но, при этом, функциональные решения получат возможность купить GeForce, фактически, за любые деньги.

Технология SLI будет развиваться, так как энтузиасты всегда хотят большего. Современные игры достаточно «тяжелые» с точки зрения графики даже для топовых продуктов, поэтому технология SLI находит своё применение и для пользователей «среднего» сегмента. В ближайшее время будет представлена технология с тремя видеокартами для энтузиастов. В свете того, что я говорил о развитии мониторов и «тяжеловесности» современных игр – это достаточно эффективная вещь.

Также будет представлена технология Hybrid SLI, которая объединяет графический процессор на системной плате и на видеокарте, позволяя им работать в связке для увеличения производительности и снижения нагрузки на основную видеокарту (в Word, например, работает только процессор на материнской плате, а в игре будут использоваться уже они в паре). Тем самым мы даём возможность пользователям за меньшие деньги получать большую производительность.

Мы думаем, что появится большее количество обычных неигровых приложений, которые либо требуют графического процессора, либо получают какие-то преимущества от его использования. Соответственно, значение графического процессора для ПК будет ещё сильнее возрастать – это если говорить о «пользовательском» сегменте рынка.

Профессиональный сегмент (вычисления) мы планируем в следующем году также активно развивать, будут выходить различные новинки. Те приложения, которые начали разрабатываться в этом году, когда мы представили архитектуру и «железо» для высокопроизводительных вычислений, наверное, начнут более активно появляться в следующем году; мы ждем от рынка большого роста именно в этом плане.


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY