
Елена НОВОЖИЛОВА
До сих пор основной объем телефонов завозился в нашу страну из Венгрии, теперь в лидеры вышел Китай.
Всего за 2007 год Беларусь импортировала мобильников в 1,73 раза больше, чем в 2006-м — 437,9 тыс. шт. на сумму 39,2 млн. долларов (рост в 1,32 раза).
Резкий рост «белых» поставок таможенники во многом связывают с предпринимаемыми ими мерами по легализации этого бизнеса. Отбеливанию «серых» схем помогает вступившая с 1 января 2007 года норма: при таможенном оформлении и статистическом декларировании импортеры обязаны указывать IMEI-коды телефонов. Кроме того, значительная часть поставок вышла в легальный оборот после введения в конце 2006 года маркировки телефонов контрольными знаками.
По оценке ГТК, ежегодные потери белорусского бюджета от неофициального ввоза сотовых телефонов превышали 23 млн. долларов.
В то же время, по мнению официальных импортеров, действующие ставки налогов при импорте и продаже мобильных телефонов делают это занятие в Беларуси неэффективным. Улучшения ситуации они ожидают с отменой местного налога с продаж, пока составляющего 15%. Свою роль должно сыграть и введение нулевой таможенной пошлины на импорт мобильных телефонов, закрепленный в президентском указе № 700 от 31 декабря 2007 года.
Напомним, что в настоящее время в Беларуси рассматривается возможность организации локальной сборки сотовых телефонов.
По словам первого заместителя министра связи и информатизации Ивана Рака, «уже есть соответствующие наработки»: несколько белорусских компаний прорабатывают данный вопрос. Предполагается, что на месте будут собираться те модели, которые «не очень широко распространены и имеют особенности», сказал замминистра, не уточнив, о каких конкретно моделях и особенностях идет речь.
По его словам, обсуждался вопрос и о производстве собственных сотовых телефонов, но решение так и не было принято в связи с высокой стоимостью разработок и оборудования. По оценкам специалистов Минпрома, технологическая линия, позволяющая выпускать не менее 1 млн. аппаратов в месяц и часто менять модели, стоит около 300 млн. долларов. «Емкость внутреннего рынка республики не позволит потреблять такое количество сотовых телефонов, а на внешних рынках существует очень серьезная конкуренция», — заметил первый замминистра.