Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Коллаж IT.TUT.BYТелекоммуникация, при всей ее важности как самостоятельной отрасли и составной части инфраструктуры народного хозяйства, остается одним из самых монополизированных и зарегулированных сегментов белорусской экономики.
 
Ее дальнейшему развитию, считает председатель правления ассоциации организаций информационных и коммуникационных технологий «Белинфоком» Андрей Нарейко, препятствуют «естественно-монополистический» статус услуг электросвязи общего пользования, доктрина т.н. универсального обслуживания, чрезмерное бремя лицензирования, узковедомственное распределение ограниченных ресурсов (номерной емкости и частоты). Именно здесь в первую очередь нужны реформы законодательства, нацеленные на развитие бизнеса, связанного с созданием, сохранением, преобразованием и передачей информации.

Например, отнесение услуг электрической связи общего пользования к сферам деятельности естественных монополий (ст. 3, абз.VI Закона «О естественных монополиях») влечет за собой обширное ценовое регулирование, что не во благо ни потребителям, ни самой отрасли.

На первый взгляд такая мера, обеспечивающая доступность услуг отрасли широкому кругу граждан, обоснованна. Однако жизнь показала, что доступность гораздо выше как раз в ее конкурирующих сегментах, например, в сотовой телефонии, где абонентов сейчас практически в два раза больше (МТС -3,7 млн.,VELCOM -2,9 млн.), чем у фиксированной связи (около 3,5 млн.). Стремительно – опять-таки в силу наличия определенной конкуренции – дешевеет Интернет (в 2007 г. на 25-40% снижены тарифы на доступ в «паутину» по технологии ADSL, на 30% – по выделенным каналам и на 20% – с гарантированной полосой пропуска) и как следствие – растет число его пользователей.

Национальным оператором электросвязи сегодня является РУП «Белтелеком». В соответствии со ст. 52 Закона «Об электросвязи» (далее – Закон) право на оказание ее универсальных услуг, к которым относятся предоставление доступа к местной телефонной сети с использованием оконечного абонентского устройства (телефона) и (или) таксофона и к сети Интернет в пунктах коллективного пользования, предоставляется операторам на основе конкурса. Однако конкурс, объявленный Минсвязи 22.05.2007 г., был признан не состоявшимся.

Программой развития связи республики на 2006-2010 гг., утв. постановлением Совета Министров от 23.10.2006 № 1395, предусмотрена либерализация данного сегмента рынка. Отражена в документе и необходимость изменения подходов к госрегулированию тарифов (в соответствии с постановлением Совета Министров от 31.03.2004 № 357 они регулируются Минэкономики), основным направлением которого является поэтапное приближение уровней тарифов к затратам на оказание услуг с последующим получением прибыли, необходимой для расширенного воспроизводства отрасли.

В отрасли признают, что к настоящему моменту эта работа существенных результатов не принесла. Так, по итогам работы за январь-сентябрь 2007 г. уровень возмещения затрат доходами от оказания услуг местной телефонной связи составил 59,2%, в т.ч. за счет абонементной и повременной платы – 56,6%.

Главным препятствием на пути либерализации, по словам специалистов, является наличие в электросвязи т.н. перекрестного субсидирования, когда убытки на местных линиях покрываются за счет прибыли, получаемой в секторах международной и междугородной связи. Однако подобная практика не только препятствует развитию конкуренции и появлению на рынке услуг новых операторов, но и противоречит условиям предстоящего вступления Беларуси в ВТО и взятым на себя в связи с этим обязательствам.
Понятно, что одномоментно изменить тарифы и довести их до уровня экономически обоснованных затрат с включением нормативной прибыли невозможно. Тем не менее, именно этот довод стал решающим при включении в Закон монополии на международную и междугороднюю связь. Иначе говоря, была принята норма, согласно которой присоединение и взаимодействие других операторов сетей электросвязи принудительно осуществляются через коммутационные центры Национального оператора (ст. 38). Но при такой схеме возможности пропускать трафик между своими сетями, а также международный трафик, лишаются другие операторы, что негативно сказывается на результатах их деятельности. Задействуются большие объемы оборудования и системы передачи, потребляется большое количество электроэнергии (при этом «Белтелеком» как монополист устанавливает свою цену на транзит). Кроме того, операторы сотовой связи оплачивают «Белтелекому» право пользоваться его коммутационной емкостью и каналами связи, вносят транзитную таксу за пропуск трафика, относя эти издержки на себестоимость продукции и тем самым увеличивая абонентский тариф.

К слову, к настоящему времени Минсвязи подготовило проект нормативного акта, предусматривающего внесение в Закон изменений и дополнений, в т.ч. отмену исключительного права «Белтелекома» на пропуск международного трафика и на присоединение к сетям электросвязи других государств. Однако будут ли они приняты – пока неизвестно: у проекта, по словам А.Нарейко, есть весьма авторитетные противники.

-Было бы логичнее, если бы сети сотовых операторов соединились прямыми каналами связи, а транзитное «общение» через сеть «Белтелекома» использовалось в качестве сброса избыточной нагрузки и в аварийных случаях, – говорит он. – Это обеспечило бы максимальную живучесть сетей и оптимальность схемы пропуска трафика, а те средства, которые операторы платят за межсетевое соединение, поступали бы в виде платежей в фонд (резерв) универсального обслуживания, созданный в целях обеспечения доступа к услугам электросвязи общего пользования Указом Президента от 20.02.2007 № 96.

Согласно Указу средства Фонда должны направляться исключительно на связанные с оказанием таких услуг капитальные вложения – новое строительство, реконструкция, расширение и техническое переоснащение объектов электросвязи. На самом деле эта норма практически не работает – еще ни разу средства из резерва на указанные цели не выделялись. Более того: одно дело построить инфраструктуру, пусть даже с капитальными вложениями, и совсем другое – нести убытки при действующих тарифах на оказание этих услуг, например, в агрогородках, что только усилит бремя перекрестного субсидирования. Хотелось бы, чтобы и механизм отчислений в резерв, и величина издержек были одинаковыми для всех участников рынка. Т.е. чтобы средства из него направлялись не только на капитальные вложения, связанные с оказанием услуг, но и на компенсацию операторам универсального обслуживания экономически обоснованных затрат.

Еще одна «головная боль» операторов, особенно планирующих использовать системы широкополосного доступа, это распределение частотного ресурса. Сегодня диапазон 2,4 ГГц закрыт для предоставления услуг с использованием системы WI-FI, – за исключением «Белтелекома». Заявки, подаваемые интернет-операторами, отклоняются.

Представляется, – подытоживает А.Нарейко, что наряду с совершенствованием административных методов государственного регулирования использования радиочастотного спектра, его конверсией, проведением различных организационно-технических мероприятий необходимо смелее внедрять экономические методы, способствующие созданию действительно конкурентной среды на телекоммуникационном рынке и эффективному развитию отрасли. В новой редакции Закона хотелось бы видеть не отсылочные нормы, а закрепленные на законодательном уровне ясные и прозрачные процедуры. Плата за использование радиочастотного спектра должна быть не административным методом регулирования, преследующим цель покрыть расходы радиочастотных органов и организаций, а экономическим, стимулирующим эффективное его использование, в т.ч. конверсию.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-80%
-25%
-10%
-10%
-10%
-10%
-20%
-20%
{banner_1133}