• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
реклама

Игорь Сукач, Атлант Телеком: в 2008 рынок вырастет вдвое


Игорь Сукач | Фото предоставлено Атлант ТелекомДиректор этого провайдера в особом представлении не нуждается, как и сама компания. Второе место на белорусском рынке интернет-услуг, 155 мегабит канала и агрессивная ценовая политика превратили «Атлант Телеком» в завсегдатая новостных лент, а главу компании – в одного из самых известных IT-комментаторов. О перспективах рынка, ценовой политике компании и судьбе домашних сетей Игорь Николаевич сегодня рассказал нашему изданию.
 
– Каков, на ваш взгляд, объем рынка ADSL-услуг в нашей стране и какую долю из этого объема занимает «Атлант Телеком»?

– По моим данным, если учитывать не только Минск, а брать белорусский рынок в целом, доля нашей компании составляет 11 процентов. Это второй показатель по республике – на «Белтелеком» приходится примерно 55 процентов. Если же говорить в абсолютном значении, то на рынке широкополосного доступа «Атлант Телеком» сегодня ежемесячно выставляет более 35 тысяч счетов. Эта цифра включает в себя и юридические лица, и частных пользователей. Так вот, в первом случае мы имеем более трех с половиной тысяч договоров – все остальное приходится на частных лиц.

– Как будет расти рынок в дальнейшем?

– Последние семь лет объемы рынка росли вдвое по сравнению с каждым предыдущим годом. Я не думаю, что эта тенденция будет нарушена. Можете считать, что я предрекаю, в совокупности, двойной рост рынка.

– Летом прошлого года на конференции по «Веб 2.0» директор системы статистики «Акавита» Федор Короленко, говорил о том, что в том, что касается новых пользователей, бурный рост Байнета закончился. Получается, вы с ним не согласны?

– Вопрос в том, как считать. На самом деле, противоречия нет. Мы сейчас говорим о широкополосном доступе, но ведь раньше, я, как клиент, мог пользоваться и коммутируемым. При переходе с dial-up на ADSL, я не стал новым пользователем, но я стал новым клиентом. Так что, я считаю, что тенденция сохранится. При этом основная доля прироста придется на областные центры, поскольку там все еще существует, так называемый «отложенный спрос».

– Хотелось бы услышать ваш прогноз по частному и корпоративному сегментам.

– Я считаю, что в 2008 году рост корпоративного сектора составит менее 50 процентов, тогда как частный сегмент вырастет более чем в два раза.

– За счет чего это произойдет?

– Дело в том, что в последнее время четко прослеживаются два основных направления роста рынка:

С одной стороны, услуги постоянно дешевеют и это способствует тому, что бизнес все активнее выходит в интернет. Сегодня компании не просто делают себе корпоративную страничку, а считают своим долгом иметь полноценное представительство в сети. ADSL-доступ при этом рассматривается как важнейшее средство для коммуникации с клиентами. В Минске, де факто, это уже произошло, однако в регионах процесс только набирает обороты. Причем, если в столице довольно большая часть подключений приходится на компании, которые переходят с коммутируемого на широкополосный доступ, то в регионах основной прирост идет за счет совершенно новых, недавно открытых фирм.

С другой стороны, говоря о приросте, надо отдавать себе отчет, что корпоративный сектор ограничен числом компаний работающих на рынке. Уже сейчас больше половины из них имеет доступ к широкополосному интернету. Поэтому в долгосрочной перспективе рынок будет развиваться за счет частных подключений. Наиболее заметной тенденцией в этом сегменте пока является продолжающийся рост домашних сетей. Однако, параллельно этому росту набирает силу и другая тенденция. Не секрет ведь, что, в основном, домашние сети построены любителями. Пропускная способность и качество связи таких сетей не всегда удовлетворяет растущим запросам пользователей. Поэтому, во-первых, растет число абонентов, которые подключаются к ADSL самостоятельно, а во-вторых, крупные компании, и «Атлант Телеком» в том числе, ведут активное строительство собственных сетей, которые уже подключены по оптике, соответствуют всем нормативам и так далее.

