Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Григорий СтепановОчередной понедельник, очередная беседа. Учитывая возросший интерес к интервью именно с узкими специалистами, очередного собеседника IT.TUT.BY выбирал (и общение строил) опираясь именно на это пожелание. Меньше общих фраз и больше конкретики; сегодня у нас в «гостиной» дизайнер и специалист в области полиграфии Григорий Степанов.
 
– Добрый день! Первым номером хочется задать, по привычке, «глобальный вопрос». Так вот, уже много лет твердят о том, что обычная бумага вот-вот «умрет» и заменится бумагой электронной. С точки зрения полиграфистов и печатников – так ли это?

– «Вот-вот умрет» мы будем слышать ещё долго. Все будет зависеть от цены на электронную бумагу; чтобы одержать победу, она должна быть для издателя и конечного потребителя экономически более выгодна по сравнению с обычной бумагой. Стоит учитывать и консерватизм значительной части читателей, которые хотят читать именно напечатанные книги, а не электронные. В секторе периодики дела обстоят ещё сложнее: читатель сегодня не всегда согласен купить даже дешевую газету, что же тогда говорить о более дорогом носителе, чем бумага?

Лично я покупаю только книги, газеты и журналы игнорирую: в газетах редко бывает что-либо интересное, в журналах засилье рекламы, которая просто раздражает, да и всю интересующую меня информацию и новости можно более оперативно получить в интернете.

– Получается, сеть уже «убила» бумагу?

– В периодике (газетах) для людей, у которых есть постоянный доступ в интернет – думаю, да.

– А каковы свежие ИТ-тенденции на рынке полиграфии? Что изменилось за последние, скажем, 5-7 лет?

– Вся допечатная подготовка полностью перешла на цифровые технологии, завершающим этапом стало внедрение технологии прямого экспонирования печатных форм computer-to-plate. Большую роль стал играть интернет, с расширением каналов связи стала доступна прямая пересылка готовых для печати файлов от заказчиков в типографии.

В печатном деле продолжается повышение автоматизации оборудования, не в последнюю очередь за счет перевода некоторых операций полностью под управление программным обеспечением (например, система управления подачей краски). К сожалению, в послепечатной обработке (переплетном деле) практически ничего интересного не происходит уже давно.

– Велико ли отставание белорусских предприятий отрасли от ближайших соседей? Мировых игроков?

– По Минску в используемом оборудовании и технологиях отставания нет вовсе, либо же оно незначительно.

– А что в регионах?

– Отстают от столицы. Степень отставания сказать не берусь.

– Остались ли задачи в полиграфии, при решении которых можно обойтись без компьютера?

– Конечно. В основном, это послепечатная обработка.

– А для каких целей, как правило, вычислительные системы применяются в полиграфии и издательском деле?

– Ничего необычного. Думаю, что вы и сами догадаетесь: набор текста, верстка, обработка изображений, управление оборудованием, бухгалтерия и т.п.

– Какие конфигурации необходимы для комфортной работы? Есть расхожее мнение, что для графики нужна максимально мощная машина. Так ли это?

– Все зависит от того, какие работы выполняются. Если это задачи уровня простых объявлений в метро, то хватит и обычной офисной системы. Если же работы более сложные (открытки, оригинал-макеты, обложки, плакаты и т.п.), то понадобится, естественно, более серьезная машина. Для комфортной работы хватит двуядерного процессора с высокой тактовой частотой (Intel или AMD – сложно сказать, одни операции быстрее выполняются на Core 2 Duo, другие – на Athlon X2), от 2 ГБ оперативной памяти (желательно 4 ГБ и, если необходимо, то даже больше).

Рекомендую жесткий диск со скоростью вращения шпинделя 10000 об./мин (хотя бы Western Digital серии Raptor) и два монитора. Наличие дорогой игровой или профессиональной видеокарты не требуется, достаточно карточки, которая дает хорошую картинку в 2D при необходимом вам разрешении. Также желательно иметь хорошую оптическую или «лазерную» мышь, планшет, калибратор и, конечно же, хороший откалиброванный основной монитор.

– А что вкладывают в понятие «хороший монитор» дизайнеры и полиграфисты? Правда ли, что они до сих пор недолюбливают ЖК и предпочитают ЭЛТ модели?

– Хороший монитор для полиграфии – это монитор, который имеет большую диагональ, высокое разрешение, хорошую цветопередачу и поддается калибровке. Для ЭЛТ оптимальная диагональ – 21-22” и разрешение 1600х1200, для ЖКИ – 20-30” (широкоформатный монитор предпочтительнее) и 1600x1200 – 2560x1600 соответственно. Вообще, чем больше эти два параметра, тем лучше. Правда, несмотря на огромные диагонали, с картинкой придется работать в масштабе максимум 50% (для открыток, обложек, плакатов и т.п.).

Хорошую цветопередачу из ЭЛТ мониторов имеют профессиональные линейки от Mitsubishi, LaCie, Iiyama, Sony, Eizo. С ЖК-мониторами все гораздо сложнее: для полиграфии подходят только устройства на базе матриц S-IPS, они имеют наилучшую цветопередачу и отсутствие сдвига цвета, который можно наблюдать у *VA панелей. Лучше всего для работы подходят мониторы от NEC, Apple, Eizo, Iiyama, Dell. Мониторы эти не дешевые, но для профессиональной работы с цветом дешевые мониторы не подходят. Как ЭЛТ, так и ЖК-мониторы должны быть всегда хорошо откалиброваны.

Все полиграфисты давно используют ЖКИ мониторы, для них точная цветопередача не принципиальна, а вот дизайнеры просто не всегда хотят тратить кругленькую сумму на новые, когда старые ЭЛТ еще отлично работают :)

Кстати, второй вспомогательный монитор может быть хоть на самой дешевой TN матрице, да и диагонали в 19” ему будет достаточно.

– Насколько «страшна» калибровка и для чего она нужна? Имеет ли смысл калибровать принтер и монитор непрофессионалам, домашним пользователям?

– Калибровка не страшна, это довольно простой процесс, который сможет сделать любой пользователь, умеющий устанавливать программы и подключать устройства к USB. А используют ее для того, чтобы ваш монитор стал правильно показывать цвет изображения, потому что большинство непрофессиональных мониторов не калибруются на заводе должным образом, хотя иногда этим грешат и профессиональные модели. Я считаю, что калибровать монитор непрофессионалам тоже не помешает, ведь куда приятнее видеть цвет, который хотел показать вам автор фотографии, картинки либо фильма. Мониторы на TN матрицах калибровать нет смысла, а вот PVA, MVA и S-IPS – можно.

Обычному пользователю нет нужды покупать собственный калибратор, достаточно просто обратиться к профессионалам, которые этим занимаются. Откалибровать принтер тоже не помешает, потому что любой пользователь хотел бы иметь на распечатке цвет, похожий на тот, который он видел на экране. Только помните, что не всякий принтер можно откалибровать.

– Когда «аналоговая» печать будет вытеснена «цифровой» (решениями вроде HP Indigo)?

– Точную дату и время, к сожалению, не знаю, но это произойдет еще не скоро. У этих решений хватает своих проблем, только на бумаге всё выглядит красиво. Да и неамортизированное оборудование никто выкидывать не будет.

К тому же, классическую печать сложно в настоящее время назвать «нецифровой»: печатные формы изготавливаются при помощи цифровых технологий, печатные машины управляются компьютерами. Основное отличие оборудования вроде Indigo в том, что печатная форма экспонируется внутри машины, но краска то накатывается на нее все так же, «по старинке».

– Используются ли эти «цифровые» решения у нас в промышленных масштабах?

– Нет. Насколько я знаю, машин Indigo в Минске всего две. У нас больше распространены полноцветные цифровые аппараты от Konica Minolta и Xerox, работающие по другой технологии.

– Действительно ли компьютеры Apple – оптимальное решение для полиграфических и дизайнерских задач, или приверженность этой марке – дань моде?

– Я бы сказал, что это, скорее, дань традициям. Когда-то давно Mac имел совсем другие внутренности и был надежнее, был быстрее РС в задачах, связанных с обработкой графики, дизайном, версткой. Сейчас же Mac – это только внешний вид и операционная система. Железо в Mac и PC одинаковое, периферия одинаковая, программное обеспечение одинаковое. По количеству программ, особенно – вспомогательных и плагинов – PC лидирует. Сейчас выбор Mac или PC – это, пожалуй, дело вкуса и приверженности традициям.

Я на работе использую Mac, дома PC и не могу сказать, что какой-то из них лучше. Хотя доводилось слышать мнение операторов, которые продукцией Apple пользуются уже больше десяти лет, что настоящий Мак умер с появлением OS X.

– Но всё же, получается, «при прочих равных» лидирует РС, за счет большего количества доступного софта?

– Для кого-то да, для кого-то – нет. Все зависит от того, что вы делаете и какое программное обеспечение вам необходимо. Не всем нужны те горы плагинов, которые существуют под PC.

– Какие решения и программные продукты чаще всего используются для полиграфического дизайна, верстки?

– Для дизайна и обработки графики – Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw (очень популярен у нас в стране, но я, например, его не использую – отдаю предпочтение продукту от Adobe). Для верстки – Adobe InDesign, Quark XPress. Для управления шрифтами – Extensis Suitcase, Adobe Type Manager (я считаю, что его используют самые консервативные пользователи). Также часто используется Adobe Acrobat Professional. У каждого дизайнера и оператора есть свой собственный набор вспомогательных программ и плагинов.

– Спасибо за интересную беседу! Подарите ли на прощание какое-нибудь «полиграфическо-дизайнерское» пожелание нашим читателям?

– Хорошего оформления ваших любимых печатных изданий и ярких качественных оттисков!


Досье: Григорий Степанов

Родился в 1982 году в Минске. Закончил Белорусский Государственный Технологический Университет по специальности «Технология полиграфического производства». Трудовую деятельность начал в 2002 году в ООО «Харвест». В настоящее время – дизайнер в РУП «Белорусский Дом печати». ИТ-специалист, инженер-технолог полиграфического производства, дизайнер печатной продукции.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-10%
-30%
-35%
-20%
-20%
-25%
-20%
-10%
-20%