Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Гельмут Дуз | Изображение с сайта Connected.by.comVelcom вливается в купившую его австрийскую mobilkom austria group (mag). 12 февраля во время проведения Mobile World congress в Барселоне Группой был проведен пресс-обед, на котором присутствовали руководители mag и входящих в нее компаний, а также представители прессы из стран присутствия.
 
Свои сообщения сделали руководители Группы, слово было предоставлено также представителям новых, присоединившихся к mag в 2007-м году операторов – Velcom, а также из Vip mobile из Сербии и Vip operator из Македонии. Однако, будучи связанными ограничениями, представители Группы и VELCOM не сделали глобальных анонсов, предоставив, тем не менее, некоторую интересную информацию о "прошлых периодах". Небезынтересен и продолжающийся процесс "вливания" белорусского оператора в европейскую Группу – объединение двух столь разных корпоративных культур дело не одного дня.

Само место проведения мероприятия – знаменитый барселонский стадион Камп Ноу – казалось, располагало к укреплению командного духа mag и создавало атмосферу состязательности. И то, что во время предшествующей мероприятию экскурсии по стадиону представитель футбольного клуба четыре раза в негативном контексте упомянула извечного соперника "Барсы" – мадридский "Реал", – сам клуб, его игроков с тренерами, и, заодно, его стадион Сатьяго Бернабеу, как бы предполагало – сейчас не поздоровится и конкурентам mag... Что, собственно, и произошло.

Главное. Velcom is champion... Of the market

Хотя публикация операционных данных VELCOM ожидается только в конце февраля, некоторые цифры были названы уже сейчас. Из главного мессиджа – трех озвученных цифр – становится ясно, что VELCOM и по итогам весьма непростого для себя 2007-го года, вопреки всем ожиданиям, сохранил лидерство на рынке по ряду параметров.

CEO компании Хельмут Дуз, в частности, объявил, что:

ARPU (average revenue per unit, средний доход с абонента) оператора составил 7,8 евро что (по среднему курсу минувшего года 1:1,37) эквивалентно $10,67 (против $9,38 у основного конкурента). Напомним, что на конец 2006-го года соотношение было $12,8 у Velcom против $9,84 у МТС – трехдолларовый отрыв сменился на менее чем полуторадолларовый. В целом – ARPU Velcom естественно, стал меньше, но при тарифных нововведениях 2007-го – с приобретением "лидерство по цене" и, как следствие по темпам прироста абонентской базы – ожидать иного было невозможно. Так что "отдав всего" два доллара, первый белорусский оператор стандарта GSM, можно сказать, "вышел сухим из воды".

MOU (minutes of usage, среднее число минут на одного абонента) Velcom зафиксирован на уровне 145 минут. Основной конкурент объявил ранее о более чем в три раза большем уровне потребления услуг – 456 минут на пользователя за месяц в среднем в течение 2007 года. Однако весьма вероятно, речь идет о разных методиках подсчета.

APPM (average price per minute, средняя стоимость минуты) Velcom оценивается в 0,036 евро или $0,05 – достаточно высокий показатель для белорусского рынка.

Более того, предварительные подсчеты исходя из озвученной информации (в т.ч. уточненной абонентской базы Velcom на начало 2008-го года 3,0587 млн. пользователей) показывают, что выручка за 2007-й год составит никак не менее $400 млн. И показатель уж точно превысит ранее объявленную рекордную выручку основного конкурента ($392,9 млн.). Напомним, что по итогам 2006-го соотношение составляло $328,3 млн. против $308 млн., в пользу Velcom.

Таким образом, и переходный для Velcom 2007-й год завершился при сохранении за оператором лидерства по выручке. Дальше должно быть уже легче...

"Легионеры" сыгрываются с "нашими"...

Некоторые другие цифры, присутствовавшие в презентации господина Дуза, напомнили о существующем положении вещей. Увы, для полноценной "сыгранности" двух слившихся коллективов прошло еще недостаточно времени – сделка по приобретению Velcom была закрыта только 20 ноября...

Естественно, сотрудники корпоративного центра Группы неприминули "наступить на те же грабли", что и в свое время российские владельцы основного конкурента. Наверное, поначалу действительно кажется, что "из Вены" как и в свое время "из Москвы" видно не в пример лучше, чем "из Минска"...

Итак, лучшие "венские" цифры о белорусском рынке таковы: доля рынка Velcom на конец 2007-го года составляет 43,4% рынка, а проникновение мобильной связи в Беларуси достигло 71,5%. На всякий случай, "из Минска" кажется, что эти цифры составляют соответственно, 42,9% и 73,5% соответственно. И если рост доли Velcom "по-венской" версии объясним простым исключением из рассмотрения оператора стандарта cdma2000 DIALLOG (92,5 тыс. пользователей), то с двумя процентами проникновения сложнее. Ибо, указав собственную абонентскую базу (3,0587 млн.) и долю рынка (43,4%), "из Вены" тем самым сообщают и об общем числе мобильных пользователей в стране. Таковое можно получить простым делением первой цифры на вторую – примерно 7,05 млн. Единственной "неизвестной", учтенной при подсчете проникновения, остается численность населения Беларуси. А исходя из 7,05 млн. сим-карт и заявленных 71,5% проникновения – население Беларуси "по-венскому" мнению составляет 9,86 млн. При том, что из презентации в презентацию mag "кочует" более правильная цифра 9,7 млн., а по последним данным Минстата белорусов еще несколько меньше – 9,69 млн. Вот уж поневоле приходится согласиться еще с одним "кочующим" тезисом – представители Группы периодически отмечают более высокий, по сравнению с австрийским, уровень образования жителей Беларуси.

Высокий уровень образования своих белорусских подчиненных отметил и технический директор Velcom Йохан Пихлер, самый старший по возрасту из трех десантировавшихся в Минск менеджеров mag, с которым удалось поговорить тет-а-тет. Весьма приятный в общении и оставляющий превосходное мнение о собственной компетентности, господин Пихлер, сделав традиционный комплимент чистоте Минска, много внимания уделил перспективам третьего поколения. Есть основания полагать, что UMTS (а может быть, и HSDPA/HSUPA), наконец, придет в Беларусь в наступившем году. Как и всякий апологет стандарта GSM, технический директор белорусского оператора не приминул спрогнозировать большую (в сравнении с EV-DO от DIALLOG) популярность UMTS в Беларуси. Главный "технарь" Velcom с одной стороны, хорошо владеет "своими" вопросами – со знанием дела он отметил очень хорошее качество радиопокрытия Минска. Но, когда, к примеру, – разговор зашел о прочих реалиях постсоветского сотового рынка, господин Пихлер изумился – "КАК можно быть оператором с ARPU 2 доллара?"… Как выяснилось, оператора именно с таким ARPU можно еще и продавать за миллиард со всеми долгами (сами австрийцы купили Velcom "всего" за $1,491 млрд.) Впрочем, в любой момент на помощь Йохану готовы прийти представители белорусской стороны в топ-менеджменте, в том числе заместитель технического директора Роберт Сааб и руководитель технического уравления Алла Опариенко, работающие с ним в тандеме.

Таким образом, двум частям команды еще предстоит достичь должного уровня "сыгранности" – очевидно, что австрийские "легионеры" осознают наличие специфических белорусских проблем, но еще не их масштаб. Впрочем, перспективы кажутся здесь вполне оптимистичными.

Качество поля

Оптимизм, надо сказать, внушает и австрийская основательность, с которой mag подходит к изучению "игрового поля". По поручению группы Институт изучения общественного мнения и исследования рынка GfK изучил структуру использования мобильной связи и отношения к ней пользователей в 8 странах присутствия: Беларуси, Австрии, Хорватии, Словении, Болгарии, Сербии, Македонии (из когорты выпал маленький Лихтенштейн). В общей сложности в каждой стране были опрошены 400 пользователей мобильной связи – как частных, так и корпоративных абонентов.

Результаты опроса представил собравшимся руководитель mag Борис Немшич. "Исследование показывает, что мобильный телефон является неотъемлемым предметом частной жизни и обязательным средством для ведения бизнеса повсеместно, а также то, что важность мобильного телефона постоянно растет. Хотя присутствуют локальные различия относительно доступа и набора услуг, развитие представляется нам единообразным во всех странах, даже если оно происходит в различное время. Ближайшее будущее готовит серьезные возможности для роста и открывает прекрасные перспективы", – отметил господин Немшич.

Несколько озвученных главой mag цифр:

В контексте стран присутствия Группы Беларусь, увы, утрачивает привычное для постсоветского пространства лидерство по уровню проникновения стационарной связи, превращаясь в середнячка. Хотя лишь у 11% опрошенных наших соотечественников нет стационарного телефона, в Хорватии и Македонии таковых лишь 2%, а в Сербии и Словении он есть вообще у всех (!). И даже австрийские 73% (еще меньше – в Болгарии – 68%) проникновения стационарной связи – следствие уже начавшегося процесса замещения сотовой связью. Зато Беларусь стала №1 с конца по ответу на вопрос о готовности отказаться от использования телефона фиксированной линии – те же 89% – "не готовы", во всех остальных странах – "50 на 50". Несмотря на то, что везде большинство звонков совершается при помощи мобильных телефонов.

Что касается дополнительных услуг, доступ в интернет посредством широкополосной мобильной связи – об использовании в личных целях упомянули 26% опрошенных белорусов, в корпоративном секторе – 35%. И в том и в другом случае впереди Австрия (55 и 57%), Хорватия (77 и 34%) и Македония (35 и 46%). Но лишь в Австрии и Македонии, как и в Беларуси, преобладает использование в корпоративном секторе. Рынки Сербии и Беларуси демонстрируют наибольший потенциал. Копроративным пользователям задавался еще и вопрос об использовании мобильной электронной почты – здесь Беларусь делит третье место со Словенией с 16-17%, отстав от Австрии (24%) и Хорватии (22%).

Почти во всех странах более 70% абонентов из числа частных лиц отправляют SMS (в Беларуси 67%). Лишь в Болгарии эта доля составляет менее 50%. частных пользователей и 59% относящихся к деловому сегменту. С сербами и, особенно, хорватами (99% индивидуальных абонентов – пользователи услуги) соперничать сложно, они – настоящие фанаты SMS, получают и отправляют от 30 до 40 сообщений в неделю. Важность SMS для абонентов корпоративного сектора также велика: доля пользователей этого сегмента составляет от 55% до 96% (опять же в Хорватии) – Беларусь с 82% – посередине. Белорусские респонденты не замечают влияния SMS на устную и письменную речь тинейджеров и на аспекты культуры: по всем трем вопросам менее 50% жителей нашей страны видят "сильное влияние" (44%, 41% и 36%). В остальных странах – по-другому. Влияние на язык и речь отмечают более 50% опрошенных, и даже влияние на культуру допускают около 57% сербов и македонцев.

Совершенствование качества жизни благодаря мобильным телефонам ощущается в основном в бизнесе: Клиенты говорят о высокой степени удовлетворенности в Сербии, Болгарии и Беларуси. Также есть взаимосвязь между эффективностью бизнеса и технологичным оборудованием: более трех четвертей всех респондентов считают, что сегодняшнее технологическое оборудование позволяет увеличить производительность в большей степени, чем это было два года назад. Пользователи также повсеместно соглашаются с тем, что наиболее важным аспектом использования мобильного телефона является возможность вызвать помощь в любом месте и в любое время. С этим утверждением согласились почти 100% респондентов во всех странах, где проводилось исследование. Почти восемь из десяти респондентов в Болгарии, Хорватии или Македонии испытывают неудобство, когда их мобильный телефон выключен.

Итак, по результатам исследований, белорусский рынок, по большому счету, отличается от рынков других стран присутствия Группы лишь большим уровнем конкуренции со стороны стационарной связи. Если вспомнить, какой ценой доставался типичной белорусской семье стационарный телефон, ничего удивительного. Впрочем, возможно приверженность белорусов традиционной телефонии со временем станет меньшей благодаря дальнейшему технологическому развитию телефонии мобильной.

Трансферты

За почти девять лет своего существования успешно конкурировать, в том числе и со стационарной связью, Velcom вполне научился. В том числе, и благодаря активному использованию инноваций – практически все сколь-нибудь значимые новшества, начиная с самого стандарта GSM, первым внедрил в Беларуси именно первый оператор цифрового стандарта. И хотя в последнее время между лидерами местного мобильного рынка установился технологический паритет, в 2008-м Velcom благодаря синергетическому эффекту от вхождения в Группу и трансфертам ноу-хау может обрести "второе дыхание" и вновь уйти в отрыв.

"Несмотря на то, что компания mobilkom austria отмечена такими достижениями как первые в мире коммерческие услуги в неперекрываемом диапазоне частот или IP-телефония от оператора А1, сервис мобильных платежей NFC, другие компании также внедряют инновационные технологии", – сказал Ханнес Аметсрайтер, Директор по маркетингу mobilkom austria и Директор по маркетингу Telekom Austria. "В качестве примером можно привести услугу "Homebox" от компании Mobiltel, а также внедрение технологии HSDPA в Хорватии оператором Vipnet или внедрение HSDPA в сети UMTS оператором Si.mobil в Словении. Благодаря привлекательному набору тарифов с предоплатой и оплатой по факту компания Vip mobile смогла захватить рынок связи в Сербии, а македонский оператор Vip operator был полностью в рабочем состоянии за рекордно короткое время – лишь спустя шесть месяцев после получения лицензии. Благодаря обмену ноу-хау и передовым опытом Группа продолжит оставаться лидером в сфере внедрения инноваций, что, соответственно, гарантирует долгосрочный успех нашей компании", – подытожил господин Аметсрайтер.


Таким образом, в наступившем году, прежде всего, прогнозируется востребованность в Беларуси опыта Группы по внедрения UMTS/HSPA. Однако сейчас "мяч на стороне" регулятора рынка, и точные сроки начала эксплуатации нового стандарта назвать весьма сложно.

Перспективы

С января наступившего года представители Velcom вопреки сложившейся за многие годы практике отказываются озвучивать данные о месячной динамике абонентской базы. Так что текущее число абонентов будет известно лишь по итогам квартала. Однако абсолютно точно известно, что прирост базы Velcom сейчас максимальный на рынке. Тенденции практически всей второй половины 2007-го неизменны – "на ура" идет ТП "Пара", а партия ZTE A36 по цене 89 тыс. руб. с условием двухлетнего обслуживания по контракту была распродана еще в январе. В компании полагают, что прирост и базы самого Velcom, и числа абонентов в стране в целом в 2008-м будет большим, чем в 2007-м.


Нужные услуги в нужный момент