СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

KOSHT.COM рассказал о тенденциях рынка компьютерной техники в 2007 году


Изображение с сайтаНа белорусском компьютерном рынке прошлый год выдался одним из самых беспокойных. И дело тут даже не столько в изменившихся ценах на энергоносители, от которых целиком зависит экономическая жизнь республики. Законодательные ограничения на деятельность предпринимателей, давление со стороны мировых брендов и ряд других факторов привели к изменениям, которые в полной мере можно назвать революционными.
 
Революции же, как известно бесследно не проходят, добавляя седых волос одним и наполняя надеждой других. Мы предлагаем вам вместе с нами вспомнить «Как это было». В этом тексте вы найдете анализ белорусских цен на компьютеры, комплектующие и устройства за 2007 год.

Ноутбуки. Через тернии к звездам

Прошлогодний январский Топ-10 самых популярных ноутбуков на KOSHT.com отличался относительным разнообразием. Здесь были и Acer, и Toshiba, и Fujitsu-Seimens, хотя на 70% топ состоял из моделей HP. К концу 2007 года в первой десятке остался лишь Fujitsu-Siemens Amilo Pro V3515, который, кстати, является в ней самым дешевым компьютером. Все остальные лэптопы принадлежат HP.

Самым популярным ноутбуком начала 2007 года стал HP Compaq nx6310, в конце его сменил HP Compaq nx7300, о котором в январе белорусские покупатели просто не знали: в общем рейтинге он занимал 967 место. В чем секрет столь внушительного прогресса? Судя по всему, мы имеем дело со сменой поколений ноутбуков.



Секрет успеха HP отчасти кроется в удачной ценовой политике. До августа цены на ноутбуки этого производителя либо оставались неизменным, либо постоянно снижались. Лидер декабря стартовал с ценой в 1240$, к апрелю подрос, а в мае начал стремительно падать, к началу сентября подешевев на 174$. Примерно такой же была динамика и по остальным лэптопам HP. Так nx7400 за тот период подешевел на 285$.

HP боролся за рынок, а отвоевав его, начал повышать цены. Безусловно, на руку HP оказалось и ограничения предпринимательской деятельности. Ведь это один из немногих мировых брендов, имеющий в Беларуси полноценное представительство. Только HP удалось не просто «добить» серых поставщиков ценами, но и адекватно заполнить вакуум, образовавшийся в результате «зачистки», предпринятой государством.

При этом необходимо отметить еще одну тенденцию: из топа в течение года вымывались дешевые модели ноутбуков. В конце года осталась всего две и те на последних местах. Белорусы разбогатели? Или для современных задач производительности low-cost моделей не хватает? Скорее всего, нечто среднее. Время массового приобретения «первых» ноутбуков прошло. Поэтому принцип «чем дешевле, тем лучше» уже не работает, а в соотношении цена/качества постепенно все больше значение приобретает знаменатель. Впрочем, будет интересно взглянуть на топ KOSHT.com в конце наступившего года. Ведь в 2008 году в России должны начаться официальные продажи супердешевых лэптопов, например таких, как ASUS Eee PC 4G.

Флеш «толстеет» и дешевеет

Как бы белорусское правительство не ограничивало деятельность ИП, как бы ни росли цены на нефть, тенденции на рынке флеш-накопителей определяют не они, а технологии. Не за горами те дни, когда ноутбуки массово будут оснащаться твердотельными накопителями, ведущие производители рапортуют о создании 128 Гб чипах. Поэтому неудивительно, что в начале года первые места в топ KOSHT.com занимали флешки с объемом памяти в 1 ГБ, а в конце на тех же позициях оказались брелоки с 2 и 4 гигабайтами на борту. Первые подешевели на 8-20$, при этом престижные бренды похудели на меньшее количество у.е., чем рядовые бойцы накопительного фронта. С моделями в 4 Гб все наоборот. И без того недорогая А-Data избавилась от 20$ долларов в своей цене, а вот более престижный Transcend подешевел почти вдвое. При этом заметим, что на лицо «геометрическая» прогрессия. 4 ГБ от Transcend в начале 2007 года стоили 131$, 8 ГБ в конце – всего 118.



Кстати, именно эти два бренда соревновались за первые места в топах в течение всего года, изредка в их борьбу вмешивался Kingston. А возглавили новогодний топ флешки от Transcend. Так что делаем выводы: популярное дешевым не бывает.

Цифровые фотоаппараты. Метим в профи

Судя по данным топа, белорусские фотолюбители начали мечтать о профессиональной карьере. Подозреваем, что не последнюю роль здесь сыграла популярность блогов. Напомним, что именно белорусская фотоблоггерша ak_bara победила на международном конкурсе The Best of Blogs.

Так или иначе, но в начале года десятка состояла исключительно из «мыльниц». С февраля по сентябрь ее изредка разбавляла своим присутствием любительская «зеркалка» Canon EOS 400D, однако, в последние три месяца этот фотоаппарат прочно закрепился на первой строке топа. Это тем более удивительно, что в декабре в топ ворвалась куда более серьезная модель – EOS 30D. Видимо, свою роль сыграли праздники: уж если и делать крупную покупку, то лучше всего преподнести ее в качестве подарка на Новый год.



Характерно, что набирая популярность «зеркалки» не дешевели, а, напротив в течение года даже немного росли в цене. Главными фотобрендами Беларуси следует признать Canon и Sony. Именно они делили между собой топ в течение года. Причем в один месяц больше половины позиций занимал Canon, в другой – Sony. Изредка в битву титанов вмешивался Olympus, но без особого успеха.

MP3-плееры. Музыка – не роскошь

В начале года топ составляли бюджетные проигрыватели. iRiver T-10 за 150$ на их фоне казался непозволительной роскошью. Однако все изменил выход Apple iPhone. Появление этого широко разрекламированного смартфона повлияло на все продажи Apple. Это признал и Стив Джобс, это подтверждает и топ нашего ресурса.

Телефонный блокбастер от крупнейшего мирового продавца яблок появился в продаже в середине июня. Но уже в мае первую строчку топа плееров оккупировал iPod Nano (4ГБ). Вскоре к нему присоединился iPod Shuffle. Нужно признать, что по мере продвижения iPhone в мире, белорусские цены на изначально недешевые плееры Apple регулярно снижались, поддерживая таким образом интерес потребителя. В среднем iPod дешевел на 10$ каждые 30 дней. Впрочем, даже с учетом «похудения» iPod оставался в среднем в 3-4 раза дороже своих соперников.



К осени все, казалось бы, вернулось на круги своя: iPod потерял первые позиции, но остался в топе. При этом в десятке увеличилось количество моделей дороже 100$. В январе был всего один плеер, в сентябре – четыре, такое же количество в декабре. Еще две позиции – у проигрывателей стоимостью 90-100$. И снова либо белорусы разбогатели, либо стали избирательно подходить к покупкам. Списать все на праздничный сезон не получается, так как тенденция наметилась еще летом.

Бесспорным лидером топа все-таки следует признать Transcend. Недорогие проигрыватели этого производителя стабильно составляют половину десятки.

ЖКИ-мониторы. Улыбайтесь шире

Белорусы оценили широту улыбки. В январе 2007 года шесть мест из первой десятки занимал 17-дюймовые мониторы. В декабре – в топе семнашек всего две, остальные – девятнадцатидюймовые модели. При этом «средняя цена» топа практически не изменилась. В январе это были 278$, в декабре – 280$.
Белорусский покупатель предпочитает недорогие мониторы на базе матриц TN-film с диагональю 19 дюйма. Дисплеи с лучшим качеством изображений на базе *VA матриц или S-IPS находятся далеко за пределами топа, равно как и ЖКИ с большой диагональю. Хотя опять же, в конце года, интерес к таким дисплеям вырос и не исключено, что в 2008 году они окажутся в десятке первых. Главные белорусские бренды – Samsung и LG. Именно им принадлежала большая часть позиций топа в течение года.



Кроме того, показательно, что если в предыдущих категориях белорусским покупателям удалось преодолеть психологические барьеры: ноутбук дороже 1000$, mp3-плеер – 100$ – то монитор по-прежнему не должен стоить больше 300$. Такая устойчивость барьера определяет тем, что с каждым годом за 300$ покупатель получает все большее и большее количество дюймов.

Итого

За год белорусы преодолели несколько психологических барьеров. Главный из них – ценовой. Конечно, некоторые установки остались неизменными: монитор не должен быть дороже 300, а винчестер – 200 долларов. Однако белорусов уже не смущают ноутбуки дороже 1000 и телефоны от 200. За год белорусский покупатель стал интересоваться более дорогими товарами. Ему стали интересны более функциональные и красивые товары. Мы разбогатели? Вряд ли.
Первоначальный потребительский бум, когда хватали все, что ни попадя, в нашей стране схлынул. Покупатели уже приобрели свои «первые» ноутбук, mp3-плеер, фотоаппарат, принтер. Набили с ними шишек и теперь точно знают, чего бы им хотелось, поэтому в первую очередь смотрят на характеристики товара, а не на его цену.

Впрочем, даже если какая-то цифровая техника и дешевела, то дорожали продукты питания, одежда и коммунальные платежи. Все вместе это вынуждало покупателя более ответственно относиться к приобретению. Лучше всего такое поведение характеризует крылатое выражение: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Поэтому если белорус собирался приобретать фотоаппарат, то в первую очередь его интересовали «зеркалки», если речь шла о ноутбуке, то наибольший интерес вызывали небюждетные модели и так далее.

Свою роль сыграло и сокращения предложения, вызванного «крестовыми походами» государства против индивидуальных предпринимателей. Ведь именно последние обеспечивали приток на белорусский рынок дешевой техники. Да, она часто поставлялась по «серым» схемам. Но что с того рядовому потребителю? Так или иначе, но в проблемы ИП привели к тому, что уменьшилось предложение в сегменте low-cost и белорусы были вынуждены обратить внимание на более дорогие товары.

В течение 2008 года цифровая техника в среднем будет дорожать. То есть, скажем, типовой цифровой фотоаппарат в январе будет дешевле, чем аналогичная по классу модель декабря. Конечно, декабрьская камера будет на пару мегапикселей жирнее, с поддержкой USB 3.0 и так далее, но общий тренд сохранится, не затронув разве что сегменты мониторов и флеш-карт. И застарелый экономический коньюктивит у «синеокой» тут ни при чем. Когда нефть стоит больше 100$ (а именно такая цена была зафиксирована на Нью-Йоркской бирже сразу после Нового года), дешевых товаров быть не может. Конечно, совершенствование технологий будет немного сдерживать этот рост – то есть за те же деньги мы будем получать больше. Однако продукция low-end при этом будет становиться относительно менее качественной. Уважающему себя покупателю придется все чаще поглядывать в сторону более дорогих товаров. Не исключено, что с дальнейшим «вялотекущим» ухудшением уровня жизни, на них придется не просто откладывать, а копить.

Полная версия материала – TUT.


Алексей Семков, Всеволод Волков – KOSHT.com


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY