Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Изображение с сайта ci.ruВ прогнозах развития сферы мобильных устройств и систем на 2008 год в Беларуси от компетентных экспертов неожиданно "всплыла темная лошадка" в виде планов по стартапам рыночного прорыва к всеобщей популяризации услуг спутниковой навигации.
 
Например, как заявил в личной беседе руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико, одним из перспективных направлений получения доходов для белорусской промышленности в 2008 году может стать организация производства аппаратуры для российской спутниковой системы навигации ГЛОСНАСС. На повышение конъюнктуры освоения таких технологий указывает вал событий в 2007 году по ускорению фактически национальной программы России "Глобальная навигационная спутниковая система", поддерживаемой на самом высоком уровне российской власти.

"Если в Беларуси пропустят это направление, то грош цена нашему государственному и частному бизнесу", – подчеркнул при изложении своей точки зрения видный экономист Леонид Заико.

В ушедшем 2007 году сводки новостных агентств просто "разрывались" от сообщений по теме развития российской глобальной спутниковой системы навигации. Только за последний месяц ведущими СМИ Российской Федерации было объявлено о трех событиях – запуске с космодрома Байконур трех новых российских навигационных спутников ГЛОСНАСС, создании федерального навигационного спутникового оператора ОАО "Навигационно-информационные системы" и начале продаж первых двухсистемных навигаторов российского производства для автомобилей. Выпуск подобных портативных навигаторов в России не поставлен на широкую ногу, производственные партии пока составляют не более пару тысяч в месяц, и таким разовым производством, в основном, "балуются" научно-исследовательские организации, чтобы хоть как-то заработать на коммерческих проектах, используя свои экспериментальные разработки. Цена на российский навигационный гаджет составляет порядка $500. Заико считает, что в Беларуси вполне можно рентабельно выпускать подобные приборы для продажи по схожим ценам, а по его прогнозам, скоро спрос на спутниковые навигаторы ГЛОСНАСС будет измеряться миллионами штук.

"Если Беларусь за такое дело схватится, если сломя голову, что называется, кинется на это, то у нас возможно создание совершенно новой отрасли, объединяющей коммуникационные, информационные и навигационные направления. Ведь система ГЛОСНАСС – всемирная, что дает возможность получать сигналы и определять местоположение в любой точке земного шара", – оптимистично заявляет руководитель аналитического центра "Стратегия".

Причем, как считает Заико, для достижения успеха белорусского бизнеса в выпуске спутниковых навигаторов совсем не обязательно использовать возможности высокотехнологичных производств таких республиканских гигантов, как НПО "Интеграл". Ведь пытаться конкурировать с производителями чипов из Юго-Восточной Азии в рентабельности сейчас считается бесполезным, так как китайцы достигли наиболее низких издержек в микроэлектронном производстве при самых огромных в мире промышленных мощностях и стабильно больших объемах выпуска. С освоением индустрии спутниковых навигационных приборов вполне может справиться и малый бизнес Беларуси, используя основные комплектующие в виде импортируемых из того же Китая микросхем. Для организации успешного экспорта в Россию нужно рассчитывать не столько на высокотехнологичные достижения, сколько действовать рыночными методами продвижения с учетом особенностей страны и "протоптать дорожку" участия в соответствующей российской госпрограмме.

Между тем, по текущей статистике, российские покупатели больше предпочитают приобретать навигаторы производства именно Китая или других азиатских стран, стоимость которых где-то на 40% ниже российских аналогов, а китайский бизнес очень активно пытается занять позиции на рынке России. Вряд ли белорусские производители смогут составить прямую конкуренцию китайским на российских просторах, и можно было скептически отнестись к мнению о "большом навигационном скачке" в Беларуси, если бы не множественные "но". Дело в том, что некоторые белорусские субъекты хозяйствования уже долгие годы сотрудничают по исследовательской и производственной деятельности с российскими ведомствами, занимающимися ГЛОСНАСС. Стоит ли говорить, что перво-наперво ГЛОСНАСС разрабатывалась и предназначалась для военных целей, и в рамках военного сотрудничества Минобороны России ведет обширные совместные проекты и разработки по использованию спутниковой навигации со многими соответствующими организациями из Беларуси. До сих пор Минобороны России остается основным пользователем системы ГЛОСНАСС, и Беларусь, как ближайший военный союзник, является самым продвинутым потребителем навигационных услуг российской системы в военной сфере, по сравнению с другими странами. С не так давно начатым масштабным развитием гражданского сегмента ГЛОСНАСС по российской программе "Глобальная навигационная спутниковая система" белорусские разработчики получили импульс к более тесному сотрудничеству.

Наиболее известной негосударственной белорусской компанией, ведущей разработки средств для ГЛОСНАСС по заказам Российского института радионавигации и времени, является унитарное предприятие "НТЛаб", выделившееся из исследовательского центра при Академии наук Беларуси. Именно с началом финансирования упомянутой российской навигационной программы специализирующаяся на софтверных продуктах компания "НТЛаб" полностью переключила свой потенциал на разработки приемников системы ГЛОСНАСС для партнеров из России, при этом в числе первых вступила в Парк высоких технологий и стала выставляться на международных выставках по информационным технологиям. По сведениям российских источников, сейчас УП "НТЛаб" занимается даже разработками навигационных систем нового поколения для заказчиков из России. Есть также данные (правда, неподтвержденные официально), что компания "НТЛаб", согласно своим разработкам программных алгоритмов цифровой обработки навигационных сигналов, уже давно сама заказывает изготовление микросхем для спутниковых приборов у известных иностранных производителей и экспортирует их в Россию. Можно утверждать, что в разработках приемных устройств для ГЛОСНАСС Беларусь не первый год принимает достаточно активное участие и имеет большой потенциал для входа в данный сегмент российского рынка в качестве сильного игрока.

Так что вполне может оказаться прав Леонид Заико, утверждающий, что при нынешней экономической ситуации и состоянии развития ГЛОСНАСС для серьезного выхода на рынок белорусским бизнесменам "нужны только голова, руки и энергетика, чтобы включиться в тот бум на спутниковые навигаторы, который скоро грядет". Резкое возрастание спроса на услуги спутниковой навигации со стороны рядовых потребителей ожидается не позже 2010 года. Однако многие ли из нас для электронного определения местоположения выберут навигаторы с ГЛОСНАСС, а не с альтернативными западными системами спутниковой навигации, остается под вопросом.

Справка

Российская целевая программа "Глобальная навигационная система" рассчитана на период до 2011 года, но Роскосмос рассчитывает на полное развертывание системы ГЛОСНАСС в 2009 году.

Предполагается, что российский сертификат будет выдаваться только на спутниковую навигационную аппаратуру, поддерживающую систему ГЛОСНАСС. Муниципальные юрлица России обяжут для спутниковой навигации использовать оборудование ГЛОСНАСС.

По сообщениям РИА "Новости", в настоящее время Роскосмос ведет серьезные переговоры по предоставлению навигационных услуг системы ГЛОСНАСС в ОАЭ и других азиатских странах. Впрочем, услуги и аппаратура ГЛОСНАСС поставлялась на экспорт и ранее, правда, в военно-промышленной сфере.

Александр ОАКЛИ


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-18%
-20%
-60%
-15%
-41%
-10%
-40%
-20%
-25%
-61%
-20%