– Как планируется развивать такие сети в дальнейшем? Будут ли они отданы в аренду провайдерам третьего уровня или останутся под управлением построившей их компании?

– Есть некоторые сложности. Дело в том, что для того, чтобы выделились и начали работать провайдеры третьего уровня, у них должны быть лицензии третьего уровня. На самом деле, подвижки здесь уже есть: Министерство связи выдает такие лицензии. Но я бы сказал, что этот процесс еще не набрал силу. Что касается нас, то рассматриваются обе возможности. С одной стороны мы продолжим строить свои сети, а с другой, мы готовы общаться с легализованными сетями. Заключать договора и подключать их в качестве провайдеров третьего уровня, со всеми вытекающими последствиями.

– Возвращаясь к областям. Как известно, первоначально выход в регионы планировался начать еще три года назад. Однако тогда реализацию планов пришлось отложить из-за некоторых проблем. Куда делись эти проблемы теперь?

– На самом деле мы вышли, правда, не во все. В 2004 году мы заявляли о том, что до конца 2005 года мы закроем все областные центры. Что касается проблем, то они никуда не делись, просто мы научились их решать.

Во-первых, для полноценного выхода в регионы компания должна была измениться изнутри, научиться работать не только в Минске. С открытием Гомеля и Могилева, которое «Атлант Телеком», кстати, сделал вовремя, стало понятно, что компания не совсем готова к дальнейшей экспансии. Поэтому мы взяли тайм-аут, провели реорганизацию, выстроили все необходимые бизнес-процессы и только тогда продолжили реализацию планов.

Во-вторых, у нас возникли определенные сложности на местах, связанные с коммуникациями. Нужно было эти коммуникации выстроить, найти взаимопонимание с «Белтелекомом», решить проблемы связанные с выданными нам техническими условиями. Все эти нюансы были учтены к началу 2006 года. И как только это произошло мы продолжили открываться в областных центрах и сейчас имеем планы открыться уже в районных.

– О каких именно райцентрах идет речь?

– Всего на примете одиннадцать райцентров. В 2008 году мы откроем представительства в четырех-пяти из них. Исследование рынка еще не завершено, поэтому конкретно я вам сейчас ничего не скажу – боюсь ошибиться. Но могу назвать фаворитов. Номер один – это Бобруйск, кроме того, достаточно велики шансы у Пинска.

– В феврале в одном из интервью вы «помечтали» о том, каким будет ваш канал до конца 2007 года. В ноябре «мечта» стала былью и «Атлант-Телеком» объявил о расширении канала до 155 мегабит. Не могли бы вы аналогичным образом «помечтать» на 2008?

– Цифра в 150 мегабит к декабрю, которую я озвучил в начале 2007, была рассчитана, исходя из прогноза роста нашей абонентской базы. Конечно, прогноз мы перевыполнили: и база у нас росла быстрее, чем мы планировали, и ширина канала оказалась на 5 мегабит больше, и ввели мы ее на месяц раньше, чем планировали. Однако именно из-за того, что мы четко планируем свою деятельность, «помечтать» в чистом виде не получится. А вот прогноз дать могу: ширина канала в 300 мегабит – это то, чего мы планируем достичь до конца 2008 года.

– Вы говорили о двукратном годовом росте рынка и в два раза планируете расширять канал. Какова зависимость между количеством абонентов и объемом потребляемого им трафика? Как скажется прирост абонентов на ценовой политике компании?

– Зависимость есть, но она не столь ярко выражена. С одной стороны, каждый клиент начинает со временем потреблять больше. Есть общее правило: чем шире канал у оператора, тем более равномерно распределяется нагрузка и, фактически, тем больше клиентов без ущерба для качества может этот канал использовать. Исходя из этого я предполагаю, что клиенты будут потреблять больше трафика, компания будет предоставлять им пакеты «более насыщенные интернетом», а цена этих пакетов претерпит определенные изменения.

– Изменения в цене, произойдут, разумеется, в сторону снижения. Если отбросить все «но», было бы интересно узнать, какой по вашему мнению могла бы быть справедливая цена за 1 Мегабит/с широкополосного анлим-интернета в Беларуси?

– Начнем с того, что, по моим прогнозам, в 2008 в частном сегменте эта «мечта» былью не станет. Я имею в виду 1 Мегабит/с анлим-трафика для частного абонента за разумные деньги.

– Разумные – это сколько?

– В наших условиях – это пятьдесят долларов.

– Что должно произойти, чтобы эта цена стала реальной?

– Нужны три вещи. Во-первых, конкуренция на рынке услуг международных подключений. Это не значит, что «Атлант Телеком» будет стремиться сделать свой шлюз, хотя мы рассматриваем такую возможность. Возможно, мы воспользуемся теми шлюзами, которые уже будут, но главное, что их должно быть несколько. Должна быть конкурентная среда, благодаря которой для операторов резко снизятся цены на внешний интернет. Это необходимое условие. А есть еще достаточное: в республике должен сложиться комплекс услуг, востребованный для абонентов. Когда абоненты, заходя в интернет, в первую очередь пользовались бы внутренними ресурсами, не загружая внешние каналы. Это могло бы уменьшить расходы операторов и, соответственно, подготовить почву для дальнейшего снижения цен. Но пока у наших абонентов нет выбора.

– Каких ресурсов, на ваш взгляд особенно не хватает в Байнете?

– Фактически нет открытого видеоконтента. Заявки есть: itv.by, «Белтелеком» сейчас готовит свой ресурс. Но это пока только попытки. Реально нет ни одного видеоресурса, открытого на всю республику. Кроме того, в Беларуси нет ни одной хорошей музыкальной библиотеки, где можно было бы найти музыку всех направлений и в хорошем качестве… В общем-то, уже этого хватит.

– Вернемся к стоимости 1 мегабита…

– Да. Есть еще третье условие: плотность абонентов. В Минске в среднем здании на сто квартир к сети передачи данных в среднем подключены 7. В Москве – 50. В идеальном случае – 10. Но оператор, когда строит свою сеть, исходит из того, что ему надо покрывать определенные затраты. При этом количество инвестиций в строительство не зависит от того, будет в подъезде линией пользоваться один абонент или все сто. Это тоже отражается на конечной стоимости ADSL-пакета.

– В общем по республике вы занимаете второе место после «Белтелекома». Каким образом вам удается бороться и набирать своих абонентов? На чем построена стратегия развития?

– За счет нашей гибкости. Грубо говоря, нам удается идти на один шаг впереди. Ситуация на рынке очень быстро меняется, удачные находки тут же берут на вооружение конкуренты, но все же этот маленький шажок впереди обеспечивает нам сохранение и рост нашей абонентской базы. Разумеется, свою роль играет и завоеванная нами репутация надежного поставщика услуг.

На самом деле если говорить про 2007 год, то это боролись с нами, а не мы. Надо признать, что «Белтелеком» довольно долго не занимался ADSL-подключениями и вышел на рынок чуть больше года назад, с опозданием, а потому весь год был вынужден завоевывать доверие абонентов, конкурируя со «стариками». И это было нелегко. Могу с гордостью сказать, что, несмотря на их активное продвижение нашей компании удалось сохранить за собой свою долю рынка.

– Как разделен рынок широкополосного доступа в столице?

– Если по республике «Белтелеком» контролирует более 50 процентов рынка, то в Минске, где ADSL-услуги представлены лучше всего, положение другое. На начало декабря в столице примерно 23 процента широкополосных абонентов подключены к «Белтелекому», и примерно по 20 процентов остается за «Атлант Телекомом» и «Белинфонетом».

– Не поделитесь планами на год? Чем вы собираетесь заниматься в 2008?

– Не поверите – тем же. На самом деле революций не будет. Мы планируем расширять уже имеющиеся сервисы, в основном, занимаясь их качеством и наполнением. Кроме того, нашей целью станет равномерный доступ к нашим сервисам и ресурсам для всех абонентов компании, все зависимости от того, выходят они в интернет из райцентра или находятся в столице. Планируется запуск нескольких популярных проектов, таких как Shara.By, но, по понятным причинам, я бы не хотел говорить сейчас об этом подробно.

Всеволод Волков


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY