• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама

Интервью по понедельникам: Акавита


Коллаж: IT.TUT.BYАкавита – один из старейших и уважаемых проектов Байнета, представляющий собой не только масштабную систему интернет-статистики, но также «исследовательскую лабораторию, ориентированную на разработку и экспериментальное внедрение новых методик в области интернет-маркетинга».

О частных и общих белорусских интернет-тенденциях IT.TUT.BY в первом посленовогоднем интервью по понедельникам рассказала команда Акавиты – Федор Короленко, Леонид Муравьев и Алексей Шукаев.
 
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начнем беседу стандартным для посленовогоднего интервью вопросом: чем лично вам запомнился 2007 год? Имею в виду, конечно, события в белорусской ИТ-сфере.

Федор Короленко (ФК): Ничего действительно яркого лично я припомнить не могу. Снижение стоимости широкополосного интернета, упорядочение интернет-торговли, интерес крупных рекламодателей к интернет-рекламе – всё это штатные и легко прогнозируемые явления. Появление видеосервисов tube.by и itv.by с опозданием на 2-3 года после мира и России – это уже не новость, а традиция. В общем, я не заметил ничего принципиально нового, рутина.

Леонид Муравьев (ЛМ): Я склонен, скорее, замечать тенденции, а не события. Осознал в этом году, что размеры видеоконтента больше не пугают, что вайфай полезен и вне дома. Шаблонно говоря, коммуникации стали доступнее.

Алексей Шукаев (АШ): Как человек чуть-чуть извне среды (все-таки я ближе к маркетингу, чем к IT), я бы в качестве главных событий назвал следующее:

а) Рекламные бюджеты пошли в интернет. Достаточно значимые, чтобы стать более-менее интересными для РА.

б) Не соглашусь с Юрием Анатольевичем, что контекстная реклама в Беларуси мертва: именно в этом году, примерно в конце весны, отметил, что все чаще контекстные объявления, попадающиеся на глаза, ведут на сайты белорусских компаний.

в) Реорганизация РедГрафиков. За комментариями о планах обращайтесь к Воронкову, т.к. информация, известная мне из личного общения с ним, не может быть озвучена без его согласия. От себя скажу следующее: похоже, Реды поверили, что и в Беларуси можно заниматься бизнесом – и привлекли для этого весьма серьезного партнера.

г) И ложка дегтя, конечно: насколько я восторгался ориентацией на бизнес первого ДИ – настолько же я разочарован ДИ-2. Общая для рынка проблема – мы не работаем системно с теми, кто нам платит, ничего, по большому счету, не делая для роста потребностей рекламодателей. Вас устраивают естественные темпы увеличения бюджетов? Меня – нет. Так что очень жаль, что уже со второй попытки ДИ пришел к многолетнему формату IT-тусовки a la Петрович: к инетчикам – лицом, к бизнесу с его бюджетами – соответственно… :(

– А можете ли выделить из потока событий «самую-пресамую» новость года?

ЛМ: Навряд ли. Не вспоминается ничего такого, что могло бы взорвать белорусский рынок. Собственно, это хорошо. Хорошо, когда есть позитивные тенденции, но нет громких событий.

АШ: И опять – про интернет-рекламу, уж извините :) Главной новостью, датирующейся самым концом года прошедшего, я считаю начало продаж в Беларуси медиа-холдингом ВидеоИнтернешнл трафика на российских площадках. Пока часть договоров еще на стадии подписания, но уже точно можно брать показы на Mail.ru.

– В минувшем году самой главной новостью, связанной с Акавитой, на мой взгляд, стал переезд на американский хостинг и связанный с этим down :) А что было самым главным из околоАкавитного для вас самих?

ФК: Впервые выползли из минуса 8-) И очертили, наконец, для себя приоритеты в сервисах; так что скоро будут изменения ;)

АШ: Я бы назвал главным понимание (признание) очень простого, казалось бы, факта: сервисы и работа с клиентами – это совершенно разные вещи и совершенно разные бизнес-единицы.

ЛМ: Хостинг Na.by, наверное. Но это частности и то, что видно снаружи. В 2007-м мы вышли из мира идей в суровую реальность. Об остальном пока говорить рано.

– Кстати, про хостинг: почему решили покинуть Беларусь? Не нашлось достойных предложений на отечественном рынке хостинга? Или уже всё перепробовали?

АШ: Не только на отечественном, но и на российском. Сегодня, наверное, уже можно сказать, что из двухнедельного down Акавиты полторы пришлись на попытки вытащить сервис с агонизирующего хостинга.

Так ли уж виноваты хостеры? Не-а, при реальном среднем доходе на 1 клиента, помноженном на средний уровень его требований, держать нормальный support в Беларуси не имеет смысла. Да и в России тоже. Поэтому в нашем случае вопрос выбора хостинга звучал так: у кого из двух мировых лидеров dedicated хостинга должны стоять наши сервера?

ФК: Когда при серьёзных запросах на услуги хостинга нужна гарантия качества и максимальный уровень техподдержки, имеет смысл работать только с производителем, никаких оптовиков и посредников :)

В Беларуси же абсолютно все, кроме Белтелекома, – посредники.

То есть, если какие-то проблемы, нужно сначала вызвонить техподдержку белорусского хостера (круглосуточной поддержки тут нет и не будет в ближайшие годы, у кого написано на сайте «круглосуточная» – нагло врут, будут настаивать – плюньте им в рожу и сошлитесь на меня :))) ), а поскольку в вечернее и ночное время шансов кого-то вызвонить мало – можете рассчитывать на везение только утром (при том, что у кого-то утро начинается в 12 часов дня), потом, после третьего вашего напоминания, они напишут своему вышестоящему хостеру (после распития чая и просмотра ЖЖ-ленты), ну и к концу следующего дня, возможно, вы получите ответ типа «ну, мы попросили их перезагрузить ваш сервер, сейчас должно всё заработать».

Веселуха в том, что даже телефонной поддержки почти ни у кого нету, в основном, отправляют писать в поддержку по e-mail! Этих вообще нужно отстреливать и гнать взашей с рынка, так как при первой же серьёзной проблеме (а они будут) вы пожалеете не только о том, что с ними связались, но и что родились... Ну, вы поняли, о ком я.

У серьёзного западного хостера есть круглосуточная – действительно круглосуточная! – поддержка (e-mail, чат, телефон), причём любые проблемы решат тут же на месте и ещё извинятся, что я прождал их лишние 10 минут 8-) Согласитесь, разница есть.

Что касается Белтелекома – да, у них всё хорошо. И дата-центр свой есть, и сотрудники круглосуточно работают. Всё хорошо, кроме неоправданной, абсолютно нездоровой, высосанной неизвестно откуда цены на внешний трафик :-/ Кроме того, есть ещё одна причина, по которой я даже бесплатно не буду хоститься в Белтелекоме, но называть её не буду в силу очевидности. При этом сам Белтелеком я нежно люблю, правда!

Резюмируя, размещать свой сервер у белорусского хостера я не пожелаю даже врагу. Разве что домашнюю страничку вида «я с семьёй на пляже».

Всё сказанное про Беларусь относится и к России.

ЛМ: Отечественный был бы хорош, если бы техническая площадка была отечественной. Или если это льготные партнерские условия, что, по опыту, плохой вариант. Иначе «там» выходит дешевле, стабильнее. Плюс можно держать сервера в разных датацентрах.

– Окей. В ноябре 2006 Акавита предстала в версии 5.0 beta. Что изменилось за год с небольшим во «внутренностях» системы? Планируете ли в ближайшее время убирать приставку «beta» или повышать цифру?

ЛМ: Выход из беты – это наша первостепенная задача сейчас. Мы не просто планируем это делать, мы будем. Изменения затронут интерфейс, о котором множество споров, кнопка станет невидимой по желанию, снимется часть технических проблем, появится пара отчетов и т.д.

АШ: А повышать цифру – навряд ли: более глубокая бесплатная аналитика (а именно аналитическими возможностями Акавита отличается от, допустим, российских сервисов, уступая в этом плане среди free счетчиков только Google Analytics) не востребована. А вот за надежность, как говорится, «по ходу дела, мальчики, надо бы за вас взяться».

Также беру на себя ответственность обещать пользователям в этом году нормальный интерфейс, даже два: один для вебмастеров и другой – для маркетологов.

ФК: Весь этот год мы переваривали изменения и пришли к некоторому осмыслению :) Обдумали отзывы пользователей. Будем переделывать, идейно уже всё более-менее устаканилось.

– Заметили ли вы какие-то новые веяния/тенденции в Байнете'2007?

ЛМ: Да, есть едва уловимый зелёный и хрустящий аромат. Если контентщики не подкачают и продолжат вытягивать из Рунета аудиторию, то в этом году он станет отчётливым. Сейчас всё упирается в недостаток хороших площадок.

Тут стоит пожелать контентщикам удачи, ибо если прохлопают момент, то наши деньги получит какой-нибудь mail.ru.

ФК: Ничего нового. Тенденция «меньше думать, больше слизывать у России» продолжает усугубляться. Также сохранилась старая идея-фикс «убить тутбай», так что на очередные мегапорталы мы ещё насмотримся в этом году, веселухи будет не меньше, чем в 2007-м.

Побалуете свежими цифрами сводной статистики по итогам года? Насколько вырос Байнет в минувшем году?

ФК: Рост за год – примерно на 10% по посетителям. Пик роста – октябрь-февраль, как обычно. Самый популярный поисковик у белорусов – TUT.BY, из зарубежных – Гугл.

АШ: Мое наблюдение: с конца 2005 года рост идет, в основном, в сентябре-ноябре. Я бы это прокомментировал так: все, кому интернет был нужен, уже там, и теперь растет Байнет преимущественно за счет взросления поколений: старшие классы + поступающие в ВУЗы.

– В прошлом году (да и в новом уже) с завидной периодичностью всплывали вопросы с накруткой счетчика посещаемости различных ресурсов. Какова ваша позиция по этой проблеме?

ЛМ: Мочим, как Путин. Комментарии излишни.

ФК: Должен сказать, что пик накруток приходился на 2000-2002 годы, потом они практически прекратились. Сейчас это единичные явления, с которыми мы, как и раньше, разбираемся коротко: выкидываем из рейтинга на месяц. Впрочем, бывают исключения в зависимости от позиции владельца накручиваемого сайта.

АШ: Если хватит человеческих ресурсов, сделаем одну фичу в рейтинге, после появления которой любые накрутки (в т.ч. покупка трафика) потеряют смысл. Наверняка ее, как обычно, резво стырят :) россияне и прочие соседи. Бенчмаркинг, елки-палки.

– Какие методы накрутки применяются чаще всего?

ЛМ: Методы различаются степенью глупости. Самые продвинутые пользуют геофильтрованный iframe-траффик, к примеру.

При накрутке хвосты торчат отовсюду: резкие взлёты легко отследить как технически, так и при помощи зорких глаз пользователей рейтинга. Медленно накручивать, к слову, тоже бесполезно: трафик потенциальных рекламных площадок анализируется. А с тем количеством данных о пользователях, которые мы храним, обмануть нас весьма сложно.

Да, я, конечно, могу себе представить накрутку, которую мы не сможем отследить. Но человек, обладающий необходимыми для такой накрутки знаниями и возможностями, не будет накручивать Акавиту, он будет скликивать Google AdSense.

ФК: Основной метод – размещение ифрэйма 1х1 на каком-нибудь порносайте, даже скучно как-то :) был впрочем, однажды факт накрутки сделанный добротно и качественно, порадовались за авторов, даже было жалко из рейтинга выкидывать :)))

– На ваш взгляд, в чем мотивы таких действий? Неужели вебмастера не понимают, что резко «выскочивший» из рейтингового небытия сайт для коллег и потенциальных рекламодателей выглядит очень-очень подозрительно?

ЛМ: Я сам удивляюсь порой. В прошлый раз я даже спросил супостата прямым текстом о причинах столь глупого поступка :)

Просто, иногда люди поступают ненормально. Большая часть захватов заложников заканчиваются плачевно для преступника, но это многих не останавливает. Значит, есть мотивация за рамками наших представлений о «нормальном человеке» :)

АШ: Я бы не сказал, что вебмастера массово это не понимают: сегодня накруток куда меньше, чем лет пять назад. Да, бывают единичные факты среди мОлодежи (вот, Загальский недавно отличился). Но для более-менее крупных проектов уже давно ясно, что рекламодатели стали, так или иначе, измерять отдачу от рекламы. А отдача – это клиенты и деньги, а никак не hits&clicks. Так что накрутка довольно быстро становится очевидна заказчику рекламы, а вернуть потерянное доверие о-о-очень сложно.

ФК: Видимо, надеются проскочить :) В этом случае будет что рекламодателям показать с целью бюджет раздуть.

– Если отвлечься от «накруток», какие ещё проблемы стояли перед Байнетом в прошлом году наиболее остро? Изменилась ли к лучшему ситуация с «тремя нолями» нашего белорусского интернета?

ФК: Ситуация с первым нулём (денег) – постепенно меняется к лучшему. Уже осенью был замечен рост активности крупных рекламодателей, и, что наиболее интересно – инвесторов. Впервые было открыто заявлено желание вкладывать деньги в перспективные белорусские интернет-проекты, так что посмотрим на результаты года, может, и остальные нули подрастут.

ЛМ: Когда Фёдор говорил о «трех нолях», он не ставил цели облажать. И никто из нас не ставил. Мы просто хотели показать пустые места, придать коллегам импульс и задать вектор. В том числе, это касается и Акавиты.

Кстати, после «три-ноль» мы сами почувствовали осознанную необходимость многое изменить в нашей работе. И изменили. И стало лучше.

В любом случае, на ДИ мы увидели достаточно докладов, показывающих, что коллеги знают эту проблему и работают над ней. В частности, это было видно на секции по контенту. И мы возрадовались, потому что если проблему признают и решают, то она и не проблема вовсе.

АШ: Проблемы (опять же, смотрю слегка со стороны, что в плюс):

а) Отсутствие маркетинга, как системных действий, направленных на поиск и реализацию неудовлетворенных потребностей.

б) Как следствие, тотальное отсутствие понимания компаниями, предлагающими те или иные услуги в сфере интернет, бизнеса их клиентов. Сегодня на рынке предлагаются различные продукты – сайты, хостинг, реклама – а не решения проблем. Что неудивительно: чтобы решать бизнес-задачи клиентов, надо идти от бизнеса в интернет, а не от интернета к бизнесу. Если у компании-заказчика еще основные бизнес-процессы не структурированы, маркетинга системного нет, решения принимаются интуитивно – рано к ним с интернетом соваться-то. Ну, впарите вы им сайт, а что им с него толку? Хорошо, если через год вспомнят за домен заплатить...

в) Отсутствие интернет-продюсеров. Идеи, они кругом, и есть среди них и весьма здравые. А вот навыки бизнес-планирования, маркетингового анализа, презентации проектов инвесторам – это все умения, которые требуют значительного опыта. Думаю, iRed и ТутБай могли бы выступить в качестве таких продюсеров – это было бы для них логичным шагом.

г) Несогласованность действий игроков рынка. Учитывая, как мало компаний определяют ситуацию на рынке, было бы логично ожидать олигополистического сговора :), но – нет, каждый у нас самый умный и ни-ни не хочет слушать других, а Зиссера – в особенности. Хотя, допустим, от стандартизации размеров рекламных площадей и подравнивания цен размещения по СРТ выиграли бы все – пример известен: Interactive Advertising Bureau, объединяющее 90% интернет-рекламы США.

Хотя, если честно, три ноля и ныне там.

– В последнее время очень много говорилось о «локализации» сервисов как о панацее и главном векторе развития Байнета. Вы с этим согласны?

ФК: Смотря что считать локализацией :) Если речь о локализации типа google.com.by – то это, простите, те же яйца, но в профиль. А вот тематические локальные проекты типа www.diva.by, onliner.by – да, панацея.

ЛМ: «Локализация» была в Байнете задолго до появления этого странного термина. Она его спасла?

Нужно понимать самое главное: сервис должен решать проблему. Или, на худой конец, удовлетворять потребность. Если сервис качественно решает проблему пользователя, пользователя оттуда сгонит только ядерная война.

Можно до бесконечности грабить награбленное, политкорректно называя это «локализацией», но если сервис пытается удовлетворить уже удовлетворенную потребность, он обречен.

У «локализованного» сервиса, если говорить о социальных, единственное преимущество: географическая направленность. Для соседей, то бишь. Для людей, которые могут легко выпить в оффлайне пива.

К примеру, есть оффлайновый социальный граф. И белоруса вполне устраивает та проекция этого оффлайнового графа в онлайне, которая существует в ЖЖ, на дайриках, одноклассниках и т.п. Ему не нужен такой белорусский сервис.

Говоря просто, если я общаюсь с соседом Васей в ЖЖ, то я там и буду с ним общаться. Мне ничего не мешает, потребность удовлетворена.

Успешная локализация, ИМХО, возможна тремя путями:

– Локализация конкретной модели контент-проекта, с массой уникального белорусского контента. Региональный контент привлекает региональную аудиторию, это в цифрах показано было на ДИ Акавитой и не только. Из недостатков – белорусский контент крайне редко бывает user generated. Его нужно добывать. Кровью.

– Локализация из оффлайна. То есть привлечение из оффлайна аудитории, для которой этот сервис будет новым и будет удовлетворять потребность. Из недостатков – большой медиабюджет.

– Локализация модели сервиса, в котором есть потребность. К примеру, можно локализовать в для Беларуси поисковую машину, ибо чувствуется потребность. Из недостатков – трудно найти такую модель, либо она затратна.

К слову о поиске. Видно, что ни один поисковик сейчас не даёт нужного рядовому пользователю качества поиска по Байнету. Это чувствуется по отзывам, это видно в цифрах.

Но даже мы сейчас не рассматриваем поисковик как приоритетный проект, хотя мы на порядок ближе к решению этой задачи, чем кто-либо в Байнете. Уж очень он затратный выходит.

Резюмируя: из всех вариантов «контентная локализация» представляется самой реальной. Посему продолжать «локализовывать» мегапорталы, соцсети и блогохостинги – гиблое дело.

– А вообще, на ваш взгляд, как выжить небольшому «локализованному» проекту среди монстров Байнета? Затянуть пояс потуже, запастись энтузиазмом и ждать, когда на белорусском трафике можно будет зарабатывать вменяемые деньги через Google AdSense? Переходить под крыло к большим игрокам или искать «толстых» инвесторов?

ФК: Все нишевые проекты вполне могут окупаться за счёт рекламодателей своей тематики, у нас уже достаточно успешных примеров. Если кому-то это не удаётся – нужно менять руководство :) Или действительно идти к кому-то под крылышко.

ЛМ: Успех = маркетинг + компетенции + инвестиции.

Отсутствие одного из трех пунктов иногда компенсируется качеством двух оставшихся. К слову, мой ответ на предыдущий вопрос – это лишь небольшая часть того что подразумевается тут под маркетингом.

И не нужно бояться оголодать: качественная площадка всегда продаст рекламу.

АШ: Либо создать что-то узкое и потому уникальное. Почему Лена Коровец (Уданович) смогла сделать Diva.by? Потому что с самого начала видела, чьи и какие потребности призван удовлетворять ее проект. Почему уже год постоянно растет посещаемость Marketing.by? Потому что это нишевый проект, ориентированный на конкретную аудиторию.

Всем остальным можно рекомендовать только одно из двух: или используйте чужой капитал, или продавайтесь. Если бы были еще какие-то варианты, вы ведь не преминули бы ими УЖЕ воспользоваться, не так ли?

– 2007-й год, по мнению экспертов TUT.BY, принес очередное удвоение объемов рынка интернет-рекламы – до 2,8-3 млн. долларов. Можете ли вы привести свою оценку-топ крупнейших рекламных площадок Байнета, с учетом того, что не все крупные белорусские ресурсы представлены в вашем рейтинге?

АШ: Я здесь хочу лишь отметить, что многие площадки чудовищно переоценены: так, CPT на Naviny.by в разы выше, чем на TUT.by, а рекламу на ABW.by, где на первом экране размещаются злобно мигающие всеми цветами одновременно 9 (девять!) баннеров, можно покупать только при ООООЧЕНЬ большом откате. И то – я бы точно не стал: коммуникативный эффект нулевой.

В этот список, по моему личному мнению, попадает и система Frontline. $20 за 1000 контактов – это бред: за те же деньги я могу купить в пять раз больше медийных показов 240х400 на крупной российской площадке, где (пока что) конкуренция за место в мозгах белорусов нулевая. Причем это я еще молчу за НЕГАТИВНЫЙ медиаэффект от безграмотного использования rich media белорусскими рекламными агентствами, подробно изложенный в экспериментальном исследовании «Эффективность rich media».

ФК: Мы ведём рейтинг только по посещаемости, а не по бюджетам :) Несмотря на то, что между этими показателями есть взаимосвязь, она отнюдь не линейна. С вашего позволения, я воздержусь от ответа.

– Как, с вашей точки зрения, будет развиваться рынок интернет-рекламы в Беларуси? Насколько долго общему рекламному «пирогу» суждено удваиваться?

ФК: Как минимум, пока не будут убиты печатные СМИ. Увы, уважаемые журналисты старой школы, смиритесь. Или развивайте онлайн-версии изданий, пока не поздно. Именно не пустые копии бумажных газет, а полноценные онлайн-СМИ делайте. Тогда может ещё успеете на поезд. А пока доля интернет-рекламы в общем рекламном рынке мала настолько, что ещё удваиваться и удваиваться ;)

ЛМ: До 2010 точно будет удваиваться. Это естественный рост, вызванный вполне реальной эффективностью канала. Объемы растут соразмерно аудиториям площадок и медиаинфляции, их темпы прогнозируемы, отсюда и прогноз.

АШ: В 2008 году цены на телевизионную рекламу составят минимум 120% к году 2007, так что рекламодатели чем дальше, тем больше будут искать альтернативные варианты размещения, и интернет среди них не на последнем месте. Тут другая проблема: налицо дефицит эффективных площадей; надеюсь, усилия Редов и ВидеоИнтернешнл его заметно снизят.

– Юрий Зиссер считает, что «глобальных перемен в развитии Байнета в 2008 году ожидать не следует». Вы с этим согласны? Может быть, поделитесь собственным эксклюзивным прогнозом?

ЛМ: Замените в высказывании Юрия Анатольевича «Байнет» на «экономику Беларуси» и вопрос опадёт. Байнет лишь зеркало. Слегка кривое зеркало, но на тенденции это не влияет ;)

АШ: Согласен. Чтобы произошли глобальные перемены, нужны гениальные топ-менеджеры.

ФК: Что-нибудь глобальное произошло в российском интернете 2 года назад? Или в мировом 3 года назад? Не припомню. Значит и у нас будут только очередные «мегапорталы».

– Спасибо за содержательное интервью, успехов и прочих материальных и нематериальных благ в наступившем году!!!

ЛМ: И вам спасибо, что дали повод размять мозги :)

ФК: Спасибо и вам за содержательные вопросы :) Желаю обрести просветление ;о)


Федор Короленко

Федор Короленко Человек, выискавший в конце 90-х слово AKABITA, и использовавший его как самоназвание. И пусть оно вызывает улыбку у ограниченного круга специалистов по неймингу, да на здоровье, мы только рады. Это не помешало Федору стать Человеком Года по версии by`2004, никак не повлияло на популярность www.akavita.by, и совсем не мешает нам работать.

Федор – самый подозрительный в команде. Прогнозы Алексея, увлеченность Леонида – все это меркнет и тухнет перед веским словом отца-основателя. В подавляющем большинстве случаев именно его мнение и является причиной отказа от сомнительных проектов. А таким ему кажется каждый второй.

Сей факт, однако, не мешает Федору генерировать собственные идеи – как хорошие, так и плохие. Однако все мы грешим избытком идей, и незачем самому старшему и мудрому быть исключением.

Алексей Шукаев

Аналитический склад ума, профильное образование, 4 года в маркетинге. Он единственный в команде создает впечатление «человека на своем месте».

В действительности, именно ему мы обязаны основной идеей, вокруг которой мы и собрались вместе. Именно перу Алексею принадлежат первичное исследование по медиапланированию интернет-рекламы, значительная часть нового функционала интернет-статистики и многие другие разработки.

Леонид Муравьёв

На вопрос «Как ты думаешь?» он ответит «Быстро!» Именно поэтому Леонид так часто берется за то, чего абсолютно не умеет делать. Но делает. Может, не всегда в срок, зато добротно. Теоретически, он должен заниматься оперативным руководством, на практике – делает все то, чего не умеют остальные.

Химик-исследователь по образованию, вечный оптимист, перепробовавший множество сфер деятельности. Его умение смотреть вширь (вглубь и в сторону) значительно облегчает жизнь команде.


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY