Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Градюшко | Фото из ЕжедневникаСерьезную помощь в освоении Байнета получат от государства ведущие средства массовой информации страны. Уже в этом году Белорусский государственный университет (БГУ) собирается организовать обучение специалистов в области web-журналистики. Ожидается, что слушатели учебного курса помогут поднять качество официальных республиканских и районных изданий на новый уровень и наполнить интернет оригинальной и, главное, правдивой информацией.
 
О будущем классических и цифровых СМИ «Ежедневнику» рассказал заместитель декана факультета журналистики БГУ, кандидат филологических наук Александр ГРАДЮШКО.

– Действительно ли факультет журналистики БГУ планирует готовить кадры для Байнета?

– Со следующего учебного года (Прим. А.Н. – 2008-2009 гг.) мы планируем начать прием студентов на новое направление специальности под названием «web-журналистика». Факультет ежегодно готовит журналистов печатных СМИ (45 бюджетных мест) и специалистов по аудиовизуальной журналистике (15 бюджетных мест). В планах получить разрешение на введение дополнительно 15 мест под web-журналистику. Замечу, что мы говорим не об отдельной специальности, а об образовательном направлении.

На данный момент идут процедуры документального оформления, так как новое направление нужно внести в специальный реестр, утвердить контрольные цифры приема. Мы уже направили письмо в Министерство образования. Если все пойдет нормально, то этим летом будет начат прием документов по этому направлению. И уже через пять лет, в 2013 году, состоится первый выпуск. К тому времени сетевые технологии разовьются очень сильно, а значит, выпускники будут востребованы на рынке. Можно отметить, что факультет журналистики БГУ первым в СНГ открывает не просто специализацию, а направление специальности.

Для чего нам это нужно? Мы видим в Беларуси рост активности онлайновых СМИ и должны ответить на вызовы информационного общества. Белорусский рынок меняется, и в онлайновых медиа должны работать журналисты, которые понимают специфику интернет-СМИ. Сегодня в сетевых изданиях зачастую трудятся журналисты, получившие стандартное образование, у которых нет специальной подготовки по написанию текстов для интернета, хотя здесь требуется особое искусство.

Кроме того, существует проблема с интернет-версиями классических печатных изданий, которые делаются непрофессионально, без учета богатого западного опыта. Если у нас все получится, то на отечественном рынке интернет-СМИ появятся высококлассные специалисты. Уже запланирован учебный план специальности, который мы пока не хотим оглашать. Единственная проблема – найти хороших специалистов в сфере онлайна с техническим уклоном. Они нужны для того, чтобы человек, прошедший обучение по web-журналистике, мог прийти в редакцию, например, районной газеты и сделать сайт или онлайновую редакцию данного издания.

– В дипломе у выпускников будет написано «web-журналист»?

– Нет. В дипломе будет написано «журналист». Для того чтобы писать «web-журналист», нужно делать совершенно новый учебный план, ломать традиционную структуру подготовки журналиста. Мы будем готовить специалистов, умеющих писать для сети и обладающих базовыми знаниями по созданию web-сайтов. Нельзя тормозить и упускать шанс, тем более что сейчас западными фондами ведется активная подготовка журналистов для частных и оппозиционных интернет-изданий. Проходят специальные тренинги, семинары, стажировки с выездом за рубеж. Неделю назад в Киеве прошло подобное мероприятие, на которое были приглашены журналисты оппозиционных СМИ. Мы как представители государственного вуза должны предложить свою альтернативу, поскольку в белорусском интернет-пространстве доминируют именно оппозиционные сайты. Государственной же политики в области интернета и масс-медиа не существует. Каждое издание выбирает свой рецепт, по которому оно будет "вариться" в сетевой «каше». Но мы должны предложить, рассказать, например, как усовершенствовать сайты газет «Советская Белоруссия», «Рэспубліка», как можно сделать это в региональной газете.

– Как вы оцениваете реальную ситуацию с присутствием государственных СМИ в онлайне?

– Даже наши ведущие СМИ – «СБ», «Рэспубліка», «Звязда» – не в полной мере трансформировали свои сайты под потребности новейших технологий. Большинство представляют собой клоны печатных версий. На этом онлайн-журналистика заканчивается. Даже если газета выходит пять раз в неделю, то ее субботний номер выставляется в пятницу вечером. После этого три дня интернет-ресурс не обновляется.
Если рассматривать западный подход традиционных СМИ к собственным сайтам, то все издания, заинтересованные в продвижении в интернете, сделали свои ресурсы постоянно обновляемыми. Для этого созданы специальные онлайновые редакции, которые выставляют новости не один раз в сутки, а каждые 10-15 минут. Важно понимать, что современному читателю не нужны новости раз в день к утреннему завтраку. Необходим постоянно обновляемый контент: текст, видео, аудиоинформация. Пока этого не будет, не стоит удивляться тому, что посещаемость сайтов государственных изданий не превышает 2-5 тысяч человек в сутки. Это мало. В Швеции число посетителей у отдельных СМИ выше, чем их печатный тираж. Редакциям белорусских изданий есть над чем задуматься.

– Каково ваше отношение к идее создания на базе крупных государственных изданий информационных порталов?

– Идея, безусловно, хорошая. Вот, например, был создан портал Belarus.by. Качественный портал, на шести языках. Однако периодичность его обновления оставляет желать лучшего. Нельзя, чтобы информация на сайте застаивалась. Для качественного обслуживания портала нужны отдельная редакция и солидные капиталовложения в техническую базу.

Даже создав портал, мы упираемся в законодательную базу республики, которая не классифицирует интернет-медиа, как СМИ. Соответственно возникнут вопросы с правовым статусом онлайн-редакции. Обязательно будут вопросы, скажем, у источников информации: зарегистрировано издание или нет.

– Нужна ли государственная регистрация сетевых СМИ?

– В мире онлайновые СМИ не регистрируются практически нигде. В России введена добровольная регистрация, после которой журналисты получают как права, так и обязанности.

В Беларуси была создана рабочая группа по выработке предложений относительно статуса интернет-медиа, но, к сожалению, пока результаты ее работы официально не обнародованы. Если полагаться на шведский опыт, то в регистрации нет никакой необходимости. В Швеции нет крупных онлайн-изданий типа «Белорусских новостей» или «Ежедневника». Там считается, что больших денег на интернет-медиа не заработаешь. В дальнем зарубежье в чистом виде онлайн-СМИ не существуют. Основной упор издатели делают на создание ресурсов в интернете под уже существующим и раскрученным брендом. Соответственно смысла в регистрации редакционных ресурсов нет, так как родительские печатные СМИ уже зарегистрированы. Впрочем, даже если и будет принято решение об обязательной регистрации в Беларуси сетевых СМИ, то пройдет несколько лет и соответствующие законодательные акты придется менять, так как изменится способ передачи информации. Например, может возникнуть вопрос, а не стоит ли регистрировать блоги, авторские колонки, обозрения и так далее.

– Специалисты сейчас активно спорят о том, кому принадлежит информационное будущее страны: классическим или цифровым СМИ. Вам не кажется, что, к примеру, через пять лет классические СМИ станут лишь частью истории?

– Такое мнение высказывалось неоднократно. Говорилось даже, что у хороших газет осталось 10 лет жизни, у плохих – всего пять. Конечно, это при условии, что издания не смогут вовремя трансформироваться и учесть вкусы молодых читателей, воспитанных в условиях существования киберпространства. Подобные опасения высказывал и известный медиа-магнат Руперт Мердок. Он заявил, что рынок печатных СМИ вступил в кризисный период, который ведет к вымиранию классической печати.

В Беларуси мы видим, что количество газет сокращается. Еще три года назад их было порядка 800, сейчас осталось 712. То есть произошло серьезное сокращение численности изданий. И вся беда в том, что молодое поколение предпочитает новые, высокотехнологичные способы получения информации. Это модно, интересно, оперативно.

Интернет «откусил» очень большой кусок пирога классических СМИ и считается самым модным трендом в зарубежной журналистике. Конечно, Министерство информации Беларуси утверждает, что в сфере печатных СМИ все стабильно. Да, стабильно. Но мы живем в условиях глобализации, и все процессы, которые происходят за рубежом, оказывают влияние и на нас.

Александр НИКОЛАЙЧУК