СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Как обезопасить себя при покупках в белорусских интернет-магазинах?


Юрий Перевозков | Изображение с сайта KOSHT.COM«Отстойнейшая контора! – делится острыми ощущениями жертва одной «сомнительной лавочки». – Заказал я в этом интернет-магазине плеер, курьер обещал прийти завтра. Проходит три дня. Наконец посреди ночи звонок – сейчас еду! Ладно, забрал я этот плеер. Сунули мне визитку: мол, у нас собственный сервис-центр, а визитка – это гарантийный талон. Я повелся. Через два месяца девайс исдох, а они говорят: знать ничего не знаем». Теоретически вляпаться в подобную историю может каждый, но новичкам «везет» вдвойне. О том, куда и как следует жаловаться, если вас «обвесили» в Сети, KOSHT.com разбирался вместе с ведущим юрисконсультом общественного объединения «Защита потребителя» Юрием Перевозковым.
 
О «Васе Пупкине» из «Рогов и копыт»

Если нет желания рыдать на форумах в окружении товарищей по несчастью, лучше с самого начала проверить выбранный виртуальный прилавок на профессиональную вшивость. Как правило, «на сайте магазина есть ссылочка вида «О нас» или «О магазине». Перейдя по ней, можно посмотреть, на кого зарегистрирован данный интернет-магазин, наименование субъекта хозяйствования, номер лицензии или номер государственной регистрации, а также почтовый адрес. Обратите внимание: не e-mail, а почтовый!»

Поскольку сетевые дети лейтенанта Шмидта ведут круглогодичную заготовку рогов и копыт незадачливых граждан, надо быть начеку: при заказе товара или его получении «следует обязательно поставить диспетчера в известность о том, что вам необходимо наличие в гарантийном талоне сведений о продавце в виде печати. Если это индивидуальный предприниматель «Вася Пупкин», то в талоне должна стоять печать «Васи Пупкина». Не самонаборный штамп, который может сделать кто угодно, а именно печать продавца или субъекта хозяйствования! Скажем, печать ООО «Рога и копыта».

Этими мерами потребитель обезопасит себя от знатоков четырехсот способов честного отъема денег. Если в дальнейшем возникнут проблемы, при наличии печати не надо будет доказывать наличие договорных отношений. В гарантийном талоне также должны быть указаны реквизиты товара (наименование, модель, серийный номер, дата реализации, стоимость).

На вопрос о наличии «черного списка» неблагонадежных «Рогов и копыт», водящих клиента за нос с завидным постоянством, общество защиты прав потребителя загадочно сообщает: «Если есть жалобы – значит, люди работают!».

«Дзядзька ходзiць па «Импульсу» i крычыць!»

«Такое ощущение, что этим фотоаппаратом кто-то уже пользовался. Аккумулятор полудохлый, резкость сбита. Какой леший меня дернул заказывать через Сеть?» – неподдельно горюет другая форумчанка. Однако, попав в число униженных и оскорбленных, логичнее приступать не к публичному самобичеванию, но к энергичным действиям. Последовательность может выглядеть например так:

Открываем сайт магазинчика, смотрим почтовый адрес и отправляем письменное заявление заказным письмом с уведомлением о вручении. В письме указываем наименование товара, дату приобретения и суть проблемы. Просим либо поменять товар, либо вернуть уплаченную сумму. Указываем, что срок удовлетворения требований не должен превышать 14 дней с момента получения письма. Если за две недели требование не удовлетворяется, нужно обращаться с иском в суд.

Кстати, отсутствие чека – не повод тщательно посыпать голову пеплом. «А что, дзядзька ходзiць па «Импульсу» и крычыць: «Чэка нету – прав нету»? Не верьте ему! Согласно п. 5 ст. 19 закона «О защите прав потребителя», отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В качестве доказательства могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала, тары, на которых есть отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца. А также документы и другие средства, указывающие на осуществление покупки товара у продавца».

Правда, если из всего перечня «вы можете предоставить суду только свидетельские показания – 90-95% вероятности, что вам приветливо скажут: «До свидания!».

Если вместо чека магазин выдал вам иной документ, зарегистрированный в установленном порядке, по его номеру и серии можно узнать, каким именно субъектом хозяйствования данный документ выдан. Для этого есть специальный ресурс – blank.bisc.by. Сайт «безвозмездный, то есть даром», но пользы приносит вагон.

«Неважно, о чью голову его разбить»

Право выбора требования, предъявляемого продавцу, принадлежит исключительно потребителю. Есть перечень технически сложных товаров, замены которых можно требовать только при наличии существенных недостатков. Зато расторжения договора купли-продажи и возврата денег можно требовать при наличии любого дефекта в любом товаре. Причем никто не может заставить вас отнести товар в гарантийную мастерскую вместо возврата денег: это нарушает ваши права.

Конечно, если дефект не носит производственного характера, основания для удовлетворения нет. По словам Юрия Перевозкова: «Не важно, о чью именно голову вы разбили приемник. Важно, что производитель здесь ни при чем».

Заказчики, состарившиеся в процессе ожидания курьера, также вряд ли смогут получить выплату неустойки: «Как доказать, что вам обещали доставить товар через три дня, а не через восемь? Это фактически недоказуемо».

«Секс-свинки и мертвая мышь в шоколаде»

Клиенты секс-шопов в «Защиту потребителя» не обращаются, народ стесняется. На памяти юрисконсульта были разве что большое шоколадное яйцо, да пара резиновых свинок, одна из которых вскарабкалась на спину другой. Таких экзотических дефектов, которые встречаются в продукции реальных гастрономов, в интернет-магазинах не бывает:

– Мышка в мороженом! Сам видел. Мышка, залитая шоколадом, в торте! Таракан в минералке! Пакетик от орешков в бутылке пива! Бычки от сигарет в батонах!

Справедливости ради, отметим, что интернет-магазины торгуют в основном техникой, а потому поэтому дефекты у продуктов менее экстремальные.

Главная проблема, с которой сталкивается общество защиты прав потребителя – неправильное оформление гарантийных талонов. Как итог – невозможность доказать наличие договорных отношений между покупателем и продавцом. «Человек звонит, я спрашиваю: «Сведения о продавце есть?» – «Да, есть» – «Гарантийный талон под рукой?» – «Нет, но я помню, там сведения есть». Я скептически возражаю: «Готов поспорить, что у вас там нет нормальных сведений! Есть номера мобильных телефонов? Извините, но номер мобильного телефона может быть зарегистрирован на кого угодно. «Но, есть печати!» – говорят. Я отвечаю: «Там не печать, а самонаборный штамп о том, что гарантия 36 месяцев, город Минск!» – «Ой, точно, а откуда вы знаете?». «У кого вы покупали?» – спрашиваю. «Я сайт этот найти не могу!» – отвечает. Вопрос: а как я вам его найду?»

«Ну выслушайте, совесть есть у вас?!»

По словам господина Перевозкова, иногда для общения с потребителями требуются железные нервы:

– В течение 14 дней потребитель может обменять товар, если он не подошел (при этом не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, имеются доказательства приобретения товара у конкретного продавца). Но государством установлен перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, обмену не подлежащих. Например, товары, имеющие гарантийный срок в техническом паспорте (ином документе его заменяющем), которых имеется отметка о дате продажи, та же бытовая техника. Одна женщина купила электрический фен и требовала замены. С этим человеком разговаривать вообще было бесполезно! Я объясняю ей – она мне не верит! А когда покупатели приходят и по 10 миллионов рублей морального ущерба хотят со всех стрясти – это вообще конец света.


Искатели справедливости не знают покоя и не теряют бдительности даже в ночные часы. «Второй час ночи. Звонок! «Вы общество потребителей?!» Я говорю: «Уважаемые, мы с 9-00 утра работаем». – «Ответьте мне на вопрос!» – «Я не буду вам отвечать, звоните утром!» – «Ну, выслушайте, у вас что, совести нет?!» Председатель объединения недавно спрашивала: «Тебе 8 марта в полночь не звонила какая-то нервозная?». Хотя виртуальные «Рога и копыта» не дремлют, их клиентам рекомендуется учитывать, что защитники прав потребителя несут исключительно дневной дозор.


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY