Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Рынок и право


Флаги CeBIT 2008 | Фото: оргкомитет CeBITНа CeBIT я ехал с некоторым трепетом. Ведь я там был в 1995, 1996 и 1999 годах, причем первые два раза – как представитель собственной программистской фирмы с двумя квадратными метрами выставочной площади. С тех пор утекло много воды. Все должно было измениться. Что же я увидел?
 
Юрий ЗИССЕР

Действительно, изменения видны невооруженным глазом. Проблемы с гостиницами остались, но прежней переполненности частного сектора и необходимости его бронировать минимум за полгода вперед больше нет. Народу в трамвае, идущем на выставку, и в проходах между стендами – раза в полтора меньше, чем десятилетие назад. Число павильонов, занятых собственно выставкой, уменьшилось. Некоторые павильоны даже оказались запертыми, а в большинстве из них стало намного просторнее. В отдельных павильонах даже были пустые пространства.

В день открытия на выставку прилетел и выступил уроженец Пинщины президент корпорации Microsoft Стив Балмер. Где он выступал – для меня загадка, так как я как раз 4 марта до обеда был именно во 2-м павильоне, на главном стенде Microsoft или в непосредственной близости от него. Согласно заявлениям СМИ, Балмер вслед за своим предшественником на посту президента корпорации Биллом Гейтсом привычно говорил о том, что потребность в бумаге скоро отпадет. В целом трудно не согласиться. Да и деревья надо беречь. А вот в частностях, как показала практика, применение компьютеров в бизнесе пока лишь увеличило потребность человечества в бумаге.

Крупняк

Костяк выставки составили крупнейшие IT-компании мира: IBM, CA, Microsoft, SAP и др. Все эти фирмы имели огромные стенды. Так, стенд корпорации IBM занимал чуть ли не половину престижного 2-го павильона. На каждом стенде было представлено частное решение IBM или какого-либо ее партнера. Microsoft пошла по несколько иному пути, установив по стенду почти в каждом павильоне. Ветеран немецкой софтверной отрасли компания Software AG оказалась на редкость живучей и до сих пор продает свою известную целым поколениям советских программистов СУБД ADABAS.

Один из павильонов был почти полностью занят правительством и фирмами Франции. Там выставлялись решения, разработанные на территории этой замечательной страны. Впрочем, почему-то этот павильон оказался едва ли не самым малолюдным на выставке.

Впрочем, далеко не все крупные завсегдатаи участвовали в выставке, а некоторые участники со стажем резко сократили размеры своих стендов, как, например, корпорация Oracle.

Славяне и Восток

Белорусских экспонентов обнаружил всего два: EffectiveSoft и IBA Group. Причем последний был представлен своей чешской штаб-квартирой, хотя на стенде присутствовала представитель минского отделения Ирина Киптикова. Остальные белорусские компании то ли проигнорировали мероприятие, то ли так глубоко законспирировались, что после двухкратного просмотра всей выставки умудрились остаться мной не замеченными.

Зато россияне были представлены как отдельными, уже теперь всемирно известными компаниями (Лаборатория Касперского, ABBYY, Parallels и др.), так и небольшими компаниями на коллективном стенде российской науки и госучреждений. Министерство образования даже сделало и подарило мне мое фото в своей «корпоративной» рамке. Поскольку камера была направлена на стенд напротив, то на фото у меня за спиной легко читается надпись Trend Micro.

Хорошо смотрелся и украинский стенд, где была выставлена их наука и «оборонка». Стенды наших братьев – западных славян (включая республики бывшего СССР и бывшей Югославии) – в основном были представлены командами оффшорного программирования.

Наконец, в приличном количестве были компании из Индии, Китая, стран Ближнего Востока и Азии, занимающиеся оффшорным программированием. Была даже одна фирма из Палестины.

Китайцы

В павильонах, посвященных оборудованию, поразило изобилие товаров, а также стендов китайских компаний. Не менее половины стендов были представлены узкоспециализированными китайскими оптовиками. Причем на каждом стенде находился лишь какой-то один товар. Я никогда в жизни не видел, чтобы на одном стенде одновременно находилось такое количество мышей, или клавиатур, или колонок в форме цветочных горшков или ваз, причем самых разных цветовых оттенков. Или все стены стенда были завешаны сотнями видов сумок для ноутбуков. То, что мы видим у белорусских поставщиков, по ассортименту даже не в 10, а в 100 раз меньше того изобилия, которое производят в Китае на радость всего мира.

Скандал с копирайтом у нескольких экспонентов выставки, из-за чего у них конфисковали контрафактные экспонаты, был достаточно подробно освещен в прессе, поэтому нет смысла еще раз писать об этом. Скажу только, что инцидент мелкий, частный и на самой выставке вообще никак не отразился.

Интернет

Целый павильон занимало оборудование для проводных и беспроводных сетей. Китайские стенды ломились от пачкордов, проводных и беспроводных маршрутизаторов. Но на всей выставке не было ни слова о собственно Всемирной Сети. Похоже, на выставке даже не подозревали, что существуют такие великие компании, как Google, Yahoo!, MySpace и т.п.

Тогда я пошел в справочное бюро и попросил подобрать мне все фирмы по разделу online marketing. Получился десяток фирм в 4-м павильоне, одновременно проходящих и по рубрике mobile marketing. На поверку это оказались компании, занимающиеся, грубо говоря, рассылкой мобильного спама. Например, когда покупатель проходит мимо магазина, ему можно бросить SMS-сообщение «Зайдите в наш магазин, у нас скидки». Я пока слабо верю в то, что белорусские мобильные операторы пойдут на что-либо подобное. Да и к интернет-бизнесу это имеет отношение весьма слабое.

Попробовал я поискать что-то об интернете и в ежедневной толстенной газете CeBIT News. И нашел: в одном из номеров автор статьи на двух страницах запугивал читателей негативными последствиями социальных сетей для безопасности компаний и граждан. Эдакая охранительная статья. Знакомо до боли, не правда ли? А в другом номере директор дивизиона Yahoo! Connected Life Марко Берриз, некогда в 16-летнем возрасте разработавший StarOffice, давал совершенно рекламное интервью об их новом (так и написано) революционном сервисе Yahoo! onePlace, представляющем собой сервис закладок для мобильных телефонов.

Форум

Единственное мероприятие по моему профилю – круглый стол с участием представителей Yahoo! и IDC – не оправдало моих ожиданий. В зале примерно на 500 мест присутствовало от силы человек 150. Панелисты, включая уже упоминавшегося Марко Берриза, говорили прописные истины. Было скучно, запахло товаропроводящими сетями. Да и тема достаточно плоская: «Кто будет платить за канал 100 мбит/с для интернет-видео?». Панельные эксперты в своих спичах пришли к оригинальному выводу, что, как ни странно, потребитель, если ему подсунут достойный контент. Вот такое открытие. А когда в продолжение секции вышел директор компании – производителя шин Continental AG с почетной получасовой корпоративной презентацией (о чем честно предупредил в самом начале), народ разбежался врассыпную по углам потреблять дармовую фуршетную еду: фруктовый салат, микропиццу в корзиночках, кофе-соки-воды и пр.

Следующая секция – «Маркетинг в эпоху web 2.0». Вопреки модному упоминанию, в анонсе не говорилось ни слова об интернете. В качестве экспертов были приглашены профессор провинциального университета и директора по маркетингу глубоко оффлайновых немецких фирм (кажется, никто ничего никогда не слышал о выдающемся немецком маркетинге). Я тоже вышел вслед за всеми, тихо снял свой именной бедж, заказанный через интернет еще из Минска. Проглотив фруктовый салат и тихонько положив в сумку соленый крендель (претцель) в качестве трофея, с чувством глубокого удовлетворения я променял семинар по маркетингу 2.0 на поездку в Бремен, о которой мечтал с глубокого детства, еще со времени сказок о бременских музыкантах.

Аренда вместо покупки

Острие прогресса в IT-области уже давно направлено на системы, работающие исключительно через интернет как веб-сервисы, доступ к которым предоставляется по системе «программное обеспечение как сервис» (SaaS, Software as a Service, еще называемой ASP – Application Service Providing). Например, системы электронной почты, коллективной работы над документами (Google Docs), поисковые машины, системы биржевой торговли и другие. Такие системы начинают широко использоваться не только частными лицами, но и предприятиями, причем они не приобретаются и не устанавливаются на компьютеры пользователя, а берутся в аренду.

Аренда программного обеспечения (ПО) и есть будущее: пользователь, обладающий подключенным к интернету «голым» компьютером, сможет через обычный браузер пользоваться ПО, установленным на мощностях провайдера, ничего дополнительного не устанавливая на свой компьютер. Причем приобретать ПО не будет смысла: его будут брать в аренду за сколько-то долларов в месяц или год. В любой момент от аренды можно будет отказаться или изменить глубину использования ПО с соответствующим перерасчетом стоимости.

ХХ век навсегда

Дважды осмотрев всю выставку, я пришел к неутешительному выводу: за те 9 лет, которые прошли с моего последнего визита в Ганновер, IT-мир шагнул далеко вперед, а CeBIT навсегда остался в ХХ веке: с горами оборудования, технологиями клиент-сервер, корпоративными системами бухгалтерского учета и прочими «большими системами для крупных клиентов».

Конечно, большие системы нужны, без них пока никуда не деться. Многие из них будут работать и через 20-30 лет – ведь до сих пор работают системы, установленные еще в начале 1960-х годов. Однако «классическая» корпорация Microsoft активно переходит на модель аренды программного обеспечения. Несколько месяцев назад она начала предоставлять в аренду свое ПО через хостинг-провайдеров буквально за копейки, и то платить за использование ПО нужно лишь в том случае, если его реально используешь. Отличное предложение в пику Google, пытающейся монопольно завладеть рынком SaaS.

Таким образом, на CeBIT самой «интернетизированной» компанией оказалась Microsoft, которая вот уже 11-й год только и делает, что пытается вскочить в уходящий интернет-поезд, но ей это до сих пор не очень-то удается. Остальные «крупные игроки IT-рынка» вообще никуда не спешат: судя по выставке, они и без того хорошо себя чувствуют. Пока.

Вот почему я больше никогда не поеду на CeBIT.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-20%
-20%
-10%
-10%
-20%
-10%
-30%
-10%
-20%