Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


.BY | Коллаж IT.TUT.BYКоличество белорусских интернет-проектов неуклонно растет. Соответственно и число доменных имен в зоне .by. До момента инвестирования финансовых и иных ресурсов в интернет-проект, а также на стадии его развития и популяризации весьма актуальным представляется вопрос о защите своих законных интересов в отношении доменного имени.
 
Ведь третьи лица могут использовать результаты ваших трудов, зарегистрировав похожее доменное имя (например, skidki.by и ckidki.by). Либо ваше доменное имя может быть использовано недобросовестными участниками делового оборота вне интернета, например, для индивидуализации товаров и услуг или даже в качестве фирменного наименования юридического лица.

К сожалению, одного лишь факта регистрации доменного имени не достаточно для того, чтобы запретить другим лицам его использование, ведь согласно белорусскому законодательству доменное имя не является объектом права интеллектуальной собственности. Но юридически защитить свои интересы в отношении доменного имени все же возможно. С этой целью необходимо зарегистрировать доменное имя в качестве товарного знака (знака обслуживания) в Национальном центре интеллектуальной собственности.

Товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц. Таким образом, товарный знак является одним из видов средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг. Доменное имя способствует отличию одних сайтов в сети интернет от других, но если при помощи конкретного сайта происходит оказание услуг или продажа товаров, то функции доменного имени в определенной мере совпадают с функциями товарного знака. Именно поэтому вице-президент Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга В. А. Мордвинов сказал, что "доменное имя — самое удобное для потребителей средство индивидуализации, будущая основа товарных знаков и фирменных наименований ХХI века".

Товарные знаки регистрируются в отношении определенных классов товаров и/или услуг, перечисленных в определенном порядке в Международном классификаторе товаров и услуг (в настоящее время в Беларуси действует 9-я редакция этого документа). Как минимум, рекомендуется регистрировать доменное имя в отношении следующих классов:

– Класс 38: телекоммуникации;
– Класс 42: научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров.

Однако законодательство позволяет зарегистрировать не любой товарный знак, но лишь тот, который способствует отличию товаров или услуг одних лиц от однородных товаров или услуг других. В частности, не допускается регистрация товарных знаков, не имеющих признаков различия, вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности товаров, а также места и времени их производства или сбыта. Например, нельзя зарегистрировать доменное имя moloko.by в качестве товарного знака для напитков, но можно – в отношении ночных клубов.

После регистрации товарного знака правообладателю выдается свидетельство. Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII "О товарных знаках и знаках обслуживания" нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь.

И хотя норма вышеуказанной статьи не указывает на возможность нарушения прав владельца товарного знака путем использования его в сети Интернет, тем не менее, "иное введение в гражданский оборот" следует расценивать как охватывающее и такой способ использования.

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в Национальный центр интеллектуальной собственности. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
Таким образом, регистрация доменного имени в качестве товарного знака является достаточно надежной юридической защитой интересов его владельца в отсутствие законодательного признания доменного имени в качестве средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг.

Дмитрий Матвеев
Юридическая группа "АргументЪ"


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-99%
-20%
-10%
-15%
-50%
-10%
-50%
-15%
-10%