Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Валентин Фроловский | Фото: СитилайнС цивилизованной розничной торговлей цифровой техникой в Беларуси беда: специализированным супер- и гипермаркетам соседей отечественные «сети» уступают не только масштабами, но и количеством. Однако многие эксперты уверены, что в скором времени республику ждет рост и активное развитие современных объектов розничной торговли высокотехнологичными товарами. О завтрашнем дне и буднях «белого» хайтек-ритейла в Беларуси, а также о ноутбуках, как одним из самых популярных товаров в этом сегменте, IT.TUT.BY рассказал Валентин Фроловский, директор по развитию компании «Ситилайн», одного из крупных игроков в оптовой и розничной торговле цифровой техникой.
 
– Что изменилось на рынке ноутбуков в 2007 году в мире и в Беларуси?

– К сожалению, изменения в мире и в Беларуси были в разных плоскостях. В мире основные изменения происходили в техническом плане, продолжилась тенденция вытеснения ноутбуками настольных ПК, появился новый класс субноутбуков: легких по весу и доступных по цене устройств. Средняя цена ноутбука продолжила падение, и впервые объем проданных ноутбуков превысил объем проданных настольных ПК. В Беларуси изменения происходили в условиях продаж высокотехнологичных устройств.

Отметить следует следующие события: отмену в апреле 2007 года единого налога для индивидуальных предпринимателей при продаже компьютеров, ноутбуков и комплектующих для них, а также перевод продаж подобных групп товаров на общие схемы налогообложения. Это значительно повлияло на расстановку сил в компьютерном бизнесе. Еще один указ, запрещающий продажу высокотехнологичных товаров через интернет без наличия реальных торговых площадей, значительно «обелил» рынок.

– По-вашему, каков был объём белорусского рынка ноутбуков в прошлом году и какова динамика его роста? Например, представитель Intel оценил белорусский рынок компьютеров в 170-200 тыс. единиц и указал долю ноутбуков на уровне 15%...

– По нашим оценкам, цифры белорусского рынка компьютеров более оптимистичны. И мы бы оценивали их в районе 250-280 тыс. единиц. Динамика роста, по сравнению с 2006, практически не изменилась и находится на уровне 10-15%, а вот доля ноутбуков возросла с 9-12% в 2006 году до 18-22%. Как видим из этих цифр, рынок ноутбуков является локомотивом движения, а вот рынок настольных ПК находится на прежнем уровне, иногда демонстрируя признаки стагнации.

– Какие тенденции, на ваш взгляд, на этом рынке, будут развиваться в 2008?

В 2008 мы ожидаем похожую ситуацию. Рынок настольных ПК выйдет на небольшой рост в размере 10% за счет требований Windows Vista к аппаратному обеспечению. Рынок ноутбуков ожидает небольшое замедление, он уже не сможет достичь заветных 100% в год. Мы ожидаем роста продаж ноутбуков в объеме 50-70%.

– Согласно исследованию KOSHT.COM, самыми популярными ноутбуками в 2007 были ноутбуки HP. «Сходится» ли это с вашими цифрами продаж?

– Да, это «сходится» и с нашими продажами, хотя основные продажи ноутбуков HP приходятся на корпоративный сектор – в розничной сети преобладает Acer. Ожидаемое появление в 2008 г. на рынке линейки ноутбуков HP Pavilion, возможно, вернет лидерство компании HP и в розничном сегменте.

– А можете ли привести свой «TOP ноутбучных брендов»?

– На данный момент это (в порядке убывания популярности): HP, Acer, Asus, Samsung, Toshiba, Fujitsu-Siemens, Sony и LG.

– В том же исследовании приводится мысль, что в лидерах по итогам года оказались достаточно дорогие устройства (ценой свыше 1000 у.е.) Можете ли вы прокомментировать это и, возможно, приоткрыть завесу тайны над структурой продаж? Сколько продаётся бюджетных моделей, сколько ноутбуков среднего класса, сколько топовых устройств?..

– В данном вопросе наши мнения расходятся, по нашим данным лидирующее положение занимают бюджетные модели стоимостью от 600 до 850 у.е., это ноутбуки компании Acer, Asus, а также некоторые модели HP и Samsung. На наш взгляд, структура продаж приблизительно такова: 70% – бюджетные модели, 20% – средний класс, 10% – премиум-сегмент.

– Ожидаете ли вы в 2008 бума спроса на сверхдешевые "сабноутбуки" класса Asus EEE?

– Появление данного класса ноутбуков довольно сильно отразилось на мировом рынке, продажи превысили все мыслимые и немыслимые ожидания, на данный момент практически все крупные мировые производители заявили о выпуске собственных устройств стоимостью до 500 долларов США. Возможно, в 2008 году мы станем свидетелями очередной смены представления о ноутбуках.

В отличие от всего мира, в Беларуси данный класс устройств едва ли завоюет значимую долю рынка, по крайней мере, в этом году. Данные устройства пока у нас используются как дорогие подарки, как второй ноутбук в длительные поездки либо как компьютер для начинающих или детей.

– Какие возможности и дополнительные особенности наиболее востребованы белорусами? Сканеры отпечатков пальцев, сверхъёмкие батареи?..

– Наши пользователи пока не очень избалованы, и не обращают внимания на дополнительные опции. Рынок ведь только формируется. Чаще всего покупатели требуют наличия Wi-Fi и Bluetooth для синхронизации контактов между мобильными телефонами и ноутбуками.

Что касается сканера отпечатка пальцев, то на его использование вам необходимо получить лицензию, так как он относится к устройствам криптозащиты ;) А вот сверхьемкие батареи, к сожалению, практически не доступны на нашем рынке.

– Какова ситуация с «серым» рынком ноутбуков?

– В целом, «серый» рынок сдает позиции. В бюджетном классе доля серых ноутбуков сократилась до 70%, в среднем – с 60% до 30%. В премиум классе «серых» ноутбуков практически нет.

Бизнес по продаже ноутбуков выходит из тени. И правительство значительно помогает в этом. Следует отметить следующие положительные моменты:

– переход от единого налога к общим схемам налогообложения при реализации индивидуальными предпринимателями ПК, ноутбуков и комплектующих к ним;
– запрет на торговлю высокотехнологическими товарами через интернет без наличия реальных торговых площадей;
– усиление борьбы ГТК Беларуси с контрабандой и вступление Республики Польша в шенгенскую зону, что ведет к значительно меньшей рентабельности «челночного» бизнеса;
– отмена 5% пошлины при ввозе ноутбуков на территорию РБ;
– активизация и расширение списка компаний-дистрибуторов основных брендов;
– специальные цены производителей ноутбуков для РБ.

– Почему пользователи выбирают всё ещё более дорогие «белые» ноутбуки?

– Не секрет, что одним из важнейших факторов при выборе ноутбука является цена, на данный момент цена на «белые» ноутбуки стремительно приближается к цене нелегально ввезенных. Когда разница в цене уже не столь значительна, пользователи выбирают качество, русскую локализацию, гарантию своих прав как потребителей. Ноутбук является товаром длительного пользования, дорогой покупкой. Страх ошибиться в выборе здесь достаточно силен, потребители уже не хотят рисковать. Плюс, изменяется менталитет покупателей. Теперь они требуют уважения к себе – и больше не ходят в «подвалы» за дорогими покупками.

Ноутбуки во многом имиджевый товар, и покупатель должен иметь возможность выбора – потому нужны витрины, где представлено множество ноутбуков. Плюс, обычно к ноутбуку необходимы сразу несколько аксессуаров – специальная сумка, специальная мышка, флешка. И прелесть «нормальных» магазинов в том, что все это вы сможете купить в одном месте. Причем, выбрать лучшую сумку необходимого размера и наиболее удобную вашей руке мышку. К тому же, все больше и больше завоевывает популярность покупки ноутбука в кредит либо с рассрочкой платежа. А подобные сервисы невозможны для «серых» продавцов.

– За рубежом, да и даже у восточных соседей великолепно развита розничная сеть продаж цифровой техники. В том числе, ноутбуков. У нас ситуация с рынком розничных продаж пока, мягко говоря, «незавидная» – розничных сетей по продаже высокотехнологичных товаров почти нет, ровно как и «цифровых гипермаркетов». Самый большой выбор ноутбуков, которые можно было бы «пощупать» вживую я наблюдал в одном единственном месте – «Корона Техно». Как, на ваш взгляд, будет развиваться этот сегмент? Куда, когда двинемся? И будет ли вовсе это движение?

– Тяжелый и больной вопрос для нашей страны, но он обусловлен общим состоянием экономики, размером рынка, законодательством. Кроме этих сдерживающих факторов еще можно выделить обязательную сертификацию, которая в нашей стране является очень дорогой и сложной процедурой, отсутствие сильного дистрибьюторского канала и заинтересованности в нашем рынке со стороны производителей. Так же хочется отметить отсутствие и дороговизну торговых площадей.

Касаемо большого выбора в «Корона Техно» я могу с вами поспорить, в наших магазинах вы найдете значительно больше (от 25 до 35 моделей) ноутбуков на витринах. При этом каждый из них можно посмотреть и протестировать.

Весной мы планируем открыть магазин, в котором вы найдете уже более 50 моделей на витрине(!). Такое многообразие практически невозможно найти в магазинах конкурентов.

Беларуси не избежать цивилизованного развития розничной сети. Не думаю, что будут открыты компьютерные магазины площадью в 1000 кв. м, так как это пока экономически не целесообразно. Но количество крупных компьютерных магазинов в ближайший год удвоится, а крупные розничные сети с большей охотой будут выделять место на полках для продажи ноутбуков.

Следует также сказать вообще о развитии рынка розничных продаж ноутбуков. В Беларуси нет игроков, доля рынка которых превышала бы 5%. Из самых крупных игроков, помимо «Ситилайна», мы бы отметили «Сильверадо», «RD Group» и «Новатек». Это минские сети. В регионах мы с удовольствием выделим компании «Успех» (Брест) и «Компьютер Плаза» (Гомель) – по своему уровню развития и качеству сервиса они могут дать фору большинству минских продавцов.

– На что стоит обращать внимание покупателю при выборе ноутбука? Можете дать несколько небанальных советов, не срываясь в полноценное повествование «как правильно выбрать ноутбук»?

– В первую очередь, потребитель должен четко понимать цель использования ноутбука. Например, невозможно подобрать «маленький дешевый и для игрушек», так как это – взаимоисключающие параметры.

Если вы не можете четко подобрать параметры ноутбука для ваших целей, выбирайте надежного продавца, и его консультанты смогут помочь вам – они проходили специальное обучение и отлично ориентируются в многообразии моделей.

При выборе магазина обращайте внимание на наличие реального товара в магазине, а не на обещания достать привезти через неделю и так далее. Проверьте также наличие лицензии на розничную торговлю.

При покупке ноутбука, как и любой дорогостоящей техники, обратите внимание на наличие и правильное заполнение гарантийного талона: с печатью продавца, с указанием авторизованного сервисного центра.

Предложение продавца обращаться в гарантийных случаях непосредственно к нему, должно насторожить вас. Возможно, данный товар поставлен по серым схемам, и просто не обслуживается в фирменном центре. А это значит, что в случае сложных проблем, вроде «битых пикселей» на мониторе или поломки клавиатуры, вы попросту не сможете в адекватные сроки получить свой компьютер из ремонта. По закону о правах потребителей, ремонт должен выполняться в течение 14 дней.

При покупке потребуйте фискальный чек кассового аппарата. Наличие чека даст вам гарантию, что вы в дальнейшем сможете воспользоваться правами потребителя.

– Как часто возвращаются ноутбуки по гарантии? Что в них страдает чаще всего? Как в принципе обеспечивается гарантия для «белой» техники?

Ноутбук – это готовое изделие, которое проходит жесткий контроль качества на заводе. Процент брака небольшой, не превышает 1-2%. В основном, поломки происходят из-за неправильной эксплуатации: больше всего страдают аккумуляторы, приводы, экраны.

Гарантийное обслуживание производят авторизированные производителем сервисные центры. Список белорусских сервисных центров большинства производителей вы можете найти на нашем сайте.

Валентин Фроловский о себе

Родился в 1978 г. Минске. Холост. Закончил Высший Минский Радиотехнический Колледж по специальности «Автоматизированные системы управления предприятием», в 2001 закончил Белорусскую Государственную Политехническую Академию по специальности «менеджер-экономист в совместных предприятиях в промышленности». В 2006 успешно защитил диплом магистратуры «Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ» с присвоением степени Магистра Бизнес Администрирования (MBA). С 1998 по 2001 год – главный инженер проекта в ООО «Экософт». С 2001 по 2003 - руководитель проекта по внедрениию КИС “Галактика” и интеграции с SAP/R3 в ОАО «Международный аэропорт "Шереметьево"» (Москва). С 2003 по 2006 – продукт-менеджер брендов ASUS, Epox, Glacialtech, Delux и др. в дистрибьюторской компании. С 2006 года – директор по развитию компании Ситилайн.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-65%
-10%
-26